Жизнь Пи, или о коротко о природе Бога

Jan 05, 2013 18:15



Это страшное кино. Шутили, или просто не смотрели его те, кто повесил бирку “6+” - здесь и правда есть  приключения и зверушки, а главный герой в конце концов побеждает и женится, - типичная же детская история.

Ближе всего по сути к этой сказочке я бы поставила “Золотой век” Бунюэля, - картину, вызвавшую бурю протестов и запрещенную к показу на 50 лет.

Кроме общего смысла, есть у этих двух фильмов и внешние сближающие черты.

Кто не помнит, фильм Бунюэля начинается с научно-популярного рассказа о нравах и обычаях скорпионов, весьма и весьма неприглядных. Затем следует сюрреалистическая история, где из нагромождения несуразиц выделяется главный патологически жестокий, похожий на дикое животное герой, которому постоянно что-то мешает окончательно озвереть (то есть употребить девушку, которая, в общем, не против). Фильм заканчивается сценой, многими классифицируемой как “богохульная” - в ней главный зачинщик садистской оргии показан в образе Христа.


“Жизнь Пи” также начинается с мира животных, правда, здесь в этой роли выступает целый зоопарк. Владелец зоопарка демонстрирует своим детям истинную природу тигра - совершеннейшего орудия убийства. Продолжение - сюрреалистические приключения того самого тигра, спасшегося при кораблекрушении, которому, несмотря на отчаянный голод, так и не удается сожрать своего вполне съедобного попутчика, сына владельца зоопарка по имени Пи.  В конце Пи вынуждают рассказать правдивую историю крушения - и эту историю о человеческой низости мозг отказывается впускать в себя.  В  отчете о крушении судна и в памяти зрителей остается  фантастическая версия с почти очеловечившимся тигром, заменяя собой быль о почти озверевшем вегетарианце. Фантазия заменяет собой то, что воспринимается как отрицание Человека или богохульство - Пи прямо говорит, что в его истинном рассказе “нет бога”.


Теперь о смысле. Для меня суть и того, и другого кино можно выразить так:
“Люди - часть животного мира и способны вести себя как животные. Но почему-то в определенный момент их что-то останавливает. Религия? Нет, религии - это искусственные конструкции, нелепые и порой жестокие. Но Бог, тем не менее, есть. Он - часть человеческой природы и не может существовать вне человека”.

И “Золотой век”, и “Жизнь Пи” стебутся над религиями. “Золотой век” зло, беспощадно и с чёрным юмором показывает, что в основе христианства лежит садизм. В “Жизни Пи” стёб безобидный и снисходительный, но это именно стёб, не стоит питать иллюзий.

А Бог - это одна из особенностей Homo sapiens, - такая же врожденная особенность, как длительная любовь к сексуальному партнеру, социальная иерархия, искусство и высокий уровень внутривидовой агрессии. Бог, несомненно, так же реален, как и другие перечисленные мной видовые черты человека разумного. Бог как адаптация к этому жестокому и бессмысленному миру может перейти по наследству виду-потомку, подобно тому, как унаследовали мы, люди, социальную иерархию от наших предков-обезьян.

Как же хотелось бы, чтобы нашим потомкам Бог просто стал не нужен.

Жизнь Пи, кино, рецензия

Previous post Next post
Up