Очередной пост на тему: как не переполниться в информационно переполняющем тебя мире. Пост преимущественно для того, чтобы самому понять ухваченное на самых кончиках путём его записывания и систематизации. Не исключено, что это вообще тупиковое размышление...
Решаемая сверхзадача - понять идею личного медийного фильтра, который бы отфильтровывал шум, не влияющий на существо. А для этого нужно прежде всего само это существо и сформулировать. Вот и попробую...
Как сейчас понимается, общество - это производная высокого порядка от какого-то очень примитивного фундаментального механизма, работающего на всех уровнях и во всех явлениях. Далее будем называть его базовым онтологическим механизмом или базовым онтологическим процессом - смотря по тому, какую часть - структурную или длящуюся - мы хотим подчеркнуть. Если работа этого механизма обеспечивается - явление, в котором он есть будет жизнеспособно. Если же нет, то ситуация выглядит как с вечным двигателем: всё время кажется, что существует конструкция, которая работоспособна и без этого механизма и всё время обнаруживается какое-то второстепенное обстоятельство, которое всё-таки не позволяет этого добиться…
Для начала попробуем хотя бы очертить границы области, в которой этот механизм должен содержаться методом простого логичного рассуждения над известными нам фактами и явлениями.
Фундаментальной основой жизни является диссипация энергии в процессе уменьшения материально выраженной энтропии. Столь умной фразой высказана мысль, очевидная до такой степени, что её никто не замечает - чтобы создать что-то дотоле не существующее требуется потратить энергию. Эту энергию нужно откуда-то «взять», а потом в процессе создания «потратить», т. е. привести её в состояние, уже негодное для дальнейшего её использования в «процессе создания». Энергия и энтропия в этом смысле - [про]явления одной сущности: чем более «концентрированна» энергия, чем больше процессов для которых она потенциально пригодна, тем меньше энтропия. Ну, или нам сейчас так кажется, что это одна сущность. У автора сего опуса вообще была идея попробовать показать тождественность информации и энергии строго термодинамически... но, это замечание не относится к данному изложению.
Физический процесс многослоен: энергия пара, не до конца потраченная на создание электричества, и которую уже нельзя использовать для электричества, может быть использована для отопления, и так далее - вплоть до рассеяния последних её фотонов в космическом пространстве. По этой же схеме устроена и жизнь: энергия, втекающая в живые существа используется ими для уменьшения энтропии в виде построения упорядоченных белковых структур. При этом, энергия уже негодная для использования одними существами оказывается вполне пригодной для использования существами другими - на этом обстоятельстве основано существование экологических систем. С физической же точки зрения экосистема это явление одной природы с рассеянием первоначально добытой энергии через электричество, потом через отопление и т.д.
Здесь сразу же можно отметить три обстоятельства. Первое: центральную позицию занимает понятие «существо» - это единица бытия оборудованная своим способом освоения энергии. [В этом блоге много раз всплывала тема, что взгляд на весьма многие процессы и обстоятельства зависит от того, что понимать «особью»] Существа, оборудованные не одинаковым способом освоения энергии - друг другу не конкуренты. А существа, оборудованные таким способом освоения, что «выходная форма энергии» одного является «входной формой энергии» для другого - симбионты.
Второе: позицию слева занимают «недосущества» - это явления, которые зависят от потока энергии, но, не так, как существа. Рассмотрение этой темы пока неинтересно, хотя отличия очевидны - существо может двигаться только «вперёд», т. е. либо уменьшать энтропию, либо оно перестаёт быть сущим. Недосущество же может двигаться как «вперёд», так и «назад» - примером чего являются кристаллы. Образование кристалла (и вообще самопроизвольно упорядоченной структуры из окружающего хаоса) это скачкообразный процесс уменьшения энтропии, а плавление кристалла - скачкообразный процесс её нарастания. Здесь, наверное, тоже можно сказать что-то важное, что могло бы явиться сущностной связью между ещё неживым субстратом и уже живым существом, но интереснее всего третье обстоятельство, занимающее позицию справа: совокупность существ, возникших на некотором [материальном] субстрате сама является субстратом для того, чтобы из него возникли существа ещё более высокой природы. Помня, что «существо» - это единица бытия оборудованная своим способом освоения энергии рассмотрим это обстоятельство подробнее.
Если принять, что основной энергоосваивающий процесс - это уменьшение энтропии на молекулярном уровне, то выглядит он как построение больших молекул из маленьких. Энергия расходуется на сам процесс построения (транспортировка стройматериала к месту строительства, чистая диссипация) и на создание валентных связей большой молекулы из маленьких (запасание энергии, чистая потенция). Это и есть основной процесс химико-биологической (белковой) жизни. Слева от него находится процесс уменьшения энтропии, не на молекулярном, а на ступень более мелком, атомном уровне - это создание кристалла. Что подтверждает правомерность выстраивания именно такого генетического ряда, так это существование процесса обратимой денатурации белка: порядок в кристалле может быть сломан (повышением температуры), и всегда может быть восстановлен (понижением температуры). Для белков же уже существует развилка - обратимая и необратимая денатурация, т. е. имеется качественный переход «уже не всегда».
Чтобы появился процесс справа необходимо появление «существа» - явления, которое отграничено от среды в которой обитает. Фрагмент химического механизма освоения энергии (преобразуемой в уменьшение энтропии) отграниченный от среды молекулярной оболочкой в биологии называется «прокариота» - это живая клетка самой примитивной из всех возможных конструкции. Единица, меньше которой уже невозможно. Из трёх прокариот можно сконструировать эукариоту - если каждой из деталей вменить лишь ограниченные специализированные функции, не выполняемые другими деталями: одна единица будет ядром, другая - митохондрией, а третья - базой, несущей на себе клеточную мембрану отграничивающую две названные детали от окружающей среды.
Если наша гипотеза генетического ряда верна, то должны существовать и эукариоты не из трёх, а из двух деталей. И таковые действительно существуют - это протисты Monocercomonoides у которых не обнаружены митохондрии. Пока всё верно.
Если двинуться ещё правее, то следующим уровнем будут многоклеточные существа - новое качество образуется из «много клеток однотипной конструкции», а обязательным признаком того, что это - именно «существо» является граница между ним и средой, в которой оно обитает. Примером чего является «вольвокс» - несколько десятков тысяч однотипных клеток склеенных между собой. Оставим биологам дискуссии, чем «многоклеточность» отличается от «колониальности» - чем бы это ни было, но качественный скачок в данном случае есть.
Ещё правее - многоклеточные существа с дифференцировкой клеток, т. е. существа в которых клетки не равны, а специализированы - в них появляется качество «системности», когда много деталей образуют нечто, не являющееся простой их суммой. Если такие существа чрезвычайно многоклеточны, то появляется промежуточная ступень - орган. С точки зрения нашего генетического ряда «орган» это своего рода «подсущество» - многоклеточное существо обитающее не сразу в окружающей среде, а в среде «организма». Это - чисто конструктивное, но никак не сущностное обстоятельство. Оно всего лишь вызвано обстоятельствами типа «свойства Мира таковы». Например, принудительная подача в ткани топлива и окислителя (кровеносная система) появляется потому, что скорость диффузии кислорода недостаточна, чтобы обеспечить потребности слоя клеток некоторой толщины, а толщина вызывается их физиологической функцией и уменьшить её невозможно. При этом происходит количественное нарастание функций базового процесса - химического освоения энергии, но сам базовый онтологический процесс что в отдельных клетках существа, что в его органах, что во всём существе один и тот же. Прямая аналогия с заводом, производящим продукцию - добавление на завод новых станков увеличивает производительность, но не меняет сущностное качество завода. Которое так же не меняется от того, что в «заводе» начинают выделяться «цеха» и «переделы».
Движемся далее. И обнаруживаем качественный скачок, имя которому «половой процесс». Для полового процесса нужны две особи (можно одинаковой конструкции, а можно и разных - это форма, а не сущность). И, поскольку эти две особи исчерпывают его функции (никак нельзя включить в него третью), то можно считать, что и в данном случае существует граница этого явления, отделяющая его от окружающей среды. Только это не вещественная и не пространственная, а функциональная граница. Именно поэтому мы не видим в паре партнёров, пускаемых в случку самостоятельной сущности, а она, тем не менее, есть - это потомок, в результате случки переходящий из небытия в бытие. Функция, воплощающаяся в субстанцию.
Однако, на примере полового процесса можно заметить, что начало изменяться и качество базового процесса освоения энергии. Он стал включать в себя «поведение особи» - ведь полового партнёра ещё нужно найти и заинтересовать собой. Для каких-нибудь инфузорий это может определяться просто «термодинамической случайностью» в движении молекул воды, для червей - такой же случайностью, только в движении собственного тела, однако на примере человека мы можем увидеть, сколь сложные формы упорядоченного, целенаправленного и уменьшающего энтропию поведения возможны [всего лишь] ради этого! Психоанализ вообще утверждает, что чуть ли не вся человеческая деятельность сублимацией этого стремления и является, но и это тема не данного изложения.
Следующим «явлением существа» может быть названа стая - группа биологических особей, обособленных своим поведением. То, что каждая особь из них обособлена физической границей от физической же окружающей среды теперь предполагается по умолчанию - мы перешли к рассмотрению более высокого, по сравнению с «клеткой» уровня организации «существа» для которого биологические особи являются всего лишь субстратом на котором проявляется его сущность.
Претерпел изменения и базовый процесс освоения энергии. Он всё также уменьшает энтропию, но теперь это изменение фиксируется не на уровне молекул, а на уровне явлений макромира - упорядочиваются уже они. Например, животное строит нору, протаптывает свой охотничий участок и т. д. Даже построение личинкой вокруг себя защитного кокона - это уже оно самое, упорядочение объектов макромира, а не молекул слагающих организм. Химический процесс заменился процессом, называемым «деятельность». Что важно отметить - при этом и химический процесс не прекратился. Просто он теперь функционирует всего лишь до определённого «этажа» - ниже него освоение энергии уменьшающее энтропию происходит в химической форме, а выше него - в форме результатов деятельности. Один не отменяет другого, да и нарастание свойств, приводящее к смене процесса является плавным (у организма появляется форма физического тела, что тоже может быть понято, как появление порядка на уровне макромира) - скачок происходит в голове наблюдателя, который с некоторых пор может переместить фокус своего рассмотрения на явление более высокого порядка. А может ведь и не перемещать - это свойство не явления, а наблюдателя.
И обыденное и даже отягощённое научностью сознание обычно не движутся далее, чем описано выше. Особь - предельный масштаб отдельного «существа» (которое мы определили, как нечто имеющее границу от окружающей среды и оборудованное вполне определённым способом освоения подводимой извне энергии). Есть особи, воспринимающие энергию в виде физического излучения, есть особи воспринимающие энергию в составе вещественной пищи и т. д. Но «вид» или даже «популяция», или хотя бы «стая» - это никакие не существа, а сущности какой-то совершено иной природы. Иногда в истории даже объявлявшиеся состоящими в полном антагонизме к тому субстрату, на котором они сами и обитают.
Но ведь это очевидно не так. Уже простой муравейник являет собой биологическое существо, что биологи признают: особью, оборудованной стремлением «выжить-размножиться-процвести» является, скорее, весь муравейник, чем отдельный муравей. Стремление обеспечить выживание вида лежит в основе самопожертвенности его особей. Такое поведение тоже известно биологам, например, личинки мухи лягушкоедки размножаются только в глотке лягушки. И чтобы им туда попасть самка мухи находит лягушку и начинает перед нею прогуливаться... Но, биологический вид - это никак не существо, а всего лишь абстракция существующая в голове наблюдателя.
Тем не менее, в области естественных наук свойства и закономерности хотя бы устанавливаются номотетически (отстранённо наблюдаем Мир, обобщаем увиденное, полученное обобщение нарекаем свойством Мира). В области же наук об обществе, общество - это вообще явление невесть откуда взявшееся, свойства которого определяются идеографически (придумываем себе, каким должен быть Мир и начинаем придуманное воплощать своей деятельностью, а если не идёт - объявляем Мир неправильным и призываем разрушить его до основанья).
Однако, мы с вами не связаны этими догматами и попробуем посмотреть, а что мы увидим, если общественные структуры посчитать живым существом? Принципы, как и на что смотреть сформулированы выше, кроме того, ранее в это блоге уже была сделана
попытка захода на цель, которая несколько иным путём, но приводит к тому же самому выводу - общественные структуры это «субъекты» в отношении «субъект - отражение - объект». И наше изложение вполне может быть продолжено в следующем посте...