Дальше мы запланировали "гвоздь программы": полуторадневный маршрут по национальному парку с ночевкой в палатке. Идея была в том, чтобы выйти из Цетине, пройти через парк Ловчен, заночевав по дороге, и на второй день спуститься к городу Котор.
По предварительным расчетам, на спине каждый из нас должен был тащить по 10 кг. Этот расчет был произведен еще дома, и явился своеобразным компромиссом между желанием сходить в "настоящий" поход и нежеланием в нем трагически погибнуть. Мы тщательно взвешивали спальники и палатку, решали, сколько пар носков нам брать, а также сколько весит банка консервов (4 банки принесли в Котор. кому черногорских сардин?).
Национальный парк Ловчен охватывает центральную и самую высокую часть горного массива Ловчен. У горы две вершины, Штировник (1749 м) и Језерски врх (1657 м). Первая занята чем-то военным, и попасть туда нельзя, а на второй находится знаменитый мавзолей Владимира Ильича Петра II Петровича Негоша, одного из отцов черногорской нации. Он завещал похоронить себя на второй по высоте вершине, сказав, что того, кто сделает для страны больше него, пусть похоронят на самой высокой.
План был таков: с утра отправиться на такси в мавзолей. Из мавзолея - в информационное бюро в селе Иванова Корита внутри парка. (Нам обещали, что в Корите - и только в ней! - мы найдем подробные карты пеших маршрутов по парку и получим исчерпывающие ответы на все вопросы.) Разобравшись, куда и как идти, мы либо доедем на такси до начальной точки маршрута, либо отпустим таксиста восвояси и пойдем прямо оттуда.
Так что рано утром мы позавтракали и отправились к таксистам. Вчерашний таксист, привезший нас неизвестно куда, очень обрадовался, но это чувство не было обоюдным. Общались мы с единственным из них, говорившим по-английски, которого все остальные называли "Мудрый". Имя это или прозвище - мы так и не узнали, но в его верности нам скоро пришлось убедиться.
Сторговавшись с Мудрым на 20 евро, мы отчалили. Цена включала в себя получасовое ожидание у мавзолея (Мудрый пытался убедить нас, что получаса нам не хватит, потому что там много ступенек). Всю дорогу таксист жаловался кому-то по телефону, периодически начиная возмущаться - видимо, его не устроила цена. А мы, как заправские шпионы, обсуждали это между собой на иврите.
Наверх мы взлетели как ужаленные, с тем чтобы обнаружить, что вход в само здание стоит еще 3 евро (плюс к тем трем, что мы уже заплатили за въезд в парк) и радостно отказаться их платить - времени на осмотр все равно не оставалось.
Зато вид оттуда открывается бесплатный шикарный.
Проведя целых пять минут на вершине горы, мы бегом вернулись к машине на две минуты раньше срока; таксист был приятно удивлен.
Следующим пунктом было информационное бюро в Ивановой Корите, но внезапно оказалось, что никто не знает, где это. После долгих поисков и расспросов, таксист наконец сдался и позвонил Мудрому, который тут же указал, куда идти.
Попав наконец-таки в бюро, мы быстро поняли, что тетечка-работница бюро не знает ни километража, ни состояния маршрутов. Как Кир ее ни пытал, она выдала нам только один маршрут, в состоянии которого была уверена, и время его прохождения.
Итак, ровно в полдень мы вышли на тропу, а точнее стезю.
Всю дорогу мы размышляли, пойдет ли назавтра дождь, и если да, то когда. Пока было жарко, иногда даже очень (больше 30 градусов). Особенно когда дорога резко пошла серпантином в гору.
Вокруг время от времени встречались развалины разной степени сохранности, от домов без крыши до куч явно отесанных камней. Даже тропа периодически выглядела древней дорогой, которую мостили лет 200 назад.
Маршрут вел нас на гору, на которой стоит пресловутый мавзолей - к счастью, не на самую вершину, а несколько ниже. Поднялись мы всего на 400 метров, но утомились изрядно.
От перевала есть тропа на мавзолей, куда мы, разумеется, не полезли. Зато долго искали "большой красивый указатель", который, по словам информационной тетечки, должен был указать нам, куда идти дальше. Очень кстати подвернулись английские туристы, сообщившие, что чуть далее по дороге видели ржавую железяку. Оценив, насколько устарели тетечкины сведения, мы бодро двинули вниз.
Дальше мы довольно долго просто шли, шли, и шли, наслаждаясь тишиной, запахами, птицами и всем прочим, чем так приятен лес.
В какой-то момент дошли до перекрестка нескольких троп, и, помучав карту, осознали, что уже почти вышли к Негушам.
Мы спустились еще пониже, до уровня полей, и поставили палатку буквально на окраине деревни, на пригорке - чтобы утонуть не сразу, если ночью пойдет дождь. Решили, что если ливанёт, спрячемся под какой-нибудь крышей.
Когда ставили палатку, обратили внимание, что ветер поминутно меняет направление и температуру. С моря дуло теплом, с суши - холодом.
Так что мы забрались под крышу и принялись считать появляющиеся звезды.