О пользе шотландских лекарей

Feb 06, 2010 04:21



Памятник Я.В.Виллие в Петербурге. Скульптор Иенсен. В Петербурге шотландскому лекарю установлены аж два памятника.

"Польза" иноземных лекарей выяснилась еще при Иване Грозном, которого усиленно лечили ртутью от всех болезней. Но Яков Васильевич Виллие (James Wylie) родившийся в семье шотландского пастора в 1765 г. или 1768 г. (в Шотландии, как видно, тоже не любят точных дат) в Кинкердайне и умерший в 1854 г. в Петербурге, побил все рекорды целебности лейб-медицины. Приехав в Россию в 1790 г. и став полковым лекарем, после удачной операции графа Кутайсова он выдвигается в придворные авторитеты. Якобы он извлек пулю, засевшую в поясничном позвонке.

Еще будучи старшим врачом Елецкого пехотного полка, Я.В.Виллие опубликовал свою первую научную работу „Применение мышьяка при перемежающейся лихорадке" (малярии-Ред.). Свой метод он использовал для лечения солдат и в ряде случаев добился успеха, хотя пришел к выводу, что мышьяк при перемежающихся лихорадках помогает далеко не всегда (скорее всего, именно эту работу он представил в Абердинский университет как докторскую диссертацию).

Отлично-отлично. Я думаю, в Абердине высоко оценили научные заслуги этого лекаря. Как видим, по времени "лечение" мышьяком малярии как раз совпадает со смертью Г.А.Потемкина в 1791 г. Правда, того лечил лейб-медик Тиман. Цеховая солидарность заморских медиков - вещь общеизвестная.

Гениальный шотландский лекарь инфекционные заболевания, косившие и армию, и население страны, предлагал лечить следующим образом: "употребление бань и мытия столько полезно, что между первыми медико-хирургическими лечениями почитаться должно". Однако сам гигиеной и антисептиками пренебрегал и во время одной из операций порезал собственный палец, который потом пришлось ампутировать.

К лечению Екатерины II Я.Виллие еще не допустили: Из кабинета Зубова вышел знаменитый корсар Ламбро-Качиони, командир балаклавского греческого батальона. (Прославленный пират лечил соленой морской водой покрытые ранами ноги Екатерины II). Ламбро-Качиони был „смутен, бледен, словно как бы на смерть осужденный”. Он более походил на „восковую куклу, нежели на живого человека”. Морской водой? Тоже неплохо. Тогда, кажется, чудеса уринотерапии были еще неведомы светилам медицины.

Вершина научного творчества Я.Виллие - это заключение о смерти Павла I. Великий шотландский хирург написал, что Павел I умер от апоплексического удара. Очевидно, обладал незаурядным чувством юмора этот лекарь. Апоплексический удар табакеркой Николая Зубова, зятька Суворова, в висок и додушивание шарфом Паленом и Платоном Зубовым, последним фаворитом Екатерины II, вошли в историю.

В 1807 г. при обороне Прейсиш-Эйлау был ранен в руку командир 3-го егерского полка М.Б.Барклай де Толли, будущий военный министр. Александр I лично направил для его лечения Я.Виллие. Шотландец извлек из раны 32 костных осколка и предложил ампутировать руку. Солдаты, уважавшие командира, попросили врача Н.В.Благова заняться раной Барклая. В считанные дни Н.В.Благов спас руку М.Б.Барклая де Толли и стал его личным врачом. Догадался Барклай, что чудеса заморской медицины - это хорошо, но умирать лучше собственной смертью.

Зимой 1824 г. Александр I делал в Бресте смотр войск польской армии и Литовского корпуса. Неожиданно лошадь одного полковника, который близко подъехал к императору для доклада, взбрыкнула и ударила его по ноге. Александр I не подал виду, но по окончании смотра нога распухла, и Я.Виллие пришлось разрезать сапог. Шотландец осмотрел рану и сделал чудесную примочку. Как говорили в то время, Александр I занемог горячкою, а на ушибленной ноге появилось рожистое воспаление.Консилиум врачей даже советовал ампутировать ногу.

В сентябре 1825 г. Александр I отправляется в Крым инспектировать вотчину графа М.С.Воронцова, затем останавливается в Таганроге. 19 ноября он внезапно умирает. Кто же лечит его в то время?Конечно, гений скальпеля и ланцета Я.Виллие и еще один лейб-медик Штофреген. Труп везли в Петербург два месяца. Очевидно, обходными путями. Заодно и врачебные ошибки как бы разложатся. Да и вдова как нельзя кстати умерла 4 мая 1826 г. в Белеве, не довезя гроб новопреставленного до Петербурга. Боюсь, как бы Елизавета Алексеевна, очередная Гессен-Дармштадтская, в Таганроге малярией не заболела, а то заморские медики, как видно из диссертации Я.Виллие, любили тогда малярийку мышьяком лечить.

Заодно и миф о старце Кузмиче, в которого перевоплотился Александр I, развеивается. Навряд ли бы он выжил в результате таких лечений рожистых воспалений и малярии.

После таких успехов медицины неудивительно, что на шотландца посыпались монаршьи милости. Президент медико-хирургической академии, действительный тайный советник (очень тайный, я бы добавил), на строительство клиники собственного имени Я.Виллие потратил 1200000 рублей.

Но вот беда: англичане наносят подлый удар своему земляку. В 1827 г. в России побывал известный английский врач А.Гранвилл. Кому он только не дал высокую оценку из русских хирургов: Н.Ф.Арендту, Х.Х.Саломону, П.Н.Савенко,- а вот Я.Виллие обозвал рядовым администратором. Честнейшего человека! Да он на развитие медицины все свое состояние завещал. Правда, еще немного на памятник. Хватило даже на два.

В 1948 г. началась в СССР борьба с безродными космополитами. Что пишут газеты о Я.Виллие? "Яркий оруженосец внешней политики Великобритании, направленной против русского народа, всю жизнь преследовавший русских врачей, Виллие тормозил развитие нашей национальной медицины..." При Сталине не забалуешь. Если сволочь и враг народа, то никаких тебе эвфемизмов. Даже памятник один разобрали. Но при Хрущеве безродным космополитам удалось его восстановить.

Берегите здоровье. И Родину, вашу мать.

Я.В.Виллие

Previous post Next post
Up