Я уже писал, что назначение лорда Горта командующим БЭВ было ошибкой. Я никогда не менял свою точку зрения, придерживаюсь ее и теперь.
Прежде всего нужно понять, что кампания 1940 года во Франции и Фландрии была проиграна Уайтхоллом за многие годы до ее начала, и рассуждать об этом просто не имеет смысла, Конечно, кто-то может добавить: «И Парижем». Поэтому ситуация требовала наличия в английской армии двух почти суперменов: одного - на должности начальника Имперского генштаба, второго - командующего БЭВ. Назначения же получили Айронсайд и Горт, по моему мнению, для этих должностей они не подходили. Более того, их назначили уже после объявления войны, это было ужасно.
Перед Гортом стояла практически неразрешимая задача. Конечно, он смело взялся за ее решение и старался как мог решить ее, но, как мы видели, не сделал многого из того, что следовало сделать. Я бы сказал, что он недостаточно взвешенно подошел к комплектованию своего штаба, остановил свой выбор не на самых достойных. Ему не хватало дальновидности, но то, что он видел, он видел очень ясно. Когда немцы перешли в наступление на позиции английской и французских армий, которое развивалось с катастрофической быстротой, он сразу понял, к чему это приведет: французы будут разбиты, и он должен будет вернуть в Англию максимально большую часть БЭВ. Планы эвакуации из Дюнкерка его штаб, насколько мне известно, начал разрабатывать примерно 21 мая. После этого Горт более не колебался. Стоял как скала, не позволял сбить себя с пути, который полагал единственно правильным. Когда генерала Бийотта 21 мая не стало и прекратилась координация действий с французами, Горт принимал решения, исходя не из конкретных приказов, а из своего видения ситуации, не нарушая при этом духа союзнического соглашения. Со временем его действия все более руководствовались еще одним фактором: ответственностью перед правительством Его Величества за безопасность БЭВ, находящихся под его командованием. И в последний момент он отправил Баркера в Англию и назначил Александера командиром 1-го корпуса и ответственным за завершение эвакуации.
Именно потому, что Горт видел ясно, пусть и не так дальновидно, как хотелось бы, нам всем удалось вырваться из Дюнкерка. Более способный человек, возможно, мог бы избрать другой план действий, скажем, попытаться отойти к реке Сомма, поддерживая контакт с французами. Сделай он это, и солдаты и офицеры БЭВ в конце концов оказались бы во Французской Северной Африке без оружия и снаряжения.
Горт ясно понимал, что должен по меньшей мере вернуть весь контингент БЭВ в Англию, причем с личным оружием. За это я выставляю ему высший балл и надеюсь, что история поступит так же. Он спас солдат и офицеров БЭВ. Спасенные, они смогли вновь пойти в бой. Что они и сделали небезуспешно, в чем немцы смогли убедиться
Монтгомери. Мемуары фельдмаршала
---
---
Монтгомери в оценке Горта сгреб в кучу все (ранее в книге еще плохая организации командования, связи, отсутствии учений и так далее), но итоговая точка эффектна.
1. В вину Горту, наверное, можно поставить непротивление дополнению "маневра Диль" движением на Бреду 7-й армии, стратегического резерва 1-й группы армий. Понятно, что это решение Гамелена, но по его поводу были разногласия внутри французского командования и Горт мог на решение повлиять, особенно, если зайти со стороны политического руководства. Отправка 7 армии в Голландию привела к тому, что когда немцы нанесли главный удар через Арденны и проломили фронт на Маасе на ширине в десятки километров, у союзников не оказалось стратегических резервов. За это решение Гамелена дружно ругают.
С другой стороны, без этого сумасшедшего удара через Арденны, войск в Бельгии у союзников должно было быть полно и без 7-й армии, линия фронта предполагалась узкой и опирающейся на естественные препятствия. Резервы должны были высвободиться после завершения развертывания. При этом спасение Голландии выдвижением 7 армии играла на руку как раз Британии.
2. Горт все понял никак не 21 мая, а раньше,
18 мая он уже начал действовать, причем резко, в рамках своего нового понимания.
И, к слову, как-то удивительно вовремя для решения англичан вообще и Горта, в частности, погиб в автокатастрофе генерал Бийотт. Хороший сюжет для военно-политического триллера.
3. "Более способный человек, пытающийся отойти к реке Сомма, поддерживая контакт с французами", скорее всего потерял бы БЭВ целиком.
4. Известен диалог 1937 года между Гортом и Лиддел Гартом. Лиддел Гарт тогда уже перешел на сторону зла позиции превосходства обороны над наступлением и доказывал неуязвимость Франции. Горт, напротив, сказал: "Разве это невозможно, чтобы танковым дивизиям и сосредоточенным воздушным силам удалось пробить брешь... Если с помощью скорости, дезинформации и неожиданности удастся захватить плацдарм, то война снова перейдет в открытую местность. Я чувствую, что новизна кроется в чем-то подобном, поскольку Бельгия - это избито".
В общем, у человека была оптика.