К общеизвестному сравнению Теслы с Калиной, но безотносительно его.
Говорят, что всё электричество сделано на ТЭС, где жгуть НЕФТЬ!!! (на самом деле нет, но). Казалось бы, чем жечь ископаемое топливо фтопке лучше, чем привычно заливать его сразу в бак каждой тарантайки?
Для движения машины по трассе надо где-то 5 киловатт. Электромотор жрёт для этого максимум 6 киловатт, с учётом всех потерь электростанции для этого надо произвести 10 киловатт. А сжечь на 25-30 киловатт угля или газа.
Автомобильный двигатель в идеальных условиях жрёт 250 граммов бензина на киловатт в час, при расходе 8 литров на сотню это значит что когда прёт он на 5 киловатт, то жрёт аж на 30. А чтобы произвести 30 киловатт, надо сжечь уже на 80-100 киловатт топлива - причём бензина.
Двигатель внутреннего сгорания имеет одну неприятную особенность: КПД его сильно зависит от нагрузки. Максимальный КПД он выдаёт только близко к номинальной мощности. А максимальную мощность только на очень определённых оборотах.
У легковых машин номинальная мощность мотора избыточна в десяток-другой раз чтобы иметь хорошие динамику (мощность, использующуюся при ускорении) и эластичность (мощность на оборотах, отличных от тех определённых). Когда со стосильного двигателя снимается пять-десять механических лошадей, ему всё равно приходится тратить львиную долю бензина на поддержание собственного вращения и на создание в цилиндрах хоть какого-то давления. Дизели на частичных нагрузках эффективнее оттомоторов, так как всегда наполняют цилиндры рабочим телом полностью, но у них больше механические потери и реальная экономия невелика.
Всё лучше у судов, самолётов и частично грузовиков с автобусами. Грузовикам не надо рвать с места, потому громадный запас мощности не нужен. У трёхтонной газели мотор ненамного мощнее, чем у еле дотягивающего до тонны жигуля. Корабельные дизели (вечный эталон эффективности, аж за 50%!) и авиадвигатели вообще большую часть времени работают на полной мощности.
И только у электромотора эффективность от нагрузки зависит мало. На условную Теслу можно поставить хоть 100, хоть 300, хоть 500 кВт, но на одной скорости разница в потреблении будет незаметна.
Ещё есть паровые машины, у них КПД зависит от нагрузки хитрее, что позволяет одним паровозом таскать тяжёлые товарняки, курьерские экспрессы и пригородные поезда, но там свои сложности. На современных железных дорогах же при достаточном потоке становится выгодно не заливать соляру в каждый локомотив, а поставить электростанцию и передавать электричество по контактной сети. Это дорого, это не без потерь, но по топливу всё равно дешевле тепловозной тяги. На дорогах асфальтовых превосходство электромобилей пока упирается только в батарейки. Как и вся прочая фантастика ближнего прицела, хе.
Особенно забавен пассаж про "КАК, ПЛАТНАЯ ЗАПРАВКА?!" Наверно в предполагаемом далёком будущем за один доширак в пятёрочке надо платить, а запас на неделю можно взять за спасибо.
Когда-то бензин был отходом производства керосина с мазутом, его просто сливали в канавы.
Я помню, как лет десять назад солярка на заправке была дешевле бензина. Как раз тогда расцвели дизельные кредитопомойки, спрос на солярку резко вырост, и сейчас она стоит уже дороже бензина. Дизель всё равно жрёт меньше, но в деньгах сравнимо, а сама машина дороже.
С электричеством будет так же. Как появятся электромобили в заметных количествах и заряжающие их ночью экономные хозяева дадут заметную нагрузку на сети, так ночной тариф и подорожает. Всё равно будет дешевле дневного, чтобы меньше грузили днём, но ненамного. Плюс у каждого платного парковочного места будет розетка для зарядки - конечно платная и конечно дороже бытовой. На кидающих кабель с шестнадцатого этажа будут смотреть с пониманием и лёгкой жалостью.
©пёрто у
sanitareugenИ да, это выгоднее чем жечь тот же бензин в автомобильном моторе. Про гибриды мне ещё есть что рассказать.
Вдобавок: только я понял, как связаны радиальные парораспределительные механизмы, как в следующей же книжке их родство написано прямым текстом. Что ещё забавно, "сложный" механизм Вальсхарта был изобретён (но не получил распространения) раньше, чем примитивный Хэкворта.