Хохмочки Вайнеров-6

Sep 17, 2012 04:21

Шестая серия.

Предыдущие серии: 1, 2, 3, 4, 5 .



Шарапов и Желтовская вступают в преступный сговор.

Кто-нибудь может объяснить, почему Шарапов лезет из кожи вон, чтобы реабилитировать Груздева? Он Груздева выгораживает за счет Фокса, не утруждая себя сбором железных неопровержимых улик и прямых доказательств.
Шарапов:

По-прежнему сидя, я просто сказал ему:
- Илья Сергеич, дорогой, я очень рад за вас - мы поймали Фокса,
настоящего убийцу... Вы свободны...

А из чего следует, что Фокс - настоящий убийца? Это еще надо доказать. Не летит ли Шарапов впереди паровоза? Пока еще в руках у Шарапова нет даже расхожей царицы доказательств - признания,- несмотря на прямое указание Жеглова применять к Фоксу меры физического воздействия. Что у Шарапова есть против Фокса в деле убийства Ларисы Груздевой? Отпечатки пальцев на бутылке вина, принадлежащие Фоксу, ортодонтологическая экспертиза с надкуса шоколада, показавшая, что на шоколаде следы зубов Фокса, показания Верки-модистки, что чемодан с вещами Груздевой принес к ней на хранение Фокс, показания второй жены Груздева Голделе Желтовской, что Фокс проверял у нее сантехнику под видом водопроводчика. Все! На основании этих данных Шарапов делает вывод, что Фокс - настоящий убийца Ларисы Груздевой. Э-хе-хе. Позвольте, а орудие убийства? Баярд найден в квартире Груздева. Но ни слова не говорится, что на нем есть отпечатки пальцев Фокса. Пока на пистолете не найдены отпечатки пальцев Фокса, он является уликой против Груздева. Шарапов для суда должен собрать доказательства, что именно Фокс именно из этого пистолета убил Ларису Груздеву во столько-то, там-то и по таким-то мотивам. А иначе все это туфта.

Шарапов выдвигает версию, что Фокс принес пистолет в квартиру Груздева под видом сантехника на основании показаний второй жены Груздева - Голделе Желтовской о том, что Фокс просто там был. Но она не видела, что он делал в комнате и подложил ли он пистолет. Она в этот момент писала автореферат дисера на веранде. Но еще в начале расследования Жеглов предупреждал Шарапова, что жена - это не свидетель, она любыми путями будет создавать алиби мужу. А у меня вообще есть подозрения, что Шарапов в сговоре с Голделе Желтовской: он встречался с ней в Лосинке, мог войти с ней в преступный сгоров и дать описания внешности Фокса, придумать легенду о сантехнике, как мы увидим позднее, Шарапов оказался большим мастаком по части изобретения провокаций.



С.Юрский в роли Ильи-Ивана Груздева.

Следователь прокуратуры Панков в самом начале расследования увидел в этом убийстве следы классического корыстного преступления. И действительно, Шарапов отпускает Груздева при наличии корыстных мотивов у микробиолога. Об этом уже говорил: после смерти бывшей жены ему не надо делить квартиру - она теперь его, не надо разводиться, он теперь вдовец, как член партии сохраняет устойчивый моральный облик, избегает развода, что указывалось в анкетах и могло прорабатываться на парт- и профсобраниях, ему не надо теперь материально поддерживать бывшую жену.

У Фокса есть солидная контригра. В ответ на показания Желтовской он просто скажет, что она бредит, и в жилконторе работает его двойник. А почему он вообще не может сказать, что Желтовская - это его тайная любовница, и он посещал ее в отсутствие Груздева дома. Ларису же Груздеву он посещал регулярно? Почему не мог и вторую жену пользовать? Шарапов ему не предъявил железного доказательства: отпечатков пальцев на Баярде, найденного в квартире Груздева. Как прокуратура будет доказывать на суде, что из Баярда стрелял именно Фокс? Загадка. Есть еще свидетель-сосед Липатников. Он четко видел, что из квартиры выходил Груздев. Дело было в субботу, и Липатников ошибся со временем. А какая разница, во сколько выходил Груздев из квартиры: в четыре или в семь? Первоначально Липатников показал, что Груздев выходил из квартиры в семь часов, когда закончился футбольный матч. Жеглов дал Липатникову наколку на сопоставление времени выхода Груздева из квартиры с футбольным матчем. Шарапов предпринял нечеловеческие усилия в виде запроса в радиокомитет о расписании футбольных матчей, которых в субботу оказалось два, чтобы уличить Липатникова во лжи. Но это не ложь, а невозможность определить точное время выхода Груздева из квартиры убитой, факт-то выхода Липатников подтверждает. Хорошо, Груздев выходил из квартиры не в семь, а в четыре, когда кончился первый субботний матч. Что это меняет, если время смерти не подтверждено до долей секунды? Ведь он врал и изворачивался, что его не было в квартире Груздевой именно в тот день. А он был. А вот Фокса-то никто не видел выходящим из квартиры Груздевой с чемоданом. И выстрела, вот беда, тоже никто не слышал. Это в октябре 45-го-то, когда на любой пистолетный выстрел бросались с криком: «Опять война!»

Могут ли служить отпечатки на вине и шоколаде свидетельствами против Фокса? Нет, конечно. Тайная вечеря была, а восстановить ее картину никто не хочет, Фокс и Лариса вино пили и шоколад кушали, Груздев курил папиросы. Вдвоем, втроем, попеременно? У Шарапова у самого подобные мысли пробегали в начале расследования:

А может, они втроем там, у Ларисы, чай пили перед убийством? Непохоже, стол явно был накрыт на двоих.

И что? В ответ на результаты экспертизы по вину и шоколаду Фокс так и скажет: да я живу с Ларисой, это моя любовница, мы хотим пожениться, а Груздев ей не дает развода, мы вообще с ней хотели в Крым переехать, и Лариса сказала, что Груздев угрожал ей убийством. А почему Шарапов не предъявляет Груздеву окурки от папирос «Норд» в качестве улики? Самое смешное, что 21.10.1945 г. (в воскресенье, как выясняется), когда они с Жегловым прибыли на квартиру к Груздевой, именно Шарапов заметил особым способом примятые бычки, и когда прибыл Груздева, он курил папиросы, сминая их аналогичным образом. Кстати, эти бычки куда-то бесследно исчезли из материалов следствия и уже нигде не фигурируют.

Остаются лишь показания Верки-модистки против Фокса о том, что он принес чемодан с вещами Груздевой к ней на хазу. Фоксу надо только опровергнуть показания Верки-модистки, и никаких улик у Шарапова против него не останется. А где отпечатки пальцев Фокса на чемодане Груздевой? Их нет. А слова Верки-модистки? А она врет. Профессия у нее такая: врать, доносить, лжесвидетельствовать. Может, Фокс вообще пришел к Верке-модистке с Груздевым, которого попросил подождать за дверью? Довольно слабая доказательная база у Шарапова против Фокса в деле убийства Груздевой. Так кто же убил Груздеву? Точного ответа нет. Но есть два подозреваемых: Фокс и Груздев, бывший муж и любовник Ларисы. Но Шарапов усиленно лоббирует освобождение Груздева из-под стражи. По каким мотивам? Помимо интересов по линии военной разведки - ГРУ - Груздев ему более симпатичен по национальным и социальным мотивам. Хорошенькую он нам эру милосердия готовит в будущем, если его вовремя не турнуть в управдомы.

Вот опера Топоркова на хазе у Верки-модистки убил действительно Фокс. Здесь два свидетеля: струсивший опер Соловьев и сама Верка-модистка. Тут уже не отвертишься. Фоксу также придется вести контригру по делу об ограблении магазина на Трифоновской, где на ломике нашли отпечатки его пальцев. И о дебоше в ресторане «Савой». А что было в ресторане «Савой»? Танцевал с официанткой Марьяной, споткнулся, разбил стекло, выпал на улицу, сел в студебекер, а за студебекером вдруг гонится какой-то автобус, из которого стреляют и убивают водителя, грузовик падает в Яузу. Так Фокс же еще и пострадавший.



Фокс эту легенду и сообщает Шарапову:

- А зачем же вы стекло в "Савое" выбили? От нас зачем убегали?
Он поморщился, как от горькой пилюли:
- Избыток впечатлительности, черт знает что! Мне показалось, что ваш
приятель - или начальник, бог его ведает, - ну, в общем, он внешне очень
похож на одного головореза, которому я, к несчастью, програлся в карты. Он
предупредил, что если я не отдам долга, он меня зарежет - подумать только!
- Фокс закурил, пустил в потолок замысловатую струю дыма, закончил: - Когда
я вашу компанию увидел, до ужаса, до беспамятства перепугался и стал
спасаться любой ценой... Я, конечно, готов уплатить за витрину ресторана и
принести свои извинения Марианне, но... ваш начальник что-то такое,
простите, нес, что в голове не укладывается - это насчет того, что я
душегуб, что вы меня раздавите и так далее. Здесь хоть и МУР, но все-таки
учреждение, а не малина. Я хотел бы знать, что он имел в виду...

Очень грамотная контригра. Вообще по Шарапову большие вопросы к Вайнерам существуют. Они как будто специально делают из него идиота. Все эти мульки с его военными подвигами. Вот еще одна.
Попав впервые в комнату к Шарапову на Сретенке, Жеглов открывает американскую банку «ланчен мит». Это, скорее всего, свинина. Комсомолец Шарапов артикулирует антиамериканские слухи бабушек у подъезда:

- Говорят, их американцы из китового мяса делают специально для нас. -
Я зачарованно глядел на мясо и чувствовал, как слюна терпкой волной
заполняет рот.
- Уж наверное, не из парной говядины, - мотнул головой Жеглов. - Они
говядинку сами жрать здоровы. Ух и разжиреет на нашей беде мировой
империализм! Нам кровь и страдания в войне, а им барыши в карман!
- Это как водится, - кивнул я, с наслаждением глотая очень вкусные
консервы. - Мы им в июле в городке Обермергау передавали "студебеккеры",
что по ленд-лизу за нами числились. Так они их требовали в полном порядке и
комплекте, без гайки одной не примут. А потом они их на наших глазах
прессом давили. Свинство!

Позвольте! А на чем тогда уматывал Фокс от них из ресторана «Савой»? На каком-то русском студебекере? Навряд ли в июле 45-го передавали американцам какую-то лендлизовскую технику в Германии. В августе еще предстояло вступать в войну с Японией по Потсдамском договору. Вооружение, техника и продовольствие продолжали поступать по ленд-лизу. Переговоры по долгам ленд-лиза начались в 48-ом. Вайнеры вкладывают в уста Шарапова сплетни о китовом мясе в тушенке и более поздние слухи о прессах для техники при передаче в портах. Прибавляется еще один немецкий город в его подозрительных перемещениях-коловращениях в Германии 45-го. Плюс к этой мульке о военных подвигах Шарапова комсомольцы из МУРа ведут в октябре 45-го антиамериканскую пропаганду, основанную на слухах, когда команды начинать ее еще не было, потому что американцы являлись нашими союзниками, что подпадает под ст.58 УК РСФСР того времени. А в 75-ом, когда вышел детектив, антиамериканская пропаганда вполне к месту была. Про ленд-лиз довольно редко обмолвливались в литературе того периода. Вайнеры как бы отрабатывали заказ, что могло понравиться редакторам, но в то же время делали это так коряво и иезуитски.
Шарапов роет землю, чтобы навесить на Фокса убийство Груздевой и освободить микробиолога из-под стражи. Даже Жеглову кажется это странным, и он дистанцируется от расследования убийства Ларисы Груздевой. Сначала дарит Фокса Шарапову после омовения в Яузе:

- Значитца, так, Шарапов, - сказал Глеб Жеглов. - Этот - добыча твоя.
Твоя, и не спорь. Посему отдаю тебе его на поток и разграбление.



После получения данных экспертиз Шарапов упорно настаивает на немедленном освобождении Груздева, чего не понимает Жеглов, потому что всегда может возникнуть такая ситуация: по вновь открывшимся обстоятельствам. Наконец Шарапов уламывает Жеглова на написание постановления. Как опытный опер, Жеглов пишет в постановлении: "...Изменить меру пресечения - содержание под стражей - на подписку о невыезде из города Москвы". Вполне логично. Вот ведь в целом по детективу отвратный тип Жеглов, а в этом моменте правда на его стороне. Шарапов требует такую формулировку: "освободить в связи с невиновностью", чем выдает свою заинтересованность в освобождении Груздева и не факт, что только по мотивам ускорения наступления пресловутой эры милосердия для богоизбранных груздевых. Он давит на Жеглова, но более опытный начальник опергруппы в этом вопросе подстраховывается.

Фокс под следствием в изоляторе. Вайнеры рисуют его экстрасенсом:

Конвоир прищелкнул сапогами, расцепил наручники, и Фокс с облегчением
потряс затекшими кистями, приветливо мне улыбнулся:
- Здравствуйте, Владимир Иваныч...
Каким-то непостижимым образом он уже знал каждого из нас по
имени-отчеству и на допросах преимущественно дурачился, сводя все ответы к
шуткам, выступал этаким жизнерадостным придурком, которого несчастная
страсть к игре и женщинам ввергает каждый раз в неприятности.

Откуда Фокс знает имена-отчества оперов? Разведка доложила. Но доложила еще до ареста. Вернее, контрразведка, раз он связан со смершем. Это Шарапов нашел общий язык с Груздевым по линии ГРУ. Другого мотива не просматривается.

Дальше следует хороший эпизод, как Шарапов разводит Фокса на диктант под предлогом графологической экспертизы. Это неплохой ход авторов, одна из самых удачных страниц в целом средней книги. Шарапов придумывает передать маляву любовнице Фокса Ане, а через нее выйти на банду. Саму маляву скомпоновать из отрывков диктанта для Фокса. В хороший литературный ход Вайнеры, как всегда, всовывают еврейскую фигу. Среди авторов отрывков, конечно же, появляется писатель с именем Лев. Это Лев Кассиль.

Шарапов диктует:

- "Лев Кассиль". С новой строки. "Что это значит - нет биографии? Это
все старомодная интеллигентщина, дорогой мой. Не биография делает человека,
а человек биографию. С биографией родятся только наследные принцы", -
продиктовал я, - Готово? Давай дальше, с новой строки... "А. С. Пушкин". С
новой строки. "Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и
пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня
в камер-пажи под старость лет, но переменять его на четвертого не желаю: от
добра добра не ищут..."
Фокс старательно скрипел карандашом, время от времени слюня его, и я
подумал, что, пока он с интересом относится к развлечению, которое я ему
предложил, надо печь свои пироги.
- Готово? - спросил я. - Так, прекрасно. Еще одно. С новой строки.
"Борский". Так. С новой строки. "Весточка моя с синего моря-океана. Здесь
сильно штормит, боимся, как бы не потонуть. Боцман наш по болезни уволился,
шлю тебе с ним, Анюта, живой привет, будь с ним ласкова, за добрые слова
его одень, обуй и накорми - вечно твой друг". Так, число теперь поставь,
распишись.

Сбился уже со счету, рябит в глаза от этих львов-левитов. Вайнеровское «Место встречи изменить нельзя» с указанием жанра - роман - впервые появилось в комсомольском журнале «Смена» в августе 1975-го: http://smena-online.ru/archive/1975/1158 Журнал для рабочих-комсомольцев. Там печатались статьи подобного рода: «Беседуют Геннадий Ханин, первый секретарь Донецкого областного комитета комсомола Украины, член ЦК ВЛКСМ, и Анатолий Осыка, забойщик шахты «Булавинская» комбината «Орджоникидзеуголь», кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат премии Ленинского комсомола, член ЦК ВЛКСМ». Главным редактором в 75-ом назначили Альберта Лиханова. Почему-то у него есть второе имя, которое пишется в скобочках (Глеб). Этот Глеб или Альберт Лиханов выскочил в писатели из семинара классика детской литературы Льва Кассиля. Ежу понятно: Шарапов не мог не взять отрывок для диктанта Фоксу из сочинений классика детской литературы Льва Кассиля, а один из оперов в повести не мог не носить имя Глеб. Ну, и несколько приоткрывается тайна появления в печати самой повести. В 75-ом отмечалось 30-летие Победы. Глебоальберт шепнул Вайнерам, что можно забить комсомольский журнальчик каким-нибудь чтивом, и пасхальная сказка начала срочно ваяться. Она бы осталась незамеченной, если бы не попалась в то время на глаза В.Высоцкому, которому характер опера Жеглова пришелся по темпераменту. Он развил бурную деятельность по превращению детектива в телесериал, дальше - общеизвестно. В 1975 г. журнал «Смена» печатался тиражом 1.150.000 экз. Журнал «Наш современник», где публиковали серьезных русских писателей, издавался тиражом 200.000 экз. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» печатало не только книги и журналы про первых секретарей и славных забойщиков, но и антисионистскую публицистику: книга Е.Евсеева «Фашизм под голубой звездой» была издана в 1971 г. тиражом 75.000 экз. Существует миф, что идеолог из политбюро М.Суслов проводил какую-то просоветскую консервативную догматическую политику. Не более чем миф. Вот, к примеру, в 1974 г. журнал «Наш современник» публикует повесть В.Распутина «Живи и помни» тиражом в 200 тыс.экз. А в 1975 г. журнал «Смена» печатает опус Вайнеров тиражом, превышающим миллион экз. Повесть В.Распутина пользуется успехом, и в 1977 г. удостаивается госпремии. Произведение Вайнеров могло пользоваться популярностью только у каких-нибудь повернутых любителей детективов и адресного еврейского читателя конспирологических штучек. Но на образ Жеглова клюнул Высоцкий, все завертелось по известному сценарию, в 1987 г. посмертно Высоцкий был удостоен госпремии за создание образа грозного опера. И только.

Первый отрывок из диктанта Фокса, таким образом, подобран для продолжения линии львов в повести. Второй отрывок из письма Пушкина жене тоже интересен. Он говорит о том, что опера в МУРе в 45-ом году штудировали полное собрание сочинений поэта. Явно выходит за рамки школьной программы. Фокс не возражает. Первое предложение Вайнеры опускают: "К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен: царствие его впереди; и мне , вероятно, его не видать. Видел я трех царей : первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут". Намек на приход царствия машиаха опустили, получилась сюръекция истории советского сионизма. Ленин: «первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку». Снять картуз или кипу с еврейства при Ленине: исчезла черта оседлости и началась ассимиляция российского еврейства. Пожурил за меня мою няньку: критика Лениным сионизма (сионизм - одно из проявлений буржуазного национализма). Второй меня не жаловал - Сталин. Третий хоть и упек меня в камер-пажи на старости лет - еврейский ренессанс при Хрущеве. Променять на четвертого не желаю - отъезд при Брежневе (с 1970 по 1978 гг. из СССР по израильским визам выехало 174 тыс. чел. В 1979 г. пик брежневского отъезда - 51 тыс.чел. Tolts M. Demography of the Jews in the Former Soviet Union: Yesterday and Today // Jewish Life after the USSR / Eds. Z. Gitelman, with M. Glants and M. I. Goldman. Bloomington, IN, 2003. P. 177-178.) Интересно: в 1979 г. совпадают пик еврейской эмиграции, выходит на телеэкраны сериал «Место встречи изменить нельзя» и Андропов-Файнштейн усиленно подталкивает геронтократов из политбюро к афганской авантюре.

На третьем отрывке Фокс спекся, малява Ане готова. Однако удивлению нет предела: больше мы с Фоксом на страницах детектива не встретимся. Так кто же все-таки убил Ларису? Шарапов поступает с Фоксом по-жегловски в интерпретации Груздева: «использовал для написания записки и переступил как через мусор». Шарапов явно ведет двойную игру, топя Фокса и вытаскивая Груздева, что не проходит незамеченным для Жеглова, он начинает дистанцироваться от инициатив Шарапова. Действие переключается на поиск банды и главаря. Убийство Ларисы становится неактуальным. Фокс выкрикивает в адрес Шарапова угрозы, это как бы причисляет его к криминальному миру, других доказательств для читателей не надо. А что? Тогда надо было и мульки Ручечника присобачить к характеристике Фокса:

- Эхма, тюрьма, дом родной! - отчаянно махнул рукой вор. - Отпилюсь на
лесоповале - и с чистой совестью на волю! Вы не подумайте, начальнички, что
я злыдень такой... - Лицо его сморщилось, казалось, он вот-вот заплачет. -
Что я, вам помочь не хочу? Хочу, истинный крест! Но не могу! Я вам вот
байку одну расскажу - без имен, конечно, но так, для примеру. Хочете?
- Ну-ну, валяй, - разлепил губы Жеглов.
- Есть такое местечко божье - Лабытнанга, масса градусов северной
широты... И там лагерь строжайшего режима - для тех, кому в ближайшем
будущем ничто не светит. Крайний Север, тайга и тому подобная природа.
Побежали оттуда однова мальчишечки - трое удалых. Семьсот верст тундрой да
тайгой, и ни одного ресторана, и к жилью не ходи - народ там для нашего
брата просто-таки ужасный. И представьте, начальники, вышли мальчишечки к
железке. Двое, конечно.
- А третий? - спросил я. - Не дошел?
Ручечник сокрушенно покачал головой, вздохнул:
- Не довели. За "корову" его, фраеришку, взяли.
- Как это?! - оторопело спросил я (это Шарапов).
- Как слышал. Такие у нас, значит, ндравы бывают. Жизнь - копейка. А
уж для Фокса - тем более...

Объявить Фокса каннибалом и баста! За недостатком других доказательств.

Но теперь про Фокса забудьте. Ему и так светит вышка за убийство опера Топоркова у Верки-модистки. Предыдущие эпизоды как-то были связаны с Фоксом, начиная от рептилоидного браслета, пропавшего из квартиры убитой. Теперь Фокса списали.

Как появляется в детективе одноглазая ящерица? Сестра убитой описывает пропавшие вещи:

Она подвела Жеглова к буфету, открыла верхнюю створку, достала оттуда
большую шкатулку сандалового дерева, инкрустированную буком, откинула
крышку - на дне лежали дешевенькие на вид украшения, пуговицы, какие-то
квитанции, бронзовая обезьянка.
- Какие именно здесь были драгоценности? - спросил Жеглов деловито.
- Часики золотые... серьги с бирюзой... ящерица...
- Какая ящерица? - переспросил Жеглов.
- Браслет такой, витой, в виде ящерицы с изумрудными глазками... Один
глаз потерялся... - пыталась сосредоточиться девушка. - Кольца она на руках
носила...

В действии появляется масонский символ. Рептилия и всевидящее око. Ящерица связывает разрозненные эпизоды - Манька-облигация-Кирпич-Копченый-Ручечник - из следовательского опыта Аркадия Вайнера в единое целое в повествовании.

От эзотерического символа вздрогнул весь блатной мир. Эффект отторжения. Ну, не принимает рука его. Нефартовый он. На другое заряжен.

Вздрогнул Копченый, рука сорвалась, кий скользнул по шару - тот мимо
лузы прокатился, тюкнулся о борт и замер.
- Какой браслетик?
- Что ж ты киксуешь? Я тебе покиксую! Туза в угол направо! - заказал
Жеглов, очень мягко вкатил шар и пояснил: - Золотой браслетик в виде
ящерицы червленой с одним изумрудным глазом.

Ящерица же спасает Груздева от вышки. Если бы Шарапов во время общегородского рейда не захватил бы убегающую Маньку-облигацию с браслетом на руке, худо бы пришось микробиологу. Но вот Груздев отпущен, а Фокс сидит. Амулет выбывает из игры. Повествование обрывается. Держится только на суетящихся Жеглове и Шарапове. Надо вводить другой одноглазый объект. За Вайнерами не заржавеет. Одноглазого мы вскоре встретим в банде «черная кошка», когда туда внедрится Шарапов:

Слева от горбуна сидел высокий красивый парень, держа в руках гитару.
Один глаз у него был совершенно неподвижен, и, присматриваясь к его ровному
недвижному блеску, нагонял, что он у него стеклянный, и помимо воли в башке
уже крутились какие-то неподвластные мне колесики и винтики, услужливо
напоминая строчку из сводки-ориентировки: "Разыскивается особо опасный
преступник, рецидивист, убийца - Тягунов Алексей Диомидович... Особые
приметы - стеклянный протез глазного яблока, цвет - ярко-синий..."

Рецидивист Тягунов - это одноглазый символ со знаком минус. Ящерица Ларисы работала на Шарапова, одноглазый Тягунов несет Шарапову смерть.

Око Ра - египетский символ. У Вайнеров в смысле - носитель информации. В процесс хранения и передачи информации была задействована Лариса (ля Русь) Груздева. Вокруг нее сплетались интересы секретчика Ильи (пророка) ГРУ-здева и смершевца-ученого Фокса, думается, получавшего инструкции от связной Ингрид Соболевской. После получения телеграммы из Семипалатинска «Мусенькин выезд откладывается», которую надо понимать, как выезд детей Моисея откладывается, ценой участия Ларисы в игре становится жизнь. Груздев и Фокс - это как короткое замыкание. Ларису убивает не пуля из "Баярда", а электрический разряд, возникший от столкновения интересов Груздева и Фокса. Обладателем символа и носителем информации становится Фокс. Ошибка Фокса в том, что он пустил в материальный оборот око Ра. И символ мстит ему. Для Фокса начинается черный этап в жизни. Разменяв несколько хозяев, символ доводит Фокса до цугундера в терминологии Горбатого. Совершив символический обряд омовения в Яузе, Фокс приземляется в казенном доме. Для нас он умирает, лишенный ока Ра. Но вот что интересно: когда страсти улягутся, кто будет обладателем символа и носителем информации? Илья Груздев! Илья Груздев, которого из казенного дома уводит Голделе Желтовская. По закону он - наследник имущества Ларисы, и око Ра, перестав быть уликой в сейфе Жеглова, должно достаться ему. Через шесть месяцев после убийства в соответствии с законом подаст в суд иск о вступлении в права наследования и потребует от Жеглова вернуть ему одноглазую ящерку. Кто владеет информацией, тот правит миром.

С этого момента в повести линия Фокс-Груздев-масонская символика уходит за скобки, резко обрывается. Мы можем только догадываться о последствиях. Додумайтесь, мол, читатели сами, что Фокс предстанет перед судом и понесет наказание за убийство Ларисы при слабой доказательной базе, а Груздеву по закону достанется масонская символика, и микробиолог-секретчик сядет на информационную базу. Авторы сериала благоразумно перекрестили носителя информации, он стал не Ильей, а Иваном, и все эти вторые планы, подспудные смыслы заретушировались. Фильм-то уже посмотрит не миллион человек, а десятки миллионов. В книге один раз слово русский употреблено безотносительно к межнациональной проблематике. Но здесь не надо быть заядлым курильщиком с лестничной площадки какого-нибудь советского НИИ для того, чтобы навскидку определить национальность ученого, которого зовут Илья. А если еще этого Илью играет С.Юрский, то национальность-то особо не надо указывать. Здесь С.Говорухин молодец. Пусть уж лучше герой С.Юрского зовется Иваном.

Окончание следует

хохмочки Вайнеров

Previous post Next post
Up