Продолжение
Начало в следующем порядке:
1.
http://jnike-07.livejournal.com/186771.html2.
http://jnike-07.livejournal.com/188307.html3.
http://jnike-07.livejournal.com/189090.html4.
http://jnike-07.livejournal.com/192899.html К открытию выставки строители под руководством военного инженера А.Н.Левковича возвели 152 уникальных павильона, ни один из них не был похож на другой, от модерна до юрт с ценными туркменскими коврами. В стиле модерн был построен собственный павильон № 58 «Товарищества В.Г.Столль и компания», где демонстрировался нефтяной двигатель, гидравлические прессы для масла, приборы маслобойного завода, мельничный постав, плуги, некоторые из этих экспонатов не поместились в павильоне и экспонировались на открытом пространстве.
Известные местные купцы братья Яушевы построили павильон в китайском стиле (их потомком является телеобозреватель Ф.Сейфуль-Мулюков). Павильон лесоводства был построен в форме пня. Перед павильоном № 40 наследников коммерции советника Николая Ивановича Иванова (1836-1906)
были выставлены огромные бутыли. Дегустация не возбранялась. Фирма представила разные сорта вин, ликеров, водки, пиво разных сортов, минеральные воды, производство льда, табачные издения, сыроварение, сушеные фрукты (огевой сушки), яблоки и груши в сыром виде, веревочное произовдство, альбом коннезаводства, дипломы и медали, снимки заводов и фабрик. Н.И.Иванов был настоящим русским купцом-меценатом, занимавшимся благотворительной деятельностью, строившим церкви. Им была выкуплена земля под первое православное Боткинское кладбище в Ташкенте. К счастью, могила Н.И.Иванова сохранилась и всегда украшена цветами.
Мимо виноделов не пройдешь. В павильоне № 41 Н.Я.и Е.Е.Пугасовых были представлены водка разных сортов, спирт, кожи разных сортов, вина и наливки. Павильона коммерции советника винодела Дмитрия Львовича Филатова был построен в мавританском стиле, здесь демонстрировались образцы водки, вин, коньяков, минеральные воды, шампанское, сорта винограда, снимки завода, машин, производства. Д.Л.Филатов одним из первых в русском Туркестане занялся виноделием в далеком 1868 г., но прошло несколько лет и его вина стали брать золотые призы на различных выставках, в том числе и во Франции. В доме Д.Л.Филатова в Самарканде сейчас находится музей виноделия. Самого купца можно узнать на групповом фото, он стоит седьмым справа в пятом ряду, в черном фраке и котелке.
В воспоминаниях Варенцовa Н.А. (Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое/Вступ. статья, сост., подг. текста и коммент. В.А. Любартовича и Е.М. Юхименко. - М.: Новое литературное обозрение, 1999) интересный эпизод: Рассказы Д.Л. Филатова тоже были чрезвычайно интересны. Он рассказывал, когда был еще молодым, Азия его крайне интересовала как место, где можно было поохотиться на таких диких животных, каких в других частях России не было. Он проникал далеко в глубь степи, рисковал попасть в плен к сартам с последствием сидеть на остром коле. Он охотился за дикими лошадьми, кабанами, тиграми и за другими хищниками, которые в то время водились в достаточном количестве в степях Средней Азии. Его разные наблюдения из жизни хищников и способы их ловли были до чрезвычайности занятны. Великий князь, тоже большой охотник, слушал Филатова с восхищением, даже добавлял к его словам кое-что, пропущенное Дмитрием Львовичем во время передачи, причем было известно, что великий князь - один из людей, не допускающих лжи, он таковых без всякого стеснения обрывал и довольно грубо, между тем он Филатова уважал и всегда, будучи в Самарканде, заезжал к нему.
Запомнил интересный рассказ Филатова о том, как он, желая услужить генералу Скобелеву, предложил пробраться в Бухару и собрать там все нужные генералу сведения, это было в то время, когда Бухара была самостоятельным государством. Филатов говорил хорошо по-сартовски, как по-русски, знал отлично все их обычаи и порядки, пробрался в Бухару, переодетый в халат, чалму и ичиготы. Прожил в Бухаре некоторое время, разузнав все, что требовалось. Однажды, идя по базару, Филатов столкнулся нос к носу со своим знакомым татарином из Оренбурга, потом перешедшим в бухарское подданство из-за сильной ненависти к русским. Филатов счел себя уже погибшим, но татарин не узнал его, переряженного бухарцем, и прошел мимо. После чего Филатов поспешил выбраться из Бухары.
После революции Д.Л.Филатову пришлось бежать из края, о его длаьнейшей судьбе ничего не известно. Местонахождение своего винного погреба он засекретил, его нашли несколько лет назад, вино в бутылках превратилось в желе. История была более благосклонна к судьбе филатовского павильона в мавританском стиле. Он простоял 88 лет в центре Ташкента, благополучно пережив различные мировые и гражданскую войну, мятежи и землетрясения. В советское время там разместили магазин «Цветы Ташкента». Нынешняя администрация предпочла закатать этот павильон в асфальт.
Павильон Д.Л.Филатова в диахронии:
Любительский снимок, очевидно: шланг, палисадничек.
Парадный снимок для газеты.
Советский календарик. Общество охраны памятников.
Последствия разрушения павильона Д.Л.Филатова после землетрясения 26.04.1966 г.
После советского ремонта. Во всей красе.
От вина самое то будет перейти к вегетарианству, тем более что автор самолично присутствовал на выставке. Отличный репортаж, кстати, корреспондента кишиневского журнала «Вегетарианское обозрение» Ю.О.Якубовского был опубликован в № 10 за 1909 г., с.14-17:
Туркестанская юбилейная выставка
Исполнилось 25 лет, как в Ташкенте организовалось отделение общества акклиматизации животных и растений, вскоре преобразовавшееся сначала в общество плодоводства и садоводства, а затем в туркестанское сельскохозяйственное общество. В 25 лет своего существования, при сотрудничестве выдающихся туркестанских культурных работников, общество принесло громадные услуги краю. Оно создало в нем колоссальную культуру атумкинского хлопка, которого в последнем 1908 г. засеяно было 213,000 десятин, а собрано 14.000,000 пуд. волокна. Общество вызвало к жизни такую богатую отрасль, как культура самых дорогих южных сортов яблок и груш, которые дают возможность Туркестану конкурировать с Крымом, а ценные десертные сорта на столичных международных выставках плодоводства смело спорили о пальме первенства с французскими плодами. Туркестанское сельскохозяйственное общество создало новую, неведомую до того в крае отрасль сельского хозяйства - пчеловодство; боролось с разными полевыми и садовыми вредителями; организовало целый ряд выставок областных и краевых, сельскохозяйственных, специальных и т.д.
На всем протяжении деятельности этого общества, душой его, деятельным организатором, инициатором и работником, исследователем и коллектором был скромный работник, как и знаменитый основатель минусинского музея, провизор Н.М Мартьянов, наш ташкентский не менее почтенный, скромный и неутомимый труженик, тоже провизор, Иероним Иванович Краузе.
Вот кому была поручена в ознаменование 25 л. годовщины организация и нынешней выставки. И вот, когда работа кипела и росла в руках этого мага и чародея, обладавшего особым организаторским талантом, злая смерть, как тать ночной, подкралась и унесла руководителя выставки в самую критическую минуту ее роста, за две недели до открытия выставки. Смерть Иеронима Ивановича не могла не отразиться на организации и успехе выставки, на всех почти ее отделах. Трудно было довести дело до конца, во время общего оскудения культурных работников и знатоков края, которые, начиная с 1905 г., один за другим сошли со сцены, как работники, и мощной рукой реакции рассеяны за далекие пределы края.
Как корреспондент "Вегетарианского Обозрения" я задолго еще до открытия выставки мечтал познакомить вегетарианского читателя с пищевыми богатствами Туркестанского края, этой колыбели человечества, его эдема, откуда он, наш прародитель, содеяв свой первородный грех, вкусив от запретного плода познания добра и зла, т.е., совершив первое убийство животных для своего питания, рассеялся по лицу земли.
Прожив здесь 19 лет жизнью вегетарианца, я жадно наблюдал за каждым проявлением жизни туземца-сарта, ища подтверждения того, что каждый земледелец - вегетарианец по своему близкому положению к природе.
И, действительно, наблюдая жизнь сарта в его поселениях - кишлаках и чем дальше от города, он становится все более и более чистым вегетарианцем. Работая в поле почти восемь месяцев под палящими лучами туркестанского солнца, он в качестве бедняка-мардикора (чернорабочего), взмахивая, как топором, своим кетменем (кирка-заступ) в 20 ф. весу, которым он вспахивал свой сад, бахчи и огород, он круглый год питается растительной пищей. Основной его едой служит пшеничная лепешка, из муки грубого помола, всего больше приближающаяся к нашему вегетарианскому хлебу. Уже в мае месяце поспевает урюк (абрикосы), который в изобилии растет в каждом саду, затем вишня, черешня, виноград, айва, персики, дыни, арбузы, разные овощи. Кончив полевые работы, сарт садится в тени дерева непременно у журчащего арыка (оросительного канала), раскрывает свою скатерть-достархан, вынимает лепешку, макает ее в воду и ест с виноградом, дыней, арбузом, персиком, абрикосом, смотря по времени года, и запивает кок-чаем (зеленым чаем). Ест он и пьет круглый год на воздухе и, начиная с конца апреля и до конца октября, питается свежими фруктами, а в другое время сушеными косточковыми и кишмишем (вядшим на солнце виноградом-изюмом). Только горожанин и богатый бай-кишлачник, подражающий во всем горожанам, позволяет себе роскошь - рисовый пилау на баранине и бараньем сале. Кишлак же (деревня) не знает этой роскоши. Баранье сало и масло коровье заменяет там кунжутное и ореховое масло. Ест сарт умеренно. Две - три лепешки, два - три фунта винограду в день, все это, даже в настоящие дорогие годы, стоит 8-10 коп., и способен бессменно в течение 8 месяцев исполнять полевые работы.
Вот в какую классически вегетарианскую страну волей судеб заброшен русский человек. Понятно и пища русского здесь растительная, по преимуществу. Ведь, еще десять лет тому назад всякие фрукты, как виноград, персики, абрикосы, яблоки, груши, если продавались дороже 2 коп. за фунт, считались, очень дорогими.
Надобно заметить, что богатство здешних туземных садов составляет виноград, урюк (абрикосы), персики, кок-султан, орехи, фисташки. Местные сорта яблок и груш не важные.
Главное внимание культурных работников края было обращено на культуру самых дорогих южных сортов яблок и груш, вишен, черешен и слив, которые здесь прекрасно привились и сразу обещали громадную будущность садоводству и плодоводству. По красоте, размерам, вкусу они не только не уступают крымским, но лучше даже французских. Вскоре туркестанские фрукты, обратив на себя внимание на выставках, стали с громадным успехом вывозиться в столицы и другие города Поволжья и Сибири. Еще в прошлом году с открытием движения вагонов-ледников, вывоз фруктов не превышал 70,000 пуд., а в нынешнем году он удвоился. Садоводы радуются усилению экспорта, а мы, потребители, скоро совсем лишимся здесь лучших сортов, так как к началу октября успевают уже вывезти все лучшие сорта без остатка.
Можно было ожидать, что Туркестан, молодая страна плодоводства, выступит на выставке и блеснет перед посетителями горами фруктов. Ничуть не бывало. Отдел плодоводства оказался очень бедно представленным. Разбросанный по разным павильонам и примыкая к разным другим отделам, отдел плодоводства и садоводства совсем теряется на выставке.
Но и то, что выставлено, не может не изумлять посетителя, каких успехов достигло здесь плодоводство ценных сортов, как на многолетних, так и на карликовых деревьях. Насчитываются десятки сортов яблок и груш, столовых, десертных, поражающих своей сочностью и красотой. Один из их недостатков это нежность и излишняя сочность (водянистость), происходящая от усиленной поливки. Все это делает многие сорта недостаточно годными для далекой пересылки.
Сушка и консервирование этих плодов некоторыми специалистами доведены до совершенства. Но судьба и этого продукта общая: его вывозят без остатка. Потребитель на месте его не видит.
Не менее богато здесь бахчеводство и огородничество. Бахчеводство это исконная туземная культура, доведенная здесь до кульминационного пункта и русскому человеку здесь нечего вносить своего. Дыни, арбузы, тыква, горлянки произрастают здесь в десятках, а может быть и сотнях сортов и разновидностей, до того вкусных и ароматичных, что дало им всемирную известность. В особенности бухарские и чарджуйские дыни. Еще при Иоанне Грозном хан бухарский бил ему челом и подносил знаменитые дыни.
Огородничество тоже в руках туземцев. Но собственных овощей они разводили до прихода русских очень мало. И только подгородные огородники-туземцы научились разводить и поставлять для потребности русского потребителя самые разнообразные овощи: разные сорта капусты, фасоль бобы, горох, щавель, сычать, разную зелень, морковь, свеклу, репу, колярабий, баклажаны, помидоры, кабачки, болгарский стручковый перец и пр., и пр. Все сорта хорошие. В Самарканде, например, заботясь о развитии огородничества среди туземцев, военный губернатор, граф Ростовцев1 (очень сочувствовавший вегетарианству и сам на старости лет ставший вегетарианцем), выписал для них огородные семена из Италии; находя, что наши российские семена, выписываемые из Риги и Москвы, совсем не годятся для Туркестана.
В последнее время огородничеством стали здесь усиленно заниматься земляки нашего сотрудника Хр. Досева, болгары, которые "на артельных началах устроили здесь большие огородные хозяйства и оказались прекрасными огородниками.
В одном из выставочных павильонов - лесном, посвященном памяти незабвенного И.И. Краузе, особенно много поработавшего над изучением туркестанской флоры, помещается очень интересная витрина. Это коллекция, собранная Иеронимом Ивановичем, в большинстве случаев из приготовленных им самим растительных масел. Я нарочно сделал им выпись. Всех их 16 сортов: сафлоровое, подсолнечное, каперцовое, хлопковое, льняное, ореховое, абрикосовое, сурепное, конопляное, дынное, миндальное, кунжутное, маковое, персиковое, касторовое, фисташковое.
Все эти масла съедобные, прекрасно дистиллированные, вкусные и многие очень дешевы и доступны в крае. Особенно высокими качествами отличаются ореховое, хлопковое, абрикосовое (из косточек) и миндальное. Эти последние сорта, в особенности хлопковое и ореховое, имеют громадное местное значение, как пищевой продукт. Они очень дешевы. В неочищенном виде от 20 коп. за фунт. Хлопковое очищенное масло ничем не уступает прованскому. Миндальное и абрикосовое самых высоких качеств - продукт очень дорогой.
Осматривая павильоны, в которых представлена самая богатая отрасль туркестанского сельского хозяйства, - хлопководство, нельзя не остановиться на тех ценных продуктах, которые получаются из хлопкового семени. Их давно уже перестали употреблять, как топливо. Выжатое из них масло, как я уже упомянул, идет на кухню. Помню, когда в крае весной кухонное коровье масло дошло в цене до рубля за фунт, на хлопковом масле пекли куличи. Получаемый из масла стеарин, идет на приготовление свечей. Разные сорта очищенного и неочищенного масла идут на приготовление разного мыла: ядрового, мраморного, бельевого, душистого. Жмыхи идут на корм рогатому скоту и на топливо. Приготовляется хорошее гарное масло. В неочищенном виде продается, как машинное. Остатки от рафинировки дают так называемый саапсток, из которого приготовляется черное мыло.
Итак, хлопок для вегетарианца представляет драгоценный продукт: одевает, кормит, освещает, моет, отапливает и пр. и заменяет нам подобные же животные продукты, противные чувству и совести вегетарианца.
В заключение отчета скажу несколько слов о функционирующей здесь на выставке вегетарианской столовой А. Дугиной, снимок с которой предлагаю для журнала2 . Столовая все время отпускала обеды, ужины и завтраки, блюда в 15, 20, и 25 к., так что обед комбинировался от 30 до 50 к. Публика очень охотно посещала столовую. К сожалению, статистика посетителей не велась. Число посетителей в общем зависело от числа посетителей выставки. В будни столовая выручала в среднем от 5 до 10 р. а в праздники, когда цифра посетителей достигала 15000 чел., места в столовой брались с бою, число посетителей достигало 150 - 200 человек. Правда, вегетарианцев среди них было очень немного. Но очень многие интересовались вегетарианством, как научной теорией питания, и литература вегетарианская шла нарасхват. После выставки столовая остается в постоянном зимнем помещении.
Ташкент. 18-X 1909 г.
1. Граф Н.Я. Ростовцев, ныне покойный, сын известного Я. Ростовцева, товарищ Л.Н. Толстого по севастопольской кампании, во время которой вдвоем затеяли 1 журнал для солдат, который, понятно, им император Николай Павлович не разрешил. За сношения с Герценом был выслан за границу. Был строгий гомеопат.
2. Сердечный, теплый, отзывчивый ко всякому доброму начинанию, покойный И.И. Краузе, в качестве председателя организационного комитета, оказал полное содействие инициаторам этого дела.