Красноярский край. Пеший поход по природному парку Ергаки 3-8 августа 2016 г.

Sep 19, 2016 11:51

Этот поход был запланирован как часть нашего с друзьями путешествия по России и Монголии.

3 августа

Примерно в 13 часов мы выехали из Шушенского на трассу Абакан-Кызыл. Этот участок дороги является частью федеральной автомобильной дороги "Енисей" (Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией). Прочитала, что участок Абакан - Кызыл (387 км) построен в 1914-1917 годах, а в 1932 реконструирован под автомобильное движение (Википедия).

За Танзыбеем исчезла мобильная связь (МТС). Хотя это было предсказуемо (я помню это по прошлому году, а еще нас предупреждали), мы забыли вовремя сделать нужные звонки. Наш поход планировался на 5 дней, а будет ли связь на перевалах в Ергаках, мы точно не знали. Поэтому когда немного позже на Буйбинском перевале связь появилась, мы сделали остановку, чтобы позвонить родным, коллегам, проверить почту и отправить важные письма.

Около 15 часов на трассе появился щит с надписью "Добро пожаловать в Ергаки".

На трассе проезжали интересное инженерное сооружение - противолавинную галерею, которую еще называют "полкой". Это специальный навес над дорогой протяженностью 1340 метров, построенный для защиты дороги от лавин, которые в зимнее время могут сходить на данном участке до 10 раз в сутки. Для меня Ергаки начинаются именно с этой "полки": подъезжая к ней, в хорошую погоду уже можно увидеть хребет Спящий Саян. Сфотографировать это сооружение очень сложно, так как остановка на этом участке дороги запрещена, поэтому привожу две фотографии с сайта www.transmost.ru.

1. Фотография с сайта www.transmost.ru

2. Фотография с сайта www.transmost.ru

Мы свернули с трассы к визит-центру природного парка "Ергаки", там записались в журнал регистрации посетителей, взяли информационную брошюру о правилах поведения в парке и при встрече с медведем, проехали еще 2 км в сторону от трассы и остановились на стоянке рядом с альпинистской базой, откуда начинается тропа на озеро Радужное. Наши друзья на второй машине поехали чуть дальше до ручья Тушканчик, оттуда идет тропа до озера Светлое. Они планировали прийти с детьми на озеро и жить там в палатке неделю. Поэтому в поход мы отправляемся следующим составом: Слава, Женя и Валя, Андрей и Олег. Примечательно, что таким составом мы уже ходили в поход, только тогда это было на Алтае в 2007 году (Олегу было тогда 7 лет, а Вале - 10 месяцев) .

3. Валя рядом визит-центром природного парка "Ергаки"

На стоянке мы переодеваемся, переобуваемся в туристическую одежду и обувь, окончательно упаковываем рюкзаки и примерно в 17 часов выходим на тропу, ведущую к озеру Радужное. Тропа идет то через лес, то через болотца. Очень часто на тропе встречается деревянный настил (приподнятый над неровностями и заболоченными местами), а на крутых подъемах сварены ступени из металлического уголка и прутьев. Идти по ним гораздо легче, чем по неровной тропе, состоящей их камней и корней, но испытываешь непривычные ощущения, когда в тайге шагаешь по лестнице. С учетом этих приспособлений дошли до Радужного озера очень быстро - всего за 1,5 часа. При этом на этом коротком пути встретили поляну с шатрами и кафе, чему очень удивились - кому это нужно? Решили, что возможно, это сделали для участников фестиваля бега SkyRunFest, который проводился в Ергаках с 4 по 7 августа.

Стоять с палатками вблизи озера запрещено. Раньше всегда туристы стояли на этом озере, но озеро и берега стали сильно загрязненными, поэтому его огородили предупреждающей лентой, снабдили информационными табличками, оставив только один подход к озеру, чтобы посмотреть его.

4. Радужное озеро

Организованная стоянка туристов находится в стороне от озера, на реке Малая Буйба. Вся стоянка огорожена электрозабором от медведей. Там уже стояло много палаток, были свободные настилы для палаток (поставить палатку на деревянном настиле стоит 120 рублей), но мы не воспользовались этим. Нам показали хорошее свободное место чуть дальше остальных палаток, на окраине стоянки. Поставили палатку, приготовили ужин на газе. Искать дрова при таком количестве людей на стоянке мы не стали, хотя у ближайших соседей были костры. Ужин и отбой у нас ранний. Ночью шел небольшой дождь.

5. Слава, я, Олег и Валя на стоянке на Малой Буйбе

4 августа

В этот день у Андрея день рождения, подарили ему треккинговые палки. Теперь у каждого из пяти участников нашей компании есть по треккинговой палке. После завтрака, в 10 часов выходим без рюкзаков к Висячему камню ("висящий" над обрывом гранитный обломок скалы массой 500-600 тонн).

6. Вид на хребет и Висячий камень (справа вверху)

Идем по местами крутой тропе, немного грязной, нас обгоняет много людей , которые идут туда же. Примерно через 2 часа подъема выходим к камню. Здесь почти все люди, кто нас перед этим обгонял. Но они уже насмотрелись на камень и сфотографировались, поэтому вскоре уходят (кто обратно вниз, а кто дальше по хребту - на скалу Орешек или еще дальше). И мы остаемся одни, что для этого популярного и доступного места очень большая редкость. Тоже фотографируемся.

7. Каждый пытается столкнуть висячий камень, но он не поддается

Через полчаса начинаем спуск вниз. Навстречу по-прежнему идет много людей. Приходим в наш лагерь, обедаем, собираем вещи и примерно в 15 часов отправляемся к нашей следующей стоянке на озере Лазурное. Впереди у нас перевал Спящий Саян (1670 м, категория 1А летом).

8. Подъем от озера Радужного, хребет Спящий Саян скрыт за облаками

9. Наконец, облака разошлись и открыли нам вид на Спящий Саян

10. Голова Спящего Саяна в профиль

11. Вид на скальный массив Каменный город при подъеме к перевалу Спящий Саян

12. Вид на Спящего Саяна сбоку

При подъеме на перевал появляется связь, Андрея поздравляют по телефону с днем рождения. На перевале мы примерно в 18 часов. Пока отдыхаем, мимо проходит один турист, который сообщает нам о ЧП в их группе: женщина на крутом спуске с перевала сломала руку. Нам спускаться в ту же сторону. Предупреждают быть особенно внимательными и страховать друг друга, а особенно детей. Через несколько минут проходят спасатели с пострадавшей в направлении озера Радужного. Мы с повышенной осторожностью начинаем спуск к Лазурному. Тропа и правда крутая, но особенных сложностей нет, надо только быть аккуратным и внимательным. Потом начинается длительный спуск по курумнику, который очень выматывает.

13. Вид на перевал Спящий Саян с другой стороны

Солнце заходит, начинает темнеть, и наконец к 21 часу мы спускаемся к озеру, находим среди нескольких пустых стоянок место под палатку и ставим ее. Мужчины ищут дрова и разводят огонь, я готовлю ужин. Быт налажен, желудок сыт, горит огонь, все живы-здоровы, вокруг никого, хорошо!

5 августа

14. Озеро Лазурное

16. Мужчины пьют чай

В таких местах, где хорошие стоянки, да еще и в хорошую погоду, сложно заставить себя быстро собраться и уйти. Поэтому выходим почти 12 часов. Наша цель - озеро Художников, идем к нему через перевал Тайгиш-2 (1750 м, категория 1А летом). Первая часть подъема идет довольно полого, потом начинается крутой подъем между двух скал, в одном месте приходится снимать рюкзак, чтобы пролезть в узкую щель. Наконец, мы на перевале. Тут даже есть тур и мы находим в нем записку, забираем ее и осталяем свою.

17. Вид на хребет в районе перевалов Тайгиш-1 и Тайгиш-2 со стороны озера Лазурное

18. Андрей поднимается на перевал Тайгиш-2, голубая точка слева вдалеке - озеро Лазурное

19. Я, Слава, Андрей и Олег на перевале

20. Валя на перевале

Начинаем спуск к озеру Художников. У меня очень устали ноги в ботинках, очень хочется их снять, что я и делаю на привалах.

21. Вид на хребет, с которого мы спускались

На спуске с перевала видны достопримечательности Ергаков: пик Зуб Дракона (2021 м), пик Звездный (2265 м, высшая точка района Ергаки), скала Парабола - две вершины, седловина между которыми похожа на параболу, другое её название Братья, при этом вершины называются Большой брат (1834 м) и Младший брат (1722 м).

22. Зуб Дракона (слева) и Звездный (справа), чуть ниже - Парабола (видна не отчетливо), еще ниже - озеро Художников

Мы спускаемся еще ниже и решаем ставить палатку не на озере, а выше него, невдалеке от ручья, впадающего в озеро. Здесь есть дрова из упавших кедров, но мало. Обедаем и идем налегке на озеро. Там стоит очень много палаток и очень много людей. Постоянно приходится идти прямо через чей-то лагерь, так как палатки стоят рядом с тропой.

23. Валя и Парабола

От озера решаем подняться на водопады. На тропе много людей - в попутном и встречном направлениях.

24. Водопады между озерами Горных Духов и Художников

25. Валя на водопаде

На обратном пути решаем обойти озеро с другой стороны, чтобы опять не проходить через палатки.

26. Озеро Художников

6 августа

В этот день после завтрака мы решили, что попробуем сходить радиально на пик Зуб Дракона. Мы предположили, что с нашего места стоянки более простым и коротким путем на Зуб Дракона будет путь не через озеро, а через перевал Верхняя Парабола (1760 м, летом некатегорийный). Заодно можно выяснить, каким путем нам лучше идти к озеру Горных Духов: через этот перевал или традиционно - через озеро Художников. Взяв с собой перекус, теплые вещи и фотоаппараты, мы пошли. При этом Валя активно выражала желание идти на Светлое озеро, а не на Зуб Дракона. Во время подъема мы видели, как в долине озера Художников долго кружил и облетал окрестности вертолет.

27. Вид на окрестности и озеро Художников

Однако, добравшись по курумнику, как сначала казалось, до перевала, мы обнаружили, что это всего лишь его первая ступень, а дальше подъем еще круче. Валя активно ныла и говорила, что плохо себя чувствует, и я решила, что подъем для нее будет слишком тяжелый, так что мы с ней дальше не пойдем, а вернемся в наш лагерь. В итоге мы разделились: мужчины пошли вверх, а мы с Валей вниз.

Вернувшись, мы погуляли вокруг, навели порядок в палатке и заклеили в ней маленькие дырочки, сожгли мусор на костре, попытались поспать.

29. Много красивых кедров с мощной корневой системой

Потом мы вскипятили воды для обеда, собирались пообедать и сходить на озеро Художников. Но тут пришли наши. Подъем на этот некатегорийный перевал их вымотал, а поднявшись на перевал, они увидели Зуб Дракона, и как до него далеко, и что до Зуба Дракона надо было выходить гораздо раньше. Поэтому они дальше не пошли, а спустились с перевала до озера Горных Духов, потом к озеру Художников, а потом поднялись к нашей стоянке. Мы пообедали, собрали вещи и пошли к озеру Горных Духов через озеро Художников. Пришли на озеро Горных Духов, а там никого. Нашли площадку для палатки, приготовили ужин.

30. Озеро Горных Духов

31. Пик Звёздный (слева) и пик Птица (справа) со стороны озера Горных Духов

32. Валя и Олег

7 августа

В этот день, по моим предположениям (прошлогодним воспоминаниям), у нас самый трудный перевал - перевал Птица (2097 м, категория 1А летом), через него мы должны дойти до озера Светлое.

33. Каменная полка и козырек при подъеме к пер. Птица с озера Горных Духов

34. Андрей на фоне Параболы и озера Горных Духов

35. Валя на пути подъема на перевал (он прямо за скальным навесом)

36. Озеро Мраморное

На деле подъем на перевал Птица оказался не сложнее подъемов на остальные перевалы этого похода. К сожалению, я не вела хронометраж и уже не помню точно, сколько времени мы затратили на подъем от озера (кажется, 2,5-3 часа). На перевале людно. Одни заходят сюда со стороны озера Светлого, чтобы просто посмотреть на виды вокруг, другие идут от Светлого дальше. Третьи ждут своих товарищей-альпинистов, которые тренируются в восхождениях и спусках на пике Птица.

37. Наша семья на перевале Птица

38. Наша компания

Погода нас балует: за весь поход дождик шел только в первую ночевку, а все дни - солнечные и сухие, для Ергаков это нехарактерно. Но по прогнозу, который нам сообщил кто-то на перевале, скоро должен пойти дождь. Мы начинаем спускаться к озеру Светлое. Спуск несложный, но довольно долгий. Примерно через час-полтора от начала спуска начинается ливень. Мы с Валей отстали от остальных, но продолжаем идти, так как дождь не думает прекращаться, а спрятаться от него пока негде, хотя мы уже в зоне леса. Через некоторое время догоняем наших, немного пережидаем остатки дождя под кедрой, и продолжаем идти дальше к озеру. Дождь уже не идет, но все кусты и трава мокрые, тропа размокла, и мы все тоже постепенно в большей или меньшей степени начинаем промокать.

На озере мы должны встретиться с нашими друзьями. Дойдя до озера и первых палаток, поискали их, но не нашли. Снова начался дождь. Мы идем вдоль озера, стоянок и палаток очень много, свободных мест под палатки почти нет. Мы нашли наших друзей в другой части озера, где начинается спуск от озера Светлое к трассе вдоль ручья Тушканчик. Они накормили нас вкусной картошечкой с тушенкой. Мы поставили палатку и легли пораньше спать.

8 августа

Утром над озером туман и сплошная облачность и периодически накрапывает дождик. Но постепенно туман рассеивается, дождь прекращается, мы завтракаем и начинаем собираться.

39. Озеро Светлое

Как же много людей на Светлом озере! И много мусора оставляют те, кому лень его тащить с собой обратно в цивилизацию. Мы свой мусор несем с собой, а также несем еще чужой мусор, оставленный кем-то на озере Горных духов.

Перед выходом с озера становится совсем солнечно, мы напоследок купаемся, прощаемся с нашими друзьями, так как они не едут с нами дальше, а решают задержаться еще в Ергаках.

40. Наша компания на Светлом

Мы спускаемся от Светлого к трассе вдоль ручья Тушканчик, любуясь по пути небольшими скалами и водопадами на ручье.

41. Ручей Тушканчик

Пришли к началу тропы на озеро Светлое, Андрей отправился на попутке за нашей машиной (так как мы вышли в другом месте трассы, чем заходили). Пока он ездил, мы помыли грязные ботинки и штаны, посушили на солнышке мокрые вещи, сходили за шоколадкой в кафе через дорогу, съели ее с остатками чая. Приехал Андрей, мы переоделись в чистую одежду, уложили вещи в багажник и поехали по трассе в сторону Кызыла.

42. Мы с Валей в конце нашего пешего пути

43. Карта пройденного маршрута (красная линия)

В Арадане остановились сначала в одном кафе (справа от трассы), поели там пирожков (больше ничего горячего не было), потом слева увидели столовую, поели там. Созвонились с другом в Кызыле и поехали дальше. Проезжали большой участок горелого леса. Граница между Красноярским краем и Республикой Тыва на этом участке проходит по Куртушибинскому хребту.

Ергаки, путешествия, каникулы, фото, Красноярский край, туризм, семья, друзья