Две рецензии:
1. Киселев М.А. Как колонизируют историю. Рецензия: Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М., 2013 (
ссылка)
2. Круглов А.Н. Кант и «внутренняя колонизация России» (рецензия на книгу Эткинда А. М. Внутренняя колонизация. Имперский опыт Рос- сии / авториз. пер. с англ. В. Макарова. - М. : Новое литературное обо- зрение, 2013. - 448 c.) (ссылка
pdf)
Авторы написали рецензии по тем фрагментам книги Эткинда, в которых они компетентны.
Киселев написал немного по роли доходов от пушнины в бюджете, по ее, пушнины, влиянию на политику государства (Эткинд сильно преувеличивает ее роль); плюс о взглядах Татищева на образование государства и их генезисе (недостоверно все, и взгляды, и их генезис).
Круглов написал о рецензию на главу по роли российской оккупации Кенигсберга в творческой судьбе Канта. По нему Эткинд мало того, что абсолютно не понимает нерва философских споров того времени (землетрясения как проблема для теодеции не осознается совсем, потому делаются дурацкие заявления о маловажности работы в названии которой есть слово землетрясение); так еще и фальсифицирует данные так, чтобы представить период русской оккуации как период застоя в творчестве Канта.
Вывод Круглова, к которому присоединяется Киселев: "такой систематической недобросовестности и откровенной халтуры мне уже давно не встречалось".
Эткинд создает подтвержденный наукой образ России как империи, которая от века занималась экспортом редкого и дорогого сырья на Запад в качестве основы своего существования: "ресурсная зависимость существовала в России задолго до нефти и газа … и эта зависимость сформировала саму ситуацию внутренней колонизации". Для этого проводились завоевания, строился аппарат подавления и пр. Вместо поощрения прогресса для больших налоговых сборов происходит обратное - давится все, что может помешать империи добывать и продавать сырье, потому Канту и плохо под русской оккуацией; население делится на маленькую элиту и огромная бесправная массу и пр.
Книга Эткинда написана в рамках самого большого гранта в истории Кембриджского университета на
проект: "Память войны: культурная динамика в России, Польше и на Украине" со сроком с марта 2010 года по сентябрь 2013. Исследовательская команда работала также над многим другим, включая погромы в Львове в 1941 году, есть соответствующие публикации.
Никто не знает точно, было ли творчество Резуна с его "Ледоколом" и пр. чем-то кроме его личного джихада, а вот тут совершенно точно вполне себе серьезный проект. Подозреваю (напоминаю вечным борцам с конспирологией, что совпадение дат и вписанность концептов - результатов творчества в украинский политический процесс дает для предположения все основания), что это часть программ по африканизации политического сознания ряда стран.