Проект «Бесплатный доступ к электронным учебникам для учащихся, их родителей и школ»[Spoiler (click to open)] Проблемы российского общего образования, обуславливающие данный проект
Неудовлетворенность качеством общего образования для инновационной экономики
Большой разрыв в доступности качественного образования в зависимости от социального, финансового, технологического, регионального статуса школ, семей.
Отставание создания современных учебников и пособий от задач совершенствования общего образования, Отсутствие обратной связи между авторами книг-издательствами и преподавателями. учащимися, необходимость быстрой ежегодной экспертной коррекции
Большая стоимость учебных материалов для родителей и государства.
Причины
Затраты на приобретение школьных учебно-методических материалов: родителей не менее 10 млрд.руб./год, государства не менее 1 млрд.руб/год (с региональными бюджетами не менее 7 млрд.руб./год)
Основной доход идет частным издательствам, авторы получают ничтожную долю от прибыли издательств
Большие затраты, необходимые для внедрения современных технологий в общее образование. Отставание преподавателей школ от современных тенденций развития технологий в образовании (мобильное обучение, обучение через соцсети, игровое обучение, дополненная реальность, обучающая аналитика, виртуальные лаборатории, обучение основанное на движениях и т.д.). Распыление средств, выделяемых на информатизацию школ и дублирование технологий, контента, систем управления в каждой отдельной школе.
Отсутствие достаточных финансовых средств и зачастую мотивации руководства школ во внедрении современных технологических средств в образование.
Суть проекта
Грантовый конкурс авторов - профессионалов на создание новых современных вариативных электронных учебников, задачников, пособий, решебников, постепенно покрывающий весь стандарт образования общеобразовательной школы.
Экспертиза учебников в комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания федеральных государственных образовательных стандартов и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы. Утверждение рекомендаций для использования в школах вновь созданных учебников осуществляется на основании решения межведомственной комиссии.
По конкурсному договору с автором имущественные права на учебник переходят в общественное достояние и могут использоваться государством внутри страны бесплатно (с возможностью последующего корректирования учебника, неограниченного копирования и скачивания электронных учебников). В последующем допускается сопровождение и коррекция любыми специалистами, при условии принятия исправлений и коррекции экспертными комиссиями РАН. На первых этапах проекта электронные учебники в пилотном режиме распространяются за небольшую плату (существенно меньшую, чем существующие учебные материалы) с тем, чтобы через пять лет выйти на полностью бесплатные электронные учебники.
Гонорар авторов состоит из единовременной оплаты и ежегодного вознаграждения, зависящего от рейтинга учебника по результатам каждого года в течение оговоренного срока (например, 5 лет).
Распространением электронных учебников занимается уполномоченное государством агентство через федеральный информационный портал.
Цель проекта
Ускорить создание и распространение электронных учебников и уменьшить расходы на приобретение учебно-методической литературы государством и родителями.
Апробирование схемы краудсорсингового создания и экспертного рецензирования современных учебников на принципах, близких к Creative Commons .
Улучшить качество дистанционных и электронных программ обучения в общеобразовательной школе и расширить практику их применения в российских школах
Продолжительность пилотного проекта - 5 лет.
Задачи проекта
Создание государственной программы перевода школьных учебников в электронные и сетевые ресурсы их бесплатного скачивания.
Использования существующего федерального информационного портала для размещения электронных учебников и организации авторского инструментария на этих ресурсах.
Результат проекта Проект предполагает охватить большинство родителей, государственных и негосударственных школ, имеющих финансовые возможности приобретения и технологии освоения ридеров, планшетов, ноутбуков и других устройств для чтения электронных учебников. В среднесрочной перспективе в ближайшие пять лет Программой предполагается создать весь комплект необходимых сопровождаемых (корректирующихся) современных электронных учебников для общеобразовательной школы (начальной, средней и старшей).