Азеф, Лопухин, Витте, Рачковский, Зубатов и стратегия напряженности

Oct 19, 2012 18:50

Фельштинский и Чернявский в своем исследовании “Через века и страны. Б.И. Николаевский. Судьба меньшевика, историка, советолога, главного свидетеля эпохальных изменений в жизни России первой половины XX века” (саму книгу пока не прочитал, ссылка на пост про историю с похищением/не похищением дочери Лопухина) пишут о том, что к концу жизни ( Read more... )

Лопухин, стратегия напряженности, Витте, Зубатов, Милюков, Николаевский, революция 1905 года, Плеве, Азеф, Ленин

Leave a comment

ext_2699587 July 6 2016, 14:01:55 UTC
Не лучше обстоят дела и с Рачковским. Все-таки формулировка «увел с собой часть агентуры» в суровой действительности означает, что многохитрожопый Петр Иванович «не сдал в общак» кое-какие свои источники информации. Серьезный агент не только стоит больших денег (кроме оклада_жалования еще и накладные расходы, отчеты Азефа в этом смысле вполне красноречивы), но еще и требует (желает) «крышу», причем двойную: «юридическую» - освобождение от ответственности «в случае чего», он ведь формально и фактически занимается противоправной деятельностью/состоит в запрещенных организациях и т.д.; а также «житейскую» - возможность устроиться на службу, получить «чистые» документы и т.д. в случае провала/разоблачения. Именно поэтому «звезда» агентурной сети Рачковского, Азеф, совершенно спокойно докладывался с 1902 по 1905-й год Ратаеву. Явно не тот человек Евно Фишелевич, чтобы участвовать в каких-то непонятных комбинациях погоревшего куратора.
Да и сама связка Витте-Рачковский… Генерал Герасимов, свеженазначенный начальник петербургского ОО, в задачи которого входила и охрана высших сановников, сначала обнаружил Петра Ивановича трущимся возле… Трепова. Собственно, это ведь мейнстримная версия - что на службу Рачковского вернул именно Трепов. Если верить тому же Герасимову, то рупором_Витте Рачковский стал позже, и герасимовская версия - это прямое задание Трепова, который на тот момент, по словам генерала, очень высоко ценил Витте, буквально «если не он то кот». Ну и, если продолжать читать мемуары человека, с должности_достаточной_высоты наблюдавшего за всей этой историей, потом по поручению всё того же Трепова именно Рачковский провел переговоры с Горемыкиным о предсовминстве и «был одним из инициаторов отставки Витте». А затем стал при Горемыкине эдаким политическим советником (по правым партиям и разным монархическим организациям), приятелем, беседующим целыми днями «о житейском», поселился в казенной квартире предсовмина и т.д. Так что связка Горемыкин-Рачковский более чем просматривается, а вот с Витте не вытанцовывается. Ну настолько не похож Рачковский на «конфидента» Витте…
У вас где-то есть ссылка на эдакую обзорную статью про Витте, явно ведь из нее следует, что, к примеру, благосклонное отношение Трепова было почти в любой момент с конца 1904 по начало 1906 года для графа важнее, чем все теракты, вместе взятые. Сергей Юльевич бешенно_отношался с товарищами по оружию - высшими сановниками, блокировался с одними, потом другими, лавировал, врал, обещал… Это высший_политИк, взрывы элиту не очень пугают. Да, от рук эсеров погибли два человека прямо стоявших у графа на пути, но все же империя до таких методов «не доросла» даже в ходе первой мировой, всё все равно решалось интригами, подсиживанием, союзами «против кого дружим сегодня?».

Reply


Leave a comment

Up