Хохмочки Вайнеров-7

Sep 20, 2012 03:36

Последняя серия.

Предыдущие серии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 .



"Промокашка, заверни ему два абажура."

Каждую главу повести Вайнеры предваряют эпиграфом, якобы взятым из газет 1945 г., с целью воссоздать послевоенную атмосферу. Для правдоподобия Вайнеры приводят названия газет тех времен: «Московский большевик», «Вечерняя Москва», «На боевом посту». Однако не указывают дату, проверить невозможно. Сразу же бросается в глаза, что эти эпиграфы - мульки, сочиненные самими Вайнерами.

Например:

В столице сейчас сто одиннадцать
многодетных матерей, удостоенных высшей
правительственной награды - ордена
"Мать-героиня". Каждая из них родила и
воспитала десять и более детей.

"Московский большевик"

Можно подумать, что в редакции газеты «Московский большевик» не читали указов ПВС СССР: «Звание "Мать - героиня" является высшей степенью отличия...» А «высшая правительственная награда» - так это любой человек в 45-ом году подумал бы о звании Героя Советского Союза. Правильная фраза в газете «Московский большевик» звучала бы так: «В столице сейчас сто одиннадцать многодетных матерей, удостоенных ордена «Мать-героиня» - высшей степени отличия советской женщины-матери».

Некоторые эпиграфы носят невинный характер:
На заводе, где начальником цеха
ширпотреба тов. Голубин, начали
изготовлять керосинки, известные под
названием "керогаз". Они отличаются от
обычных керосинок не только внешней
формой и хорошей отделкой, но и новой
конструкцией, экономичностью и бесшумным
горением.

"Вечерняя Москва"

Ну, пусть в редакции «Вечерней Москвы» тоже работали идиоты, и мы так и не узнаем, на каком же конкретно заводе был цех ширпотреба. Но в конце повести Вайнеры начинают откровенно глумиться над читателями. Ну, как горбатый в той песне: «Хлеба нет и полно гуталина и глумится горбатый вожак». Появляется такое:

В госпитале, где начальником тов. Лившиц, состоялась встреча раненых с чемпионом Москвы В. Смысловым. Гроссмейстер рассказал воинам о шахматном матче СССР-США, а затем провел сеанс одновременной игры.
"Московский большевик"

В редакциях «Вечерней Москвы» и «Московского большевика» работали газетчики, которые пользовались одинаковыми газетными штампами: на заводе, где начальником цеха тов. Голубин; в госпитале, где начальником тов. Лифшиц? Где же все-таки провел встречу с ранеными В.Смыслов? Что за таинственный военный госпиталь? Что за начальник Лифшиц без инициалов и воинского звания? Дело в том, что во время войны госпитали были номерными. Например, Московский военный коммунистический госпиталь № 393 в 1946 г. стал Главным военным клиническим госпиталем им. Н.Н.Бурденко Министерства Вооруженных Сил СССР (так тогда называлось ведомство). Многие до сих пор сохранили номера военных лет. В повести Синичкина везет подкидыша в роддом Грауэрмана. Здесь-то не ошиблись. В тексте бы было заметно, если бы передергивали: Синичкина везет младенца-подкидыша в роддом, где начальником Грауэрман или Лифшиц. В банде, где начальником тов.Горабтый. гыыыы. В книге, где писателем тов.Вайнер. Чисто идишистский речевой оборот. А как же тов.Щербаков с его антисемитизмом? Уволивший из "Красной звезды" тов.Ортенберга. Что за шахматный матч? Был на самом деле легендарный шахматный радиоматч СССР-США. Но задуман эпиграф был не для этого. Надо было обязательно воткнуть фамилию неведомого Лившица. Может быть, и был такой военный хирург, кто его знает? Но, в основном, фамилию носили германские и польские раввины.

А это вообще шедевральный эпиграф:
Абажур является одной из необходимых
вещей, он украшает наш быт, создает уют.
Хорошую инициативу проявила мастерская
бытового обслуживания, организовав у себя
производство абажуров. Каждый
наркомвнуделец может заказать из своего
материала красивый абажур, моделей
которого нигде, кроме нашей мастерской,
не имеется.

"На боевом посту"
К последней главе, когда Жеглов со товарищи уже освободил внедренного в банду Шарапова из рук Горбатого, который вполне бы мог сделать из кожи опера красивый абажур. Абажур наркомвнудельца из своего материала на боевом посту. При слове «абажур» в 45-ом году народ дергался, настолько его запугали абажурами и сумочками из кожи лагерных. Поглумились здесь Вайнеры откровенно.

Между тем разрабатывается операция по передаче записки любовнице Фокса и внедрение через нее Шарапова в банду Горбатого. Жеглов несколько оттеняется и отходит на второй план. Инициатива переходит в руки Шарапова.

Важный звонок через связную бабку сделан. Дальше Шарапов набирает номер любимой милиционерши Варвары Синичкиной. Она по телефону рассказывает Шарапову об очередной своей убитой однокласснице Ветлугиной, погибшей под, извиняюсь за выражение, Секешфехерваром. Можно было бы пропустить этот рассказ мимо ушей, но до этого была наколка про Адольфа Кургузова, убитого под Яссами. Ветлугина и Адольф становятся в один семиотический ряд. Мулька с Адиком Кургузовым натыкала нас на антропонимический анализ, т.е. на анализ личного имени, а раз в одном ряду и Ветлугина, то надо посмотреть, почему она - Ветлугина, а не Сидоренко, как Шарапов в банде у Горбатого. Звоним:

- И мне хочется скорее. Я тебе не рассказывала про Ветлугину?
- Нет...
- Мы с ней учились в школе. Она была голенастая, некрасивая, в очках.
Зимой она ездила за город, собирала голые замерзшие прутья и ставила их
дома в бутылки, банки, и среди снегов и морозов у нее распускались зеленые
листочки. В феврале в комнате пахло тополиным медом. И еще у Ветлугиной
была собака - дворняга Пунька, ее убило осколком, когда мы дежурили на
крыше во время налетов. Пунька лежала у нее на коленях, и Ветлугина горько
плакала. Я ее тогда считала придурочной - столько горя кругом, а она из-за
дворняги плачет.
- И что?
- А теперь я ее понимаю, я теперь знаю, почему она плакала. Я ее
вообще только сейчас стала понимать...
- Вы с ней раздружились?..
- Ее под Секешфехерваром убили... Она мне часто снится, будто хочет
объяснить то, что я тогда не понимала... Я тебя люблю, Володенька...

Некая ботаничка-надомница Ветлугина с убитой собакой Пунькой. Читатель обычно пропускает эту мутотень, особенно про Пуньку. Что там за Пунька? Или: пуня - сарай, или Пуня от Параскева (канун праздника)? Но здесь нам предлагают заострить внимание. Никакие замерзшие прутики не могут распуститься зелеными листочками в банке. И тополиный мед - это нонсенс. Как и Адольфа Кургузова Ветлугину Вайнеры грохают на фронте, но ее под Секешфехерваром в Венгрии. Еще один намек на мнение равинов об обрезании усохших ветвей еврейства во время войны. Для Шарапова это уже третий погибший на слуху, первым был сын соседа Гердта-Бомзе, безымянный близорукий (Ветлугина тоже в очках) виолончелист с трогательными цветочками, погибший под Москвой. В рассказе о Ветлугиной трогательные цветочки превращаются в распускающиеся зимой замерзшие прутья и фэйковый тополиный мед. Может, липовый мед имели в виду? Но липу нельзя было вставлять в текст. Совсем другие аллюзии в русском языке. Цветочки-ягодки - это мечты младшего Бомзе и Ветлугиной об эдеме, а он может быть расположен только в стране, где реки текут молоком и медом, ну, т.е. в месте встречи, которое изменить нельзя, в земле обетованной, эрец мувтахат=земля обещанная, французы называли этот край Левант (л-в корень).

После рассказа Варвары Шарапов должен сопоставить эти три смерти и понять, что долгая дорога к месту встречи, которое изменить нельзя, т.е. в Иерусалим, лежит по маршруту Москва, далее пересадка в Бухаресте или Будапеште. Удивительным образом места смерти младшего Бомзе - Москва, Кургузова и Ветлугиной - Румыния и Венгрия - совпадают с топографическими вешками операции «Большая алия», проведенной главой израильской спецслужбы «Натив» уроженцем Москвы Яковом Иосифовичем Кедми-Казаковым по перебрасыванию миллиона советских евреев (его слова об объекте:Я слишком хорошо понимал, с кем имею дело) в Израиль через эти страны, начиная с 1.10.1989 г., когда американцы прикрыли венскую халяву. Т.е. в 1979 г. в пик еврейских брежневских отъезжантов - 51000 чел., только 15% из них после Вены сворачивали на Тель-Авив, остальные предпочитали дорогу в вечный город Рим, а оттуда- на Брайтон-Бич, велфэр и пиво с колбасой до смерти. С конца 1989 г. отъезжантов с израильской визой загоняли на маршрут Москва-Бухарест или Будапешт, собаки, колючка, далее строго Тель-Авив. Одно из двух: или Вайнеры консультировали Я.Кедми-Казакова по теме, или Я.Кедми-Казаков внимательно читал детектив "Эра милосердия". Тема «дважды по 22 от 45-го года» коснулась Григория Вайнера:он перебазировался на Брайтон-Бич, а сын его Костя-Юдик-Адик отъехал в Израиль. На берегах Иордана тоже много любопытного написано о «Большой алие», оказалось, что «12 стульев» - это не фантастика: Как закабалить человека, у которого есть деньги? Деньги надо отнять. Как отнять? Вы помните, сколько способов этого дела знал великий комбинатор? Но Бендер отнимал у всех подряд, а Рабин предпочитал это делать именно у евреев. Вообще (помните, как он их топил?), к евреям Рабин не был равнодушен. Механизм отъема был гениален. В помещении сохнута или израильского посольства в России или Украине (от туда шел главный поток репатриантов) сидел представитель фирмы за скромную плату обещавший безопасное переправление денег в Израиль. Все. В Израиль деньги, конечно, попали, но репатриантам сказали что фирма обанкротилась.

Как трактовать фамилию Ветлугина? Не от речки Ветлуга же? Интересная фамилия, на самом деле. Это почти омофоническая калька топонима Бейтлехем (=Вифлеем), можно и бейт-ле-ген (дом генов или хранилище генофонда). Вайнерами дан ключ к декодированию в контексте: замерзшие прутья. т.е., скорее, ветла - белая ива. Мнение solitaire17: Секешфехервар - переводится с венгерского престольный белый град, лат. Alba Regia. Шарапов, как мы помним, в апреле 45-го встречался с американцами на Эльбе, тоже река белая. Нешуточная расовая теория развивается, если взять за основу анализа эту сему - белый. За идею иудейской белой жреческой касты/расы гибнут уже трое: сын Бомзе, Адольф Кургузов и Ветлугина. Шарапов выходит живым из боя. Альба, Эльба, Альбион, Левант - в корнях этих слов одинаковые консонантные звучания Л-Б/В - лев-леви. На иврите альба=лаван=белый. Тот же корень. Есть маза предположить понимание левитов как белой жреческой касты. Т.е. корневые семы в словообразовательных гнездах «белый=альба-лаван» и «левит» взаимосвязаны. Белые противопоставляются красным (речь не о конкретной войне, а о многовековой диахронии) концептуально, глобально-синоптически. Простых адамов Бог (сначала было мн.ч. элохим) лепил из красной глины еще по египетским лекалам. Красные адамы потом загорели как Обама (копирайт на эпитет «загорелый» по отношению к Обаме принадлежит Берлускони). А может, и белая жреческая каста левитов лепила по своему образу и подобию биороботов только из другого подручного материала. Лепить-то можно и в идеологическом смысле. И в Египте они не унывали, и по выходе продолжили свои опыты по лепке-зомбированию. Здесь подрезать, здесь чуть нарастить. Бомзе-зомби - это анаграмма. В начале повести Шарапов предчувствовал, что Бомзе ехать надо, но с маршрутом не угадал, направлял его в Киев, но это он после войны еще не остыл. Совсем горячий был.

Говорят, что встречаются черные евреи, но вот черные жрецы и Боги - это фантастика. Вернее - людей белой расы никогда не заставишь поклоняться черным Богам. К примеру, помимо операции «Большая алия» были еще операции «Моисей», «Иехошуа», «Соломон» по переброске черных в Израиль, когда в 1975 году Главный раввинат Израиля признал принадлежность эфиопских евреев к еврейскому народу. В принципе из них можно слепить евреев. Но левитов нельзя. Никак нельзя.

Сакральная цифра 22 выплывает в связи с этноперемещениями. Опять-таки Синичкина здесь задействована, как носитель женского интуитивного мышления. Это былo еще в эпизоде, когда Шарапов и Синичкина несли подкидыша в роддом Грауэрмана:

Синичкина засмеялась:
- Когда он вырастет, уже никаких жуликов не будет. Вам сколько лет?
- Двадцать два.
- А ему двадцать два исполнится в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом
году. Представляете, какая замечательная жизнь тогда наступит?

По Синичкиной, если наложить сакральную цифру 22, совпадающую с возрастом Шарапова на текущий год - 1945, то через 22 года, в 1967 г. наступит замечательная жизнь, эра милосердия, свободный выезд в место, где все встретятся в освобожденном Иерусалиме. Или в небесном. К 1967 г. если опять-таки прибавить те же 22 года, то получается 1989 г., как раз подогрев межэтнических конфликтов в стане Горбатого для ускорения («процесс пошел») операции «Большая алия». 22 - это сложная синтетическая египетско-халдейско-иудейская эзотерика: 22 аркана Таро, 22 буквы в ивритском алфавите, 22 в халдейской астрологии - это 12 знаков зодиака плюс 10 планет.

Дальше действие в повести развивается стремительно. Лучшие страницы Вайнеров: встреча Шарапова с двумя Анями, шифрованный разговор с Жегловым по телефону, похищение его бандитами, тайная вечеря у Горбатого и последующее пленение банды. Все компактненько уместилось в коротенькую концовочку, которая и оказалась кульминацией.

Небольшой ляп - это возведение предположения Шарапова в то, что главарь банды - горбатый, в истину. А кто подтвердил догадку Шарапова? Легенду внедрения для Шарапова они разрабатывали вместе с Жегловым. О Горбатом до этого был только домысел Шарапова, видевшего в освобождаемой Польше полуметрового поляка, запросто поднимавшего першерона. Никакой другой информации о главаре не было. Фокса пол-Москвы знало по фамилии, имени-отчеству и приметам, работал официально сатуратором, имел досье в НКВД по прежней судимости, и то поймали чисто случайно в кабаке: он стекло выбил. А о главаре "черной кошки" вообще никакой информации. Но пришли к выводу, что это горбун. А если нет? Зачем этот риск? Аня могла расколоть Шарапова сразу же:

- Что еще сказал Евгений Петрович?
- Ну, детали всякие, как это сделать. И еще он велел, чтобы вы
горбатому сказали: если его у муровцев не отобьют, он на себя весь хомут
тянуть не станет - сдаст он его самого и людей его сдаст...

А если бы Карп не был горбатым? А если бы Фокс называл его по какой-то другой кличке? Аня расколола бы Шарапова на месте. Вайнеры и сами путаются, то ли карлик, то ли горбун:



Вот он, карлик. Не карлик, собственно, он горбун, истерханный,
поношенный мужичонка, с тестяным плоским лицом, в вельветовой толстовке и
валенках. На коленях у него устроился белоснежный кролик с алыми глазами и
красной точкой носа.

Остальное все чики-пуки. Шарапов передается от одного Льва к другому. Начальник отдела Лев Свирский, санкционировав операцию внедрения, передает его в банду посылкой, а там его будет опекать бандит Левченко (тот же корень Л-В), оказавшийся штрафником из роты Шарапова, которому он спас жизнь на фронте. Одноглазый символ - золотой браслет в виде ящерицы с одним изумрудным глазом - пока исчезает в недрах сейфа Жеглова. Но в банде появится другой одноглазый - рецидивист Тягунов, квази-символ исчезнувшей одноглазой рептилии. Перед операцией водитель муровского автобуса Копырин отдает Шарапову свой кисет с самосадом. По фронтовым понятиям: поменяться вещами перед боем - поменяться судьбой (махнем не глядя). Шарапов в банде отдает кисет Левченко. На исходе операции Жеглов пристрелит Левченко с копыринским кисетом в кармане. Таков кисмет последнего левита. Кисмет - судьба, рок, от арабск. наделение. Кисет - в турецк., арабск., перс. - кошелек, в иврите кис - карман. Шарапов поменялся с Левченко судьбой. Кисет предопределил кисмет. Шарапову меняют фамилию, в банде он становится Сидоренко, с тем же именем-отчеством - Владимир Иванович.

Что напоминает тайная вечеря у Горбатого? Как будто бы разбор судьбы двурушника на закрытом заседании политбюро. И в то же время - тайная вечеря. Не только Карп Горбатый, но и остальные члены банды, особенно подруга Карпа - старуха-вурдалачка Клаша - подозревают, что Шарапов-Сидоренко - Иуда. Фокс незримо присутствует на вечере, он делегировал свои полномочия подруге Ане. Карп Горбатый - сложная символика-перевертыш по типу гадательной карты, с одной стороны, рыба - символ христианства, с другой - Вайнеры сюда зашифровали связь с еврейством, объединив двух еврейских жен членов политбюро: жена Молотова Полина Жемчужина - это Перл Карповская, отсюда - карп, жена Ворошилова - Голда Горбман. И еще в итоге предвидение (=озарение) одного из будущих генсеков с кличкой Горбатый. Карп в то же время кошерная рыба, из него готовят гефилте фиш. Объединение противоположностей выразилось в физических изъянах, что Вайнеры постоянно подчеркивают: горбун, карлик, лицо из теста, зубы пористые (так в тексте). Жеглов должен в итоге пустить карпа на фарш, но на тайной вечере еще Карп может сделать из Шарапова-Сидоренко фаршированную рыбу или кожаный абажур. Напомню: Вайнеры нигде не употребляют этнонимы. Боже упаси! Но в случае с Карпом в деталях прорисовывают его православность и русскость.

Шарапов как бы Иуда в законе. Все знают, что предаст, но надеются обойти ловушку, потому что Шарапов у них в руках и сейчас они распоряжаются его жизнью. По аналогии с ворами в законе по понятиям того времени: менты знают, что он - вор в законе, знают, что украдет, но он все равно крадет. По мировоззрению Жеглова: алчность и жидиться - однопорядковые явления (см. в начале эпизод с раскулачиванием опера Петюню Соловьева, зажидившего сахар, присланный золовкой из Коканда). Шарапов играет на теме иудства в жегловском стиле, педалирует черту алчности, презираемую в банде, и это срабатывает. На грехе въехал в банду. Опера Петюню Соловьева алчность сгубила, а Шарапова - спасла. Почему Жеглов путает в речи жадиться и жидиться? Он не путает, он отождествляет. Жегловская синекдоха.

Дьявол в деталях. А детали шепчут о русскости Карпа Горбатого. Карп - по антропонимической идее один из 70 апостолов Христа. Неназываемая русскость его у читателей сомнений не вызывает. В банде только один приблудный Левченко из тех, кто не от сохи. Как бы проглядывает тема народной оппозиции. Почти моноэтническая оппозиция интернациональной власти. Карп, Лошак, Фокс, Тягунов и примкнувший к ним Левченко. Бандиты-то они бандиты, но они недовольны режимом жегловых, который им определяет: вор должен сидеть в тюрьме; соответственно, каждому по труду, а не по потребностям. А они хотят, чтобы у них все было и им за это ничего не было. Ну, примерно, как современные чиновники-взяточники.

Карп иронизирует над предложением Шарапова отбить Фокса у муровцев:
- Как же это я его СПАСУ? Петровку на приступ брать пойду?

Здесь надо глобально посмотреть: надо ли брать Петровку приступом? Опять считаем два раза по 22 от 1945 г. Что произошло между тем в переломном 53-ом году? В 1953 г. Берия протолкнул указы о тотальной амнистии для блатных и о коренизации аппаратов республиканских МВД. К 1989=1945+22+22 страна созрела: республиканские петровки местным карпам уже не надо было брать приступом, они спокойно инфильтровались туда в руководящие кадры. И плачевна была судьба республиканских бомз-бомжей. Пора было улетать. В республиках наступили эры милосердия для этнически богоизбранных. Только в РСФСР другой сценарий внедрялся. Здесь Горбатый пошел по пути нагнетания криминального террора. Инфильтровать карпов в МВД России было нельзя, это было чревато зарождением русской национальной власти.

Горбатый демонстрирует Шарапову механизм жертвоприношения, моделируя на кролике:

- И зря, и зря! Ты бы о душе подумал, - сказал горбун, зажал в ладони
белую кроличью головку и, еще почесывая у него за ухом большим пальцем,
взял со стола вилку и мгновенным движением ткнул кролика в красную дрожащую
пуговку носа, и я видел, что проступила только одна крохотная капля крови -
и весь этот пушистый, теплый ком жизни вдруг судорожно дернулся, вздрогнул,
пискнул еле слышно. И умер.
Горбун поднял его с колен за уши, пустым белым мешком вытянулся зверек
в его руке.
- Хорош, - сказал горбун. - Фунтов десять... (Опять эта подозрительная старорусская система мер и весов, хотя, может быть, и намек на русско-англо-саксонское противостояние. Шарапов, если в вершках разбирался, должен был вдуплиться в истинный вес белого=лаван кролика.)
Бросил его бабке-вурдалачке и сказал тихо:
- Затуши с грибами. - Резко крутанулся ко мне, зыркнул глазом
воспаленным: - Понял, чего ты стоишь на земле нашей грешной?

Слава Богу, эту пасхальную эзотерику с демонстративным жертвоприношением белого кролика в сериале С.Говорухин аннулировал. Но интересно: в фильме Фокс на первом допросе в МУРе вызывающе и акцентированно мажет стол Шарапова кровью, чего нет в книге. Ставит кровавую метку. Знак. Намечает Шарапова к жертвоприношению. Кто придумал заменить жертвоприношение белого пасхального христианского кролика на кровавую метку предназначения к человеческому жертвоприношению, почти каннибализму, в фильме? Не сознаются. Типа спонтанно. Но явный размен: кролика на печать сатуратора-смершевца. Около стола в фильме вертится только черная кошка, которую почесывает Аня, никаких белых кроликов. Кролик - некошерное животное, Карп убивает его вилкой, взятой со стола, ударом в нос. Грязной вилкой, которой только что кушал. Явно не резник. Вот ведь Вайнеры: часто врут в деталях, допускают ляпы, а здесь чистейшая правда, как будто всю жизнь кололи кроликов на Дарьял-ТВ, у кроликов именно нос - болевая точка,- осведомленные. С одной стороны, показательное жертвоприношение, как урок Шарапову-Сидоренко, но это вылилось в предсказание смерти-самопожертвования Левченко после обмена судьбами с Шараповым, а с другой - жертвоприношение Богу, как ожидание ответной благосклонности с Его стороны. Кролик белый, абсолютно белый. Как уже говорилось, белый-лаван и левит есть здесь корневая консонантная взаимосвязь. Карп смоделировал жертвоприношение Левченко. В банде по ходу только один Левченко - еврей, но он - не Иуда в евангелическом смысле. Есть уже Шарапов - Иуда в законе за столом. У Карпа показная набожность, любит божиться, трижды целуется со старухой-вурдалачкой Клашей, считает освобождение Фокса святым делом. Клаша - деминутив от Клавдия, хромая. Получается парочка: горбатый и хромая. Остальные бандиты зачастую носят звериные клички: Карп, Лошак - гибрид жеребца и ослицы=полуишак, Фокс - лис. Т.е. не доросли до людей, или просто гои, быдлоскот. У всех физические недостатки: у кого глаз один, у кого рожа чугунная, кто сам по себе промокашка, т.е. явно русские, от сохи, а не талантливые виолончелисты (в фильме С.Говорухин дополнительно изобразил Шарапова-Сидоренко пианистом, этого в повести нет, в МУРе все на фоно играют, что ты). И даже у Карпа вызывает симпатию, что Шарапова-Сидоренко отселили в деревню по жегловской легенде внедрения. Только Левченко красив и широкоплеч. Красива и подруга Фокса Анна-торгашка. Может быть, и еврейского происхождения, Ханна - по Библии бабушка Иисуса Христа, по матери из колена Иудина, по отцу из колена Левина. Но Анька Фоксова оторвалась от корней, марафетчица, пошла по криминальной стезе, сухая ветвь еврейства. Через нее бандиты сбывали награбленное. Печальна ее будущая судьба в Потьме. Некоторым операм Вайнеры тоже дали отзвериные фамилии: Соловьев, Векшин - белка, Пасько - крыса.

Лучше всех ситуацию за столом просекает Левченко, но он не выдает Шарапова в благодарность за спасение на фронте. «Око за око, ребро за ребро, печенка за селезенку»,- по выражению Жеглова, заимствованному из ветхого завета. Ночью Левченко говорит:

- Убьют они тебя, Шарапов. Я бы этого не хотел...
- А тебе-то чего?
- Ничего. Не хочу, и все...
- Нет, Левченко. Не надо. Кабы я хотел уйти, я бы не пришел сюда...
- Понятно, - сказал Левченко, помолчал, и тишина сгустилась,
напряглось наше молчание. - Тогда придется, Шарапов, заложить тебя моим
дружкам. Ты за их жизнями пришел ведь. И за моей. На меньшее ты не
согласишься...
- Заложи меня, Левченко, заложи... Кровь моя на тебя падет, и земля
тебя не примет, а будет вышвыривать, как грязь и камни...
- А что же мне делать, Шарапов?
- Уходи отсюда ты. Еще не поздно, ты можешь завтра не ходить в подвал,
если уйдешь сегодня...
- И что будет?
- Я сделаю то, за чем пришел сюда. И жизнь твою не возьму...
- Но они наверняка возьмут тогда твою жизнь...
- Да, наверное. Но это уже будет тогда неважно...
- Разве это бывает неважно?

Ветхозаветное заклинание в устах комсомольца Шарапова? "Заложи меня, Левченко, и будешь ты Иудой и Каином в одном флаконе". Вообще весь диалог в ветхозаветном ключе. Идет торговля жизнями. Оба берут на себя функции Бога. Но только Он может распоряжаться жизнями.

Здесь же просматривается тема двух армейцев. Терки идут также по понятиям фронтового братства. Судьбы фронтовиков разошлись: Левченко в банде, Шарапов в ментах. Разрешается эта тема полной победой НКВД: Левченко убит, Шарапов уходит от жегловцев с их принципиальностью.
Левченко предчувствует смерть: или собственное жертвоприношение, или массовое кровопролитие. Утром он говорит, когда видит снег за окном:
- Что, Шарапов, окропим его сегодня красненьким? - спросил у меня за спиной Левченко.



Горбачев сдается. Пока не сбылось.

Карп Горбатый в безысходной ситуации требует у Жеглова размен: убийство опера в обмен на свою и бандитов смерти. Как в шахматах: размен фигурами. До этого банда Горбатого убрала двух оперов: Векшина и Топоркова. Но вместо Шарапова получает Карп - апостол криминального мира от Жеглова дырку от бублика.



Гениально сыграл В.Павлов.

Завершающим аккордом операции Жеглов убивает убегающего Левченко:

- Ты убил человека, - сказал я устало.
- Я убил бандита, - усмехнулся Жеглов.
- Ты убил человека, который мне спас жизнь, - сказал я.
- Но он все равно бандит, - мягко ответил Жеглов.
- Он пришел сюда со мной, чтобы сдать банду, - сказал я тихо.
- Тогда ему не надо было бежать, я ведь им говорил, что стрелять буду
без предупреждения...
- Ты убил его, - упрямо повторил я.
- Да, убил и не жалею об этом. Он бандит, - убежденно сказал Жеглов.
Я посмотрел в его глаза и испугался - в них была озорная радость.
- Мне кажется, тебе нравится стрелять, - сказал я, поднимаясь с колен.
- Ты что, с ума сошел?
- Нет. Я тебя видеть не могу.
Жеглов пожал плечами:
- Как знаешь...

Левченко взошел на Голгофу Жеглова. Жеглов поступил строго по инструкции, но Шарапов обвиняет его в том, что он чуть ли не распял Христа: «Ты убил человека». «Мне кажется, тебе нравится стрелять»,- Шарапов хочет выбить табуретку принципиальности из-под ног Жеглова. Эра милосердия, которую готовит нам Шарапов, - это суд по симпатии. Преференции раздаются по тем или иным признакам. У этого очки, тот виолончелист хороший, другой микробиолог в законе. Симпатичен ему Груздев, он его отпускает, а Фокса сажает. Симпатичен ему Левченко, он будет требовать от Жеглова, чтобы Левченко вывели из-под юрисдикции: он меня спас. Спор Шарапова и Жеглова - это спор идеи верховенства закона и талмудизма. Жеглову нравится стрелять, он иногда объединяет в своем лице следствие, суд и исполнение приговора. Но делает это все четко по инструкции. Он даже не умывает руки как Понтий Пилат, а просто говорит: «Вор должен сидеть в тюрьме, я убил бандита». Шарапов проиграл в этом споре.

Жеглов мог промахнуться, мог дать уйти Левченко по просьбе Шарапова. Тогда бы Левченко не взошел на Голгофу, не попрал смертью смерть, не повлиял на умонастроения еврейства. Христос из колена Иуды смертью смерть попрал, часть еврейства ушла в христианство, и вот надо, чтобы противовес этому был сделан кем-то из колена Левина.

Шарапов едет в МУР и обдумывает написание рапорта, он отказывается работать с Жегловым, по приезде видит фотографию с некрологом Синичкиной. Вайнеры полностью и окончательно грохают засохшую ветвь еврейства. Шарапову остается одно: звонить в справочную с просьбой разыскать номер телефона роддома имени Грауэрмана. Читатель должен догадаться, что Шарапов решил усыновить подкидыша. В мировоззрении Шарапова происходят сильные изменения. И не только потому, что ментовская система отторгает его. В принципе он к полету готов. Или как Я.Кедми в 1967-ом, или как Г.Вайнер в 1990 г. Из него теперь можно лепить: ШаРаПов - корень С\Ш-Р-П\Ф. Так тут любой левит сделает метатезу с переогласовкой и готов: Сойфер-Шафаревич. Труби в шафар.

хохмочки Вайнеров

Previous post Next post
Up