Наконец, исполнилось мое давнее желание побывать в этом музее. В самом монастыре я бывала уже не один раз, но вот в музей иконописи по разным причинам попасть не получалось. А тут спонтанный поход, и все получилось без всяких осложнений.
Вообще этот поход был отмечен тем, что многое произошло впервые. Например, монастырскую часовню я как следует разглядела только сейчас, так как обычно шла по другой стороне улицы. Хотя, конечно, непонятно, чего она так далеко от самого монастыря. Не очень далеко, конечно - пешком быстро дойдешь - но единым целым тоже назвать сложно.
Маковка этого храма видна издалека, так что заблудиться по пути довольно-таки сложно. По улице Сергия Радонежского идти минут 5-7, наверное. Не больше. А потом будет сквер с памятником и ворота.
На территорию можно зайти абсолютно бесплатно и совершенно свободно фотографировать.
Потому что монастырь давно не монастырь, а всего лишь музейный комплекс.
У входа есть план, хотя заблудиться там и так трудно.
Хотя храм Спаса Нерукотворного действующий.
Он не похож ни на один храм, где мне приходилось до этого бывать. С одной стороны серые голые стены смотрятся не слишком красиво, а с другой стороны вспоминаешь, что на самом деле важнее всего.
А сам музей находится вот здесь.
Хозяйка территории, что бродила возле кассы.
Надо купить входной билет в музей, а так же при желании разрешение на фотосъемку, которое дороже билета стоит. Но я в итоге не пожалела, что оплатила эти несчастные 300 рублей сверху.
Кошки возле сувенирного магазина.
Демонстрировали невероятную любовь. Аж завидно было.
Сам музей - это прежде всего собрание икон, а так же различных священных изображений. И немного про процесс изготовления иконы рассказывается. Все прочее как-то проходное и почти не запомнилось. Что я древних надгробий ни разу не видела что ли, например? Их и во дворе целая груда лежит.
На первом этаже посетителей встречает портрет Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра Великого, что окончилась в этом монастыре свои дни. Рядом мемориальная доска со списком представителей данного рода, погребенных в этом же месте. Обширная доска, но снимок получился размазанным, к сожалению. Наверное, не спорста местом заточения экс-царицы был выбран именно этот монастырь.
В музее 4 этажа, начинать приходится практически с самого верха, потому надо быть внимательными к указателям, чтобы ничего не упустить из экспозиции. И смотрителей там много-много - это может слегка нервировать.
Музей носит имя Андрея Рублева, но его работ здесь практически нет.
Разве что части "Страшного суда", но сохранность их не лучшая.
Время сделало свое дело.
Христос во славе.
Шествие праведников в рай. Грешников в ад не показали здесь, как гонят почему-то.
Вход Господень в Иерусалим. 15 в., Московская школа. Одна из тех икон, что вставляют в церковный иконостас. Эта из так называемого праздничного ряда.
Вознесение Господне. Оттуда же.
Успение Богородицы. Возможно, этот образ написал Дионисий в конце 15 в. Взят из Успенского собора г. Дмитров.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Таких икон с клеймами жития там довольно много.
Вот еще св. Георгий.
И св. Параскева Пятница. Я не сразу разобралась, в каком порядке смотреть сцены из жития. Логичнее было бы по кругу, наверное. Но вроде сначала идет верхняя часть, потом боковые сцены попеременно, а потом нижняя. Так хотя бы какая-то логика от рождения до смерти получается.
Св. Иоанн Предтеча. Его аналогичных образов там немало.
Это икона Зачатия Иоанна Предтечи. Все-таки образов такого рода я не понимаю.
Вот еще есть "Встреча преподобных Иоакима и Анны", понятно какая. Читала я толкования предания о Рождестве Богородицы, и меня удивило подчеркивание того, что никакой радости "встреча" святым не доставила. Они просто решили соединиться для зачатия чада. И это превозносится как подвиг и великая святость. Тогда зачем вообще рисовать такие иконы? Всем же ясно, что дети появляются не от поглаживания щеками. Взрослые люди и так все поймут.
В музее так же множество образов Спасителя. Многие из них нам знакомы по ассортименту иконных лавок, но есть и такие, что увидишь не каждый день. Вот этот, например, относится примерно к середине 13 века. В глаза бросается прежде всего румянец, что придает образу особенную живость какую-то.
Спас Нерукотворный. 14 в, Московская школа. Вот про такие иконы я обычно говорю, что ими только детей пугать. У нас на даче висит совсем другой Спас Нерукотворный, и вот его я могу воистину назвать Светлым Ликом Христа, который созерцать радостно.
Богоматерь Одигитрия, 15 в. (Македония) Не каждый день увидишь образ из этих краев.
Апостол Лука и София, 15 в, Тверь. Тоже не на каждом шагу встретишь.
Иисус перед Пилатом. Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 г.
Иисуса ведут на Голгофу. Там же.
Воздвижение Креста Господня. Там же.
Снятие с креста. Там же.
Положение во гроб. Там же.
В этой части музея речь идет о древних рукописных книгах и об изготовлении икон.
Этапы написания иконы. 1 этап.
2 и 3 этапы.
4 и 5 этапы. Шестым идет окончательная роспись, но это фото вышло смазанным.
Дальше будет зал с резными иконами и скульптурными изображениями святых. Часто говорят, что у православных иконы, а у католиков статуи, но это не совсем так все же. Есть и иконы у католиков, и изваяния у православных. Хотя последние на разных этапах пытались изжить, так как они напоминали кому-то идолов. Но все же и эта форма священных изображений вполне традиционна для русской православной культуры.
Херувим из дерева.
Сотник и Иоанн Богослов из композиции "Распятие Христово", 19 век.
Резные Царские врата.
Еще.
Великомученица Параскева Пятница. 17-18 вв.
Голова Иоанна Крестителя на блюде. Я аж вздрогнула - очень натуралистично выглядит.
Николай Чудотворец Зарайский, 19 в.
Великомученица Екатерина, 17-18 вв.
Никола Можайский, 17 в.
Если подняться в другую часть здания, то попадешь в помещение, похожее на часовню. Здесь явно проводятся какие-то культурные мероприятия, так как стоят ряды стульев. Меня впечатлил образ архангела над входом. Он просто огромен.
Можно полюбоваться видом из окна, хотя из-за толстых решеток много не разглядеть.
А в самом зале попытались воссоздать иконостас Благовещенской церкви г. Юрьевца. Он неполный, так как не все образа удалось сохранить. Но их по максимуму постарались расставить по своим местам.
Часть композиции "Корабль веры". Думаю, что это Иисус, усмиривший бурю во время морского плавания.
Дальше мы спустились на самый нижний этаж. Там иконы, в основном, поздние, и потому сильно чувствуется влияние европейской живописи. Это Богоматерь с младенцем на престоле, конец 18 века, мастерская при Посольском приказе.
Богоматерь Всех скорбящих радость. Тоже конец 18 века.
Рождество Богородицы, 1688 г.
Богоматерь Всех скорбящих радость (умиление и посещение в беде страждующим), 1703 г.
Все-таки не могу определиться, какой мне стиль больше нравится.
Богоматерь Живоносный источник, 1703 г.
Богоматерь Звезда Пресветлая, 17 в. Об этом образе вообще в первый раз слышу.
Господь Вседержитель, 1703 г.
Тайная вечеря, Москва, 18 век.
А по этой иконе можно прочитать Апостольский символ веры. Такого еще не встречала.
Еще один Вход в Иерусалим.
Образ Спаса Эммануила, 17 век. Иными словами, Младенца Иисуса. Я думала, что в подобной ипостаси Он почитается лишь в католичестве, потому была приятно удивлена.
Ангел-хранитель охраняет сон человека. 17-18 вв.
Снова Рождество Богородицы, 16 в., Тверь.
Рождество и детство Богородицы.
Введение во храм (справа).
Успение.
Сошествие Христа во ад, 16 в., Псков.
Интересный образ Святой Троицы, 17 в. Хрестоматийных "рублевских" образов в музее было с десяток, а такой только один.
Благоразумный разбойник, 17 в.
Илья Пророк в пустыне, 16 в., Русский север.
Выйдя из музея, можно заглянуть в сувенирный магазин. Возможно, найдется что-то интересное. Я покупать ничего не стала, но порадовало, что наборы открыток есть.
Теперь подумываю заглянуть в монастырь золотой осенью. Таким я его еще не видела.