Оригинал взят у
asnecto в
Красный Дракон или еще о В. БлэйкеПродолжим наше общение с английским поэтом XIX в.
Вильямом БЛЕЙКОМ.
Гравёр, выпускник Королевской Академии искусств, художник Вестминстерского аббатства.
Вернее сказать, у нас больше он известен как религиозный, мистический поэт, современник Байрона и Пушкина.
Может быть, благодаря Маршаку, всю жизнь переводившего его острейшие, непохожие ни на кого другого, а порой гениальные строки:
В одном мгновенье видеть вечность.
Огромный мир - в зерне песка.
В единой горсти бесконечность,
И небо - в чашечке цветка!
***
Кто удержит радость силою,
Жизнь погубит легкокрылую.
На лету целуй ее -
Утро вечности твое!
Убийственные эпиграммы:
Разрушьте своды церкви мрачной
И катафалк постели брачной
И смойте кровь убитых братьев -
И будет снято с вас проклятье.
***
Расскажите-ка мне, что вы видите, дети?
- Дурака, что попался религии в сети!
***
- Мой сын, смирению учитесь у овец!..
- Боюсь, что стричь меня вы будете, отец!
***
Мой ангел, наклонясь над колыбелью,
Сказал: "Живи на свете, существо,
Исполненное радости, веселья,
Но помощи не жди ни от кого".
***
Всю жизнь любовью пламенной сгорая,
Мечтал я в ад попасть, чтоб отдохнуть от рая.
***
От дьявола и от царей земных
Мы получаем знатность и богатство.
И небеса благодарить за них,
По моему сужденью, - святотатство.
А какие у него "Пословицы Ада"!
Но лично для меня стало совершенной неожиданностью то, что В. Блейк был художником, видившим совершенно невероятный, фантастический, сюреалистический мир - параллельный мир мистики и религиозного опыта. И в то же время, как мне кажется, подсознательно где-то он близок к образам Леонардо да Винчи.
Люди добрые! ЭТО XVIII-XIX века!
Босх отдыхает. И, кстати говоря, знакомство с Блейком развенчивает "уникальность" Дали - достаточно лишь разок взглянуть на его полотна, чтобы понять, откуда Дали почерпнул стилистику и преломление восприятия, придав, конечно, им современности, отточенности и техногенного звучания ХХ века.
Вот хотя бы его "Красный дракон":
А вот его иллюстрации к Библии и собственным религиозным стихам.
Так, например, он видел Создателя (впечатлительным заходить осторожно):
Великий Архитектор:
Сатана во славе…:
и после:
Христа Господня, охраняемый ангелами:
И Элохим создал Адама:
Адам перед судом Бога:
Навуходоносор:
Афродита:
Великий Красный дракон и Жена-Солнце:
Вихрь влюбленных:
А ведь это пушкинская эпоха!
Боюсь даже представить, что бы сегодня в его адрес вылил Чаплин и на какие статьи Трулльского собора сослался бы Хамовнический суд, вздумай какой-нибудь бездуховный Эрмитаж организовать выставку картин Блейка...