Lawless sonuvabitches (про эффекты)

Nov 15, 2012 14:47





Самый пьяный округ в мире (Lawless, 2012) - очередной образец современной поделки, которую и кино не назовешь, потому что это - лента, состоящая из всевозможных клише, сдобренными красивыми лицами и эффектами, с утомительным рассказом и невнятной драматургией. Эффекты в кино, как по мне, вообще лишние всегда, и если фильм производит неопределенное впечатление, пытаюсь выкинуть из головы все необязательное и тогда только складываю мнение о фильме. В случае с Хиллкоутом и выкдидывать нечего, потому что, отбросив в сторону весь его декор, получишь дырку от бублика.

Некоторые любят делать безосновательные выводы о современных фильмах: если ремейк - значит, априори отстой; если экранизация - значит, в успехе виноват только писатель; или же наоборот: если в фильмах есть антураж классических образцов - значит, режиссер хорошо поработал. Но перенимать - непростое задание, если нет идеи и своих принципов. Я не говорю тут об идее как этическом наполении произведения, а скорее о мироощущении автора и его понимании кинематографа, которое просматривается как в сюжете, так и в отдельных кадрах. Например, Фриц Ланг в одном из своих фильмов снимает вуайеристскую сцену, в которой подглядывающий наблюдает из ниши за происходящим в пещере: действие разыгрывается как театральное представление с одного ракурса. Один момент соблазняет Ланга на close-up и в своем сценарии он даже делает соответствующую заметку. Укрупнением он хочет акцентировать внимание зрителя на забавной детали, которая всплывает в следующем эпизоде. В итоге он зачеркивает свою же пометку, чтобы следовать идее, а не секундному эффекту, таким образом убивая двух зайцев: не прерывает театральное представление и усиливает его случайностью - деталью, которая может показаться киноляпом, а на деле же это связующий комический элемент между двумя эпизодами.  Ланг может сделать безобидный эффект в своем фильме, но обходится и без него. В этом случае крупный план стал бы бельмом на глазу и разрушил бы всю волшебную театральность эпизода. На такие мелочи (из которых, к слову, и состоит хорошее кино) не особо обращают внимание современные режиссеры, наполняя свои фильмы избыточными эффектами: летающими камерами, когда персонажи спокойно себе общаются, а их головы тем временем прыгают по всему экрану; резкой сменой кадров, когда только начинаешь изучать мизансцену; специальными эффектами, рассчитывая, наверно, на то, что это будет смотреться феерично на большом экране в темном зале. Зачастую такие штуки не срабатывают в фильме, поэтому, на мой аскетический вкус к искусству, отличный прием - убирать лишнее и оставлять самое необходимое, чтобы высечь произведение из крепкого материала, а не налепить его непонятно из чего.

john hillcoat, fritz lang, effects

Previous post Next post
Up