Leave a comment

tim_o_fay August 6 2018, 14:26:39 UTC
Со школьных лет запомнилось:
"Все на станции знают меня, студента-практиканта.

- Что, барин, - говорит добродушно стрелочник, около которого мы стоим в ожидании составителя, - видно, не на белой земле хлеб растет?

- Да, тяжелый труд!

Чтоб поспеть к восьми часам утра на смену и иметь хотя тридцать футов пара, надо начать растапливать паровоз с четырех часов утра. Можно, конечно, и скорей растопить, если не жалеть дров на растопку, но за экономию дров самая большая премия, и, следовательно, прямой убыток и Григорьеву и мне.

Когда разгорятся дрова, я бросаю кардиф в брикетах - род кирпичей, - пока не набросаю его в уровень с топкой. Кардиф дает жар, а пламя дает нью-кестль, черный, блестящий, мелкий уголь, который разбрасывается тонким слоем по кардифу.

Ровно в восемь часов утра на другой день мы кончаем дежурство. Но это еще далеко не конец. Мы отправляемся на угольную станцию взять запас угля на будущие сутки, затем едем за дровами и часам к двенадцати, наконец, въезжаем в паровозное здание.

И тут еще до конца далеко. Надо потушить паровоз, переменить набивки в сальниках и вычистить машину, пока она еще горяча. Часам к двум все кончается. Надо еще обмыться, и мы идем в ванную, моемся, чистимся и, все-таки черные и грязные, идем обедать."
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, "На практике"

Вот такое искусство топить котёл было :)

Reply

john_jack August 6 2018, 16:31:44 UTC
Тут в основном искусство растапливать, хе. И перематывать сальники! А ещё футы с фунтами перепутали.

Reply

tim_o_fay August 6 2018, 16:44:56 UTC
Футы с фунтами в худлите постоянно путают. Ещё американские калибры.
Век не забуду, как в "Королевской аналостанке" Сетон-Томпсона негр отстреливал бродячих котят из 22 дюймовой винтовки. "Айова" наверное нервно икнула от зависти.

Вот да: растопка, набивка сальников, ежедневная смазка во многих точках, вода, уголь, дрова и т.д. и т.п.

Кстати это к вопросу о классических паромобилях:
Раз в год прокатиться для фану можно, но ездить каждый день - повесишься :)

Reply

john_jack August 6 2018, 16:56:10 UTC
Есть у меня цитатка целая глава про запуск и ежедневное обслуживание бензинового двигателя, хе-хе-хе. Уровень технологии в целом, а не конкретный способ действия же. Те же смазка и сальники даже у паровозов через пару десятков лет стали централизованными и почти вечными металлическими, а в наше время фторполимеров во все поля… Разжигать можно газовой горелкой и вовсе строительным феном.

Reply

tim_o_fay August 6 2018, 17:09:19 UTC
Я ж про классику столетней давности:

Reply

john_jack August 6 2018, 17:15:31 UTC
Столетней, угу. Там же керосиновая горелка, чуть сложнее газового котла, который сейчас хозяйского внимания при работе вовсе не требует. С кривым стартером плясать не меньше надо было, и опережение зажигания на ходу крутить потом.

Reply

tim_o_fay August 6 2018, 17:26:57 UTC
Вот!
Для комфортного поюза придётся вешать кучу электроники, как это ни противно.

Reply

john_jack August 6 2018, 17:35:01 UTC
Как что-то плохое.
Впрочем не обязательно именно ардуину. С тех пор и электрика, и просто механика весьма далеко ушли. Сравнить даже тогдашний карбюратор с "современным", годов восьмидесятых прошлого века. И проще, и работает гораздо лучше. Электроника же позволит вовсе исключить внимание оператора, до "20 минут на процедуру чистки установки от золы в неделю".

Reply

tim_o_fay August 6 2018, 17:43:14 UTC
Я же всё на постПесеЦ примеряю :)

В постапок вся эта канитель уже меньше будет напрягать по сравнению со все остальным, а в нормальные времена не вижу особой надобности топить дровами/углем.
Жидкое и газовое же топливо золы не дают.

Reply

john_jack August 6 2018, 18:00:08 UTC
Найденные по опыту и расчётам оптимальные решения довольно трудно просрать же. Имея тот же газовый котёл или карбюратор от скутера, уже не надо изобретать заново часы с кукушкой и подогреваемыми сеточками.

Так-то да, если всерьёз делать дорожный паровик сейчас, то на мазуте и ДТ, может на дешёвом бензине. Однако твёрдое топливо интереснее. Именно возможностью халявы и "вдруг есичо". Испортить дровяной котёл под горелку же всяко проще, чем наоборот.

Reply

tim_o_fay August 6 2018, 18:07:11 UTC
Чёрт его знает, как на твёрдом без кочегара?
Если на пеллетах и гранулах, то смысл теряется. Если на швырке и несортированном угле - как это автоматизировать?

Reply

john_jack August 6 2018, 18:41:15 UTC
Стокер же. Ему всё равно, что пеллеты, что другие топлива куски. Цельными брёвнами нипатапить, но они с нормальным котлом чисто геометрически несовместимы, измельчать всё равно как-то надо. Сложнее с регулированием. Жидкого сколько вдул, столько оно тут же и сгорело. С твёрдым же надо гадать сколько уже лежит в топке, косвенно по датчикам это видно плохо.

Reply

tim_o_fay August 7 2018, 02:39:43 UTC
Задачка та ещё.

Трудоёмкость и энергоёмкость подготовки достаточно мелкодисперсного твёрдого топлива для постапоковской коммуны соизмерима с таковой при производстве из того же сырья жидкого котельного топлива. Кроме того проблемы зольности и прочие переносятся в стационарную установку, где с обслуживанием не в пример проще.

С другой стороны возможность кормить повозку в дальних экспедициях подножным кормом тоже немало стоит.
Опять же многое зависит от габаритов колесницы.

Мне даже в голову дурная мысль приходила с подачей в топку цельного бревна :)
Не целиком конечно, а чтобы только небольшая часть в топке, а остальное в желобе снаружи. Но это уж совсем хтонично.
И котёл похоже придётся делать по типу паровозного - с большим запасом пара.
Соответственно развести пары быстро не получится, разв что иметь ещё один "быстрый котёл".

Reply

john_jack August 7 2018, 03:19:04 UTC
Диалектика же!
Ветки-палки измельчить очень просто, садовая дробилка же. Не так аккуратно, как прессованные пеллеты, но сойдёт для сельской местности. Благо основной источник возобновляемой древесины молодая поросль. Крупная повозка же и поленья терпит, и кочегара позволяет.

Запас пара же всегда полезен. Не обязательно большой, но монотрубные-прямоточные котлы типа доблевского совсем уже экстремизм, слишком чувствительног регулирования требуют. Для разведения же можно поиграться с конструкцией. Тот же haystack позволяет разделить котёл на кипятильное пространство вокруг топки, дополненной разными водотрубами, и экономайзер в горизонтальной части, лишь нагревающий воду. Топка разогреется быстрее остального котла и даст давление почти сразу. При регулярной езде же проще не тушить совсем, современные материалы, уплотнения и конденсатор позволяют.

Reply

tim_o_fay August 7 2018, 03:48:36 UTC
Хм...
Знаком ли уважаемый понь с конь-струкцией рекомой rocket stove?
Как мне блазницца, оная ракетная печка неплохо подходит на роль топки в американовский котёл.
И ветки сильно мельчить не надоть, лишь бы из загрузочной трубы на торчали сильно.

Reply

john_jack August 7 2018, 04:01:14 UTC
Подачу воздуха душить надо же. Разве что здоровую предтопку для больших поленьев делать.
Ветки всё равно лучше резать в мелкие кубики, они так банально лежат компактнее, и подавать механически.

Reply


Leave a comment

Up