Браво, Карл Палыч!

Jan 11, 2010 06:23



К.П.Брюллов. "В. А. Жуковский", 1837-38, Киевский музей Т.Г.Шевченко
Спасибо за наводку oldboll
"Брюллов написал портрет В.А. Жуковского, к-рый был разыгран в лотерее для выкупа поэта и художника Т.Г.Шевченко". Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Мимо этого портрета спокойно можно пройти, не моргнув глазом. Ну что? Проходная работа К.П.Брюллова. Изобразил поэта? Да, поэта. А почему он похож на чиновника? Он и был чиновником. По совместительству? Нет, по духу.

Приглядимся? К.П.Брюллов был другом Пушкина. Что вытворял Пушкин? Он усложнил литературную игру: текст-контекст-коннотации-подтекст-загадки. Стал одним из первопроходцев, писавших «не просто текст», когда автор заставляет читателя думать не только над тем, что хотел сказать писатель, но и над тем, что он имел в виду, что подразумевал, что скрывал втайне, что ретушировал словами. Для своего времени это была настолько увлекательная игра, что цензором Пушкина был сам Николай I. Умные приняли игру в загадки.

Не прост был Карл Палыч. Не лежит сердце к работе, не пишет. Если судить по истории, когда он под различными предлогами сорвал портретный заказ венценосной семьи. Оставьте бизнес малярам. А Жуковского стал писать примерно в это же время. К.П.Брюллов решил поиграть в пушкинскую литературную игру кистью. Что он делает? Неисправимый романтик вдруг пишет портрет Жуковского в стиле соцреализма. Вот она дата-то зарождения портретов доярок - 1837 год. На всех портретах К.П.Брюллова одухотворенные лица моделей, они как бы светятся изнутри, излучают внутреннюю теплую энергетику. Солнечные лики. Что ни женщина, то - итальянка. И - вдруг! Тыдынц! Получай, фашист, гранату! Мертвечина. Лощеный тип российской чиновной мразоты. Какая там теплая лучистая внутренняя энергетика поэта основателя русского романтизма? На нас смотрит холеное мурло тайного советника.

А что он натворил с фоном? Такого ни на одной картине К.П.Брюллова просто нет. Половина картины вообще черный фон; то, что уже после гибели Помпеи; абсолютная чернота. А над ней воцарился образ «канцелярского оборота» - лощенный выхолощенный столоначальник на кроваво-сером фоне. Если бы от картин исходил запах, вы бы почувствовали запах серы.

У черного человека в черной одежде только одно светлое пятно - белая манишка, или что там? - жабо. Это не деталь туалета. Это стрелочка. Указатель. Следите за указателями. Можно пройти мимо, не поняв смысла. К.П.Брюллов продолжает играть. Ведет ваш взгляд. Чтобы вы обратили внимание на руки. Как он их выписал! Это не просто деталь, фрагмент портрета. Это центр смысла, узел, смещенная загадка композиции. К.П.Брюллов этой находкой в жанре портрета опередил свое время лет на 80. Масон сидит, отсвечивая колечком. А колечко-то не простое. А колечко золотое. В центре - красный сердолик. Ба! Да, это же масонский перстень-печатка сердца нашего - Александра Сергеевича Пушкина.

Победитель-ученик скончался в день рождения Жуковского. Ну, и чиновник решил себе подарочки сделать. Не все ж добру пропадать. Он и рулил распределением наследства в доме на Мойке у открытого гроба Пушкина. Гончарова пыталась губки надуть, но он ее быстро осадил: «О тебе позаботится император. Бриллианты уже огранены.» Посторонних глаз было много. Расхищение как-то надо было объяснять. Придумал Жуковский мотив: взять на память. Далю досталось кольцо с изумрудом, Данзасу дали парное кольцо-оберег с бирюзой от Нащокина. Придумали, что поэт прохрипел, умирая: "Данзас, возьми там в шкатулке кольцо с бирюзой от Нащокина, пара у него. Оно оберегает от насильственной смерти. Но я его в день дуэли не надел." Нащокину отослали серебряные часы Пушкина. Жуковскому досталась ивритская печатка. Вот он на портрете К.П.Брюллова поигрывает пальчиком с этим перстнем и как бы говорит: «Это мы меняем императоров. Мы - тайная сила». Он и в натуре шел к этому. Дочь свою выдал за сына Александра II, бывший выученик стал сватом. Воистину: самый удачливый педагог ХIХ века.

Точного перечня пропаж нет. Не было бы портрета К.П.Брюллова, так Жуковский бы и отмазался как Данзас: «Была печатка, но я ее в снег уронил». Дочь Даля после смерти лексикографа сдала кольцо с изумрудом в пушкинский музей. Серебряные часы Пушкина Нащокин подарил Гоголю, они в музее Гоголя в Полтаве. Остальное разворовали. Для дня смерти, может быть, случай типичный, родня всегда вступает в борьбу за наследство. Но для дня смерти поэта, я думаю, пример ункикальный. Подсуетился Жуковский, глумление масонов алкает суеты.

Современникам объяснять было не надо. «Василий Андреич, а что это у Вас за печаточка такая знакомая на пальчике? Мы, кажется, ее на тропининском портрете Пушкина видели?» Ну, и он, как водится, излагал романтическую версию подарка Алисы Воронцовой. «Э-э, Василий Андреич, нас на мякине не проведешь. Вы, что, состоите в тайной любовной переписке с графиней? И как же Вам не стыдно чужой интимный подарок на пальчике-то носить? И года не прошло со дня гибели поэта.»

А нам уже надо объяснять. Мы уже вынуждены копаться в тайных смыслах. Браво, Карл Палыч! Как же я Вас зауважал. А кто? Кто еще отомстил всей этой масонерии за расхищение наследства поэта, за тайное захоронение, за глумливый надгробный памятник, за вранье под романтическим соусом. Вот и пришлось неисправимому романтику кинуть им в харю бомбу соцреализма.
Previous post Next post
Up