ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИСТОРИИ С «МИСТРАЛЯМИ».

Aug 09, 2015 13:00


Сергей ЖИРНОВ, экономист-международник, политолог, бывший старший офицер службы нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР и СВР России

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИСТОРИИ С «МИСТРАЛЯМИ».

После года «холодной» войны, взаимных обвинений и угроз, в начале августа 2015 года Елисейский дворец и Московский Кремль официально объявили о достижении финальных договоренностей по поводу дальнейшей судьбы двух злосчастных «Мистралей»:

• Франция возвращает России всю сумму предоплаты по контракту (порядка 900 миллионов евро, без упущенной выгоды от потенциальных процентов использования этой суммы в течение нескольких лет)
• Франция оплачивает России дополнительные (внешние) расходы по факту на строительство двух судов (в частности, стоимость российского металла, пошедшего на центральную, малотехнологичную часть корпусов кораблей, доступную для слабой российской индустрии)
• Оба построенных супер-современных судна, прошедших ходовые и эксплуатационные испытания, готовых к боевому использованию, поступают в исключительную собственность и полное распоряжение Франции, которая теперь вольна делать с ними всё, что ей заблагорассудится (передать их на вооружение своего ВМФ, продать их любой третьей стране, сдать в аренду, распилить на металлолом и т.п.)
• Россия полностью отказывается от всех иных претензий в связи с полным и окончательным разрывом контракта (в частности, от потенциальной неустойки за непоставку судов в срок в результате международных санкций западного мира против России, совершившей противоправные, агрессивные, аннексионные и военные акты в отношении братской православной Украины).

КТО ПРОИГРАЛ, КТО ВЫИГРАЛ?

Достигнутые договоренности - настоящий, подлинный политический и бизнес-компромисс (что довольно удивительно, ибо такое с Путиным случается крайне редко, потому что он давно доказал своими делами, что не является ни деловым, ни разумным, умным и рассудительным человеком, и вообще политиком).

Этот компромисс, как таковой, с виду не имеет ни явных выигравших, ни явных проигравших. Не проиграл слишком много никто, не выиграл с явным преимуществом никто. Точнее - проиграли все стороны. Из-за глупости и агрессивности Путина, из-за нарушения им международных норм права, из-за бандитских действий в отношении соседей.

Как мы уже подробно разбирали в статье «Как ядерная супердержава накрылась двумя «Мистралями»», контракт на постройку двух боевых кораблей был искусственной придумкой хитрого Саркози после военной агрессии путинско-медведевской России против братского православного народа Грузии в августе 2008 года. Этот договор давал гораздо больше односторонних преимуществ Франции, чем выгод для России.

По этой же причине, совершенно логично, что от разрыва такого однобоко экономически и политически выгодного контракта финансово пока Франция скорее проиграла, чем выиграла. До тех пор, пока она не найдет нового покупателя на два уже построенных судна. О значительной потере можно будет говорить только в том случае, если путинские «Мистрали» не купит никто другой. Что пока рано. Тем более, что уже порядка 5-6 стран, среди которых фигурируют Египет, Саудовская Аравия, Канада, Индия, Бразилия, являются вполне реальными потенциальными покупателями.

Конечно, Франция экономически уже потеряла от введенного Россией ответного эмбарго на французские товары, прежде всего - на продовольствие. Но эти потери не стоит преувеличивать.

Конечно, для отдельных и конкретных, преимущественно мелких и средних производителей французских агротоваров, экспортёров (особенно для тех, кто недальновидно и глупо сделал главную ставку на Россию как стратегического партнёра, недооценив непредсказуемости и политической ангажированности путинского режима, использующего экономику как оружие, дубинку в международной политике), потеря российского рынка может стать сильным ударом. Но отнюдь не для всего аграрного сектора французской экономики.

По оценкам специалистов, потерянный объём французского экспорта в РФ составил примерно один-полтора миллиарда евро в год. Что находится в пределах статистической погрешности для экономически развитого и здорового сектора, оперирующего многими десятками миллиардов евро. Франция занимала лишь скромное восьмое место среди производителей аграрного сектора, поставщиков в Россию, при общем объёме импорта продовольствия из стран Западной Европы порядка 12 миллиардов евро за нормальный год до введения эмбарго в августе 2014 года.

По данным официальной статистики, вес всего французского агроиндустриального сектора составлял в последние года порядка 160 миллиардов евро или 20% от общего объёма продукции перерабатывающих отраслей экономики Франции. Сальдо всего торгового баланса  агропромышленного комплекса Франции является стабильно положительным (превышение экспорта над импортом) с 1970-х годов. Первичный профицит экспортно-импортного баланса агропромышленных предприятий составлял более 11 миллиардов евро в 2010 году (объём экспорта - более 45 миллиардов евро, объём импорта порядка 34 миллиардов евро).

Кроме того, ежегодные дотации на поддержку аграрного сектора Франции со стороны ЕС в рамках Единой аграрной политики составляют более 10 миллиардов евро, что значительно снижает силу удара от потери слишком мелкого по реальным объемам продаж российского рынка. Сразу после введения в прошлом году российского эмбарго, Брюссель оперативно мобилизовал порядка 500 миллионов евро на возмещение потерь производителям экспортирующих отраслей, в том числе 125 миллионов - агропромышленному сектору. Более того, почти половина французского продовольственного экспорта в Россию (порядка 450 миллионов евро) приходилась на вино-водочную продукцию, которая вообще не попадала под эмбарго.

Для самой России отказ от импорта аргопродукции из Франции окажется куда более болезненным. Путинский режим привёл страну в полную экономическую зависимость от заграницы: по экспорту необработанного и слабо переработанного сырья для получения доходов в госбюджет и по импорту всего остального, в частности, продуктов и товаров широкого потребления.

Напомним тем, кто подзабыл, или сообщим тем, кто не знает, что «развитая», «вставшая с колен» путинская Россия, бывшая сверхдержава, занимает позорное пятое место в мире среди стран, импортирующих продукты питания. Доля импорта в обеспечении населения страны продуктами питания при Путине составляет более 35%. Что является позором для развитой страны.

От эмбарго французских и европейских товаров пострадают, прежде всего, сами российские потребители. Путину на это, строго говоря, наплевать. Потому что ни он лично, ни высшие чиновники его режима вовсе не перестанут потреблять «проклятую» западную продукцию. Они это будут делать секретно, через систему закрытых распределителей и секретные закупки через третьи страны.

Как в своё время - высшая советская номенклатура (председатель КГБ СССР Андропов пил в своём кабинете на Лубянке напротив памятника Дзержинскому шотландский виски, а не советскую водку, а генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев коллекционировал престижные западные иномарки автомобилей). А вот простые россияне, не имеющие свободного доступа к номенклатурной системе распределения «дефицита», будут только мечтать о сырах, овощах, фруктах, мясной, молочной и прочей продукции. Особенно - российский средний класс.

В более-менее нормально функционирующей экономике, эмбарго на импорт западных товаров могло бы стать даже импульсом для возрождения и ускоренного развития собственного производства в аграрном и пищевом секторах. Но путинский режим уже давно доказал свою практическую неспособность разумно и положительно использовать временные или стратегические экономические вызовы и конъюнктурные преимущества.

Поэтому от эмбарго на западные товары выиграют вовсе не потенциальные российские производители, задушенные при Путине, а иные международные производители и экспортёры, конкуренты Франции и Западной Европы. Прежде всего, восточные, азиатские - Китай, Южная Корея и тому подобные. Что стратегически всё равно означает глобальную потерю для России как для бывшей супердержавы, потерявшей этот статус.

Вдобавок, дипломатически, морально и политически Франции скорее выиграла в «холодной» войне с Путиным. Потому что она показала себя всему миру весьма последовательным, непреклонным и сильным игроком на международной арене. Она морально наказала Путина, отказавшись передать ему уже построенные корабли (даже в ущерб своим коротко-срочным экономическим интересам). Она стойко и достойно выдержала морально-психологическую, экономическую и дипломатическую войну с путинским режимом. Она на деле доказала свою полную солидарность с западным лагерем, в первую очередь - с США и НАТО.

Временные экономические потери для Франции от разрыва контракта на два «Мистраля» и российское эмбарго могут дать ей крупные стратегические козыри в геополитических переговорах и взаимодействии с партнёрами по западной коалиции, прежде всего, с США.

Что выиграла Россия, как страна? Безусловно, она сэкономила бюджетные деньги на отмене ненужного и невыгодного контракта на совершенно ненужные ей два боевых судна. Причем, французы ей вернут миллиард евро после внутреннего кризиса рубля (читайте нашу статью "Что происходит с путинским рублём и режимом?"). Переведенная из стабильного евро в девальвированные рубли эта сумма окажется значительно больше, чем в момент оплаты. Что дало номинальный выигрыш российскому бюджету в рублёвом эквиваленте.

Правда, мы совершенно не убеждены, что возвратившиеся в наш бюджет огромные деньги будут использованы с реальной пользой для народа и страны. Всем и давно известно, как при Путине «пилится бюджетное бабло».

ПУТИН - СТАРУХА У РАЗБИТОГО КОРЫТА.

Кто же проиграл больше всего? Сильно и глобально проиграл путинский режим и лично Путин. Думаете, Путину нужен был простой возврат уплаченного за французские «Мистрали» миллиарда евро? Да ни в жизнь! Для него эти деньги ничего не значили. В «бандитских разборках» важнее всего не «бабло», а принцип, лицо, авторитет.

Наш кремлёвский Вова целый год надувал щёки и угрожал Франции суровым наказанием, изображая из себя крутого парня, бандита с большой дороги, которого все боятся, которому никто не смеет противоречить. В действительности, в истории с «Мистралями» Франция дипломатически и публично «опустила» Путина, «отымела» его по самые гланды.

Более того, Путин, устами Лаврова и Шойгу, пропагандистов с государственного российского телевидения пугали Францию полной и невосполнимой потерей её экономической репутации на мировом рынке, на рынке вооружений и техники. Этого не только не произошло. Но произошло обратное. Уже две страны выразили интерес к покупке путинских «Мистралей», и ещё 4 - в списке потенциальных покупателей. Но это - в перспективе.

Однако уже в 2015 году Франции удалось прорывное заключение нескольких многомиллиардных контрактов на поставку французских боевых самолетов «Рафаль» с Египтом (24 на сумму 5 миллиардов евро), Катаром (24 самолета на суму 6.3 миллиардов евро, с дополнительной потенциальной опцией ещё на 12 самолётов) и Индией (36 самолетов). Общая сумма этих сделок превысила более чем в 10-15 раз размер контракта на несчастные путинские «Мистрали». Ещё две страны размышляют над покупкой этих самолётов до января 2016 года.

Авиасалон в Ле Бурже в 2015 году в очередной раз показал высокий авторитет Франции на рынке высокотехнологичных товаров. Путину и его пропагандистам тут не удалось поделать ничего. Французский "Аэробус" стабильно держит 1-2 места в мире по продажам гражданских и военных самолётов, меняясь местами с американским "Боингом". Российских компаний на этом рынке - давно пропал и след (единственный проект Сухого Супер-Джет, строго говоря, российским называться не может - это отвёрточная сборка иностранного самолета из иностранных деталей на территории РФ). В августе 2015 года только одна индийская авиа-компания подтвердила закупку 250 самолётов Аэробус-320-Нео на сумму 24 миллиарда евро.

Конфликт Путина с Францией не отразился никак на её международном рейтинге и авторитете. В 2014-2015 году Франция с населением в 65 миллионов человек приняла у себя 85 миллионов туристов со всего мира, в который уже раз заняв первое место в международном туризме, причем годовой прирост индийских и китайских туристов во Францию составил более 20%. Посещение Франции российскими туристами сократилось не столько из-за санкций, сколько из-за катастрофической девальвации рубля, удорожавшей более чем в 2 раза для них все импортные товары и услуги.

Путинский режим с населением порядка 143 миллионов не принял у себя сколько нибудь сравнимых объёмов - иностранцев перестало интересовать это направление. За исключением любителей острых ощущений. Лживая официальная статистика путинского режима, как и во времена совка, любит жонглировать подложными цифрами, пряча за показателями гастарбайтеров и индивидуальных спекулянтов из ближнего зарубежья реальные объемы иностранного туризма, который не превышает порядка двух с половиной миллионов настоящих иностранных туристов в год. Что для такой огромной и разнообразной страны является просто унизительно-смехотворным.

После введения западных санкций и ответных санкций путинского режима, а также после падения цен на нефть и иное сырье с последующей девальвацией рубля, поток российских туристов за рубеж упал на 30-50%, 30% туроператоров разорилось.

Таким образом, всё пустопорожние рассуждения Путина и его высших чиновников о потере Францией авторитета и клиентуры на международных рынках вооружений оказались глупостью и детским блефом. Такой оглушительной международной оплеухи Путин не получал давно.

Серый и закомплексованный пацан из ленинградской подворотни хотел силой заставить цивилизованную Францию не только отдать ему построенные по его заказу и оплаченные суда, да, в придачу, взыскать с неё неустойку за одностороннюю просрочку поставки. И это нашему пацану Вове не удалось. Именно поэтому он публично потерял лицо, вернее - свою поганую морду бандита с большой дороги. И это для него - гораздо обиднее, чем формальная выгода от возврата денег за отмену не нужного России контракта.

Чтобы понять глубину репутационного проигрыша Путина достаточно вспомнить классические примеры из великолепной кинотрилогии Фрэнсиса Форда Кополлы и Марио Пьюзо «Крёстный отец» и прочей видео и литературной продукции о бандитах и мафиозо.

Во все времена и во всех странах мелкие бандиты, нувориши, разбогатевшие на мафиозных и преступных бизнесах, всегда болезненно стремились стать «добропорядочными» обывателями, буржуа. Отмыть, легализовать свои грязные, кровавые, преступные деньги, купить себе «приличную репутацию». Пролезть правдами и неправдами в приличное, цивилизованное, аристократическое общество с многовековыми традициями, в «большую» политику, в клубы сильных мира сего.

Путину, в начале, это вроде бы удалось. Было похоже, что с ним в мире высшие руководители крупнейших стран начинали общаться как с «нормальным». Особенно после начала «совместной войны с международным терроризмом», после терактов в США 11 сентября 2001 года.

Но Путин не оценил этих снисходительных жестов Запада. Даже после его агрессии против братской православной Грузии в 2008 году, когда дальновидный Обама предложил красивый компромисс: обнулить международные институциональные репутационные долги преступного путинского режима. Считать, что российский государственный компьютер безысходно завис и нуждается в системной перезагрузке. Глупый Путин не оценил этого великолепного компромисса. Ошибочно счёл его слабостью и сдачей Запада.

После своего нелигитимного возвращения в Кремль в 2012 году, зарвавшийся и замечтавшийся Путин, как глупая и сварливая старуха из пушкинской сказки-притчи о Золотой рыбке, начал недальновидно злоупотреблять снисхождением Запада, испытывать его терпение своими всё более регулярными выходками и провокациями. И совершенно логично, Путин оказался у разбитого корыта.

В результате его военной поддержки преступных режимов Каддафи в Ливии и Асада в Сирии, после преступной аннексии Крыма и прямой военной агрессии против Украины, Запад, наконец, применил глобальные геополитические и экономические санкции против Путина. В результате ему закрыли вход в самый престижный и закрытый мировой клуб - Большую Восьмёрку.

Кремлевскому мелкому бандиту с большой дороги, возомнившему себя хозяином мира, отказали от приема в приличных буржуазных домах цивилизованного Запада. Франция предпочла потерять экономически, чем поставить кремлёвскому бандиту недоступную ему, престижную, западную, военную продукцию. Такого репутационного удара Путин лично для себя не ожидал.

Но дальше стало ещё хуже. Путин попытался давить на Францию. Заставить её силой не только отдать ему уже построенные суда, но ещё и выплатить неустойку за нарушение сроков поставки, запретить Франции продать путинские «Мистрали» кому-то другому. Эти путинские глупые попытки оказались неудачными.

В конце концов, умным специалистам удалось доказать злобному, но глупому Путину, что у него нет никакой положительной перспективы в международных судах, которые, в отличие от российской продажной и политически управляемой судебной системы, никогда не удовлетворят путинских незаконных претензий, его убогих попыток использовать международное право для наказания Франции, для сведения с ней счётов. Что любое затягивание конфликта и попытки перевода его в юридическую плоскость на Западе обернутся ещё большими репутационными потерями для Путина.

И ему пришлось сдаться. Согласиться на компромисс, на простой возврат уплаченных денег, на мировую с Францией, на полный и окончательный отказ от недостижимой юридической мести. Победил здравый смысл. Проиграл лично Владимир Владимирович Путин, лишенный здравого смысла (иначе бы он никогда не начал бы войну против Украины). И проиграл крупно. Потерял своё лицо. Кремлевского пахана «опустили»! Публично. Обидно.

Что и требовалось доказать.

Франция, август 2015 года.

Читать статью полностью на сервере Проза.ру:
http://www.proza.ru/2015/01/06/1411

russie, moscow, obama, zhirnov, ukraine, russia, мистрали, armements, россия, политика, франция, scandal, экономика, франсуа олланд, mistrals, путин, jirnov, putin, вооружения, жирнов, usa, géorgie

Previous post Next post
Up