(no subject)

Feb 02, 2024 21:07

ВEРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № АКПИ23-990с
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 30 ноября 2023 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Кулик Ю.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о признании международного общественного движения ЛГБТ экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании международного общественного движения ЛГБТ (далее также - Движение) экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представители Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) поддержали заявленное требование и пояснили, что деятельность Движения носит экстремистский характер и представляет реальную угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности и здоровью граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещение о времени и месте рассмотрения административного дела 17 ноября 2023 г. размещено и опубликовано на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Минюста России подлежащим удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации признается право каждого на общественных объединение и гарантируется свобода деятельности объединений (часть 1 статьи 30).
Конституция Российской Федерации, обязывая граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15), допускает возможность ограничения права на объединение федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьн 55).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 8 апреля 2014 г. № 10-П, право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений не являются абсолютными и, как это следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Реализуя принадлежащие ему правотворческие полномочия, федеральный законодатель должен заботиться о предоставлении гражданам максимально широких возможностей для использования гарантированных Конституцией Российской Федерации права на объединение и свободы деятельности общественных объединений и одновременно устанавливать такие правила, которые, не посягая на само их существо, способствовали бы достижению - на основе баланса частных и публичных начал - конституционно значимых целей, включая обеспечение общественного порядка и безопасности в интересах всех граждан, как являющихся учредителями, членами и (или) участниками общественных объединений, так и не принимающих участия в их деятельности.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях).
Общественное движение является одной из организационно-правовых форм общественных объединений и представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (статьи 7, 9 Закона об общественных объединениях).
Как следует из представленных Минюстом России документов и установлено материалами дела, с 1984 года на территории Российской Федерации действует международное общественное движение ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных людей), возникшее в США в 60-х годах XX века как часть политики ограничения рождаемости, наряду с прочим предлагающей поощрение нетрадиционных семейных отношений. Политическими деятелями США высказывались и продвигались идеи необходимости для ограничения роста населения пересмотреть законы о браке, поддержке семьи, возрасте согласия и гомосексуализме, легализовать и поощрять однополые союзы, объявить борьбу за права сексуальных меньшинств за рубежом приоритетом внешней политики.
Публично декларируя в качестве задач борьбу за права ЛГБТ-сообщества, борьбу с дискриминацией и насилием в отношении ЛГБТ-людей, профилактику ВИЧ/СПИД и других заболеваний, Движение фактически пропагандирует идеологию разрушения традиционных ценностей семьи и брака посредством достижения полной моральной эквивалентности нетрадиционных сексуальных отношений с традиционными, легализации однополых браков, возможности усыновления и воспитания детей однополыми парами, стремится к закреплению в общественном сознании и на законодательном уровне пропагандируемой им идеологии в виде конкретных прав и свобод его участников.
Интернациональным символом Движения является флаг, состоящий из шести полос, цвета которых идут сверху вниз - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Флаг используется в шествиях на гей-парадах и других общественных акциях, вывешивается в гей-кварталах, на зданиях ЛГБТ- организаций, Существуют разнообразные вариации этого флага, иногда к нему добавляют черную полосу в качестве напоминания о жертвах СПИДа, часто имеет место добавление на поле флага различных символов Движения, таких как розовый или черный треугольники, лямбда, гендерные знаки и иные.
Появление в Российской Федерации сторонников и последователей Движения, формирование его структурных подразделений обусловлены внешнеполитическим воздействием, целью которого является устранение морального осуждения, традиционно сопровождающего противоестественные сексуальные отношения, и продвижение идеологии Движения и закрепление ее на государственном уровне.
Движение не имеет на территории Российской Федерации регистрации и единой структуры, состоит из различных незарегистрированных организаций, в том числе международных неправительственных организаций, сообществ, групп, включающих лиц нетрадиционной сексуальной ориентации - лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров (транссексуалы, кросс-дрессеры, драг квин/драг кинг), гендерквир-людей, асексуалов, пансексуалов, а также отдельных активистов и участников, не являющихся таковыми, но осуществляющих свою деятельность в интересах Движения, использующих страницы в различных социальных сетях информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Несмотря на то, что деятельность Движения на территории Российской Федерации имеет децентрализованный характер (нет единого лидера или координатора; представители организаций, сообществ, групп и отделений активистов являются, по сути, лидерами «ячеек»), в настоящее время Движение получило распространение на территории более 60 субъектов Российской Федерации (в частности, в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Краснодарском крае, Пермском крае, Приморском крае, в Архангельской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Самарской, Свердловской, Томской, Мурманской, Ярославской областях).
Согласно материалам дела Движение включает в себя более 40 основных подразделений ЛГБТ-направленности, некоторые из которых имеют собственную структуру и региональные отделения в субъектах Российской Федерации, являются членами международной ассоциации геев и лесбиянок, работают в различных направлениях, включая проведение публичных мероприятий и акций протеста, создание ресурсов, в том числе информационных.
Установлено 281 физическое лицо, пропагандирующее ЛГБТ-идеологию и участвующее в деятельности Движения. Данные лица не только распространяют материалы в поддержку ЛГБТ-движения и являются его активными участниками, но и получают централизованное финансирование, в том числе от зарубежных организаций.
Движению принадлежит более 80 интернет-ресурсов без возрастных ограничений, предназначенных для неограниченного доступа широкого круга лиц, имеющих миллионы подписчиков.
Активные участники Движения осуществляют комплекс согласованных действий, результатом которых стало образование устойчивых связей между руководителями структурных подразделений Движения в целях совместной разработки планов и создания условий для деятельности Движения.
В настоящее время Движение приобретает новые формы за счет присоединения к нему значительного числа участников интернет-сообществ, проживающих за рубежом и активно поддерживающих и пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения, с выделением в его структуре инициативной группы, которая осуществляет свою деятельность на территории более 25 стран, включая Аргентину, Германию, Великобританию, США, Эстонию, Израиль, Италию, Испанию, Португалию, Норвегию, Японию, что обусловливает статус Движения как международного.
Отдельные структурные подразделения Движения начиная с 2013 года представляют альтернативные доклады в ООН (Комитет по правам человека) о положении ЛГБТ-сообщества на территории Российской Федерации, которые содержат искаженную информацию о правах лиц, относящих себя к ЛГБТ (отсутствие антидискриминационного законодательства и защиты от преступлений на почве ненависти, ущемление гражданских и политических прав ЛГБТ-людей), с целью формирования отрицательного образа Российской Федерации в международно-правовом поле. На международном уровне они выступают с единой повесткой от имени всего ЛГБТ-сообщества Российской Федерации, что подтверждает единство участников Движения.
Источниками финансирования деятельности Движения в России являются зарубежные правительственные и неправительственные некоммерческие организации, ЛГБТ-фонды или связанные с Движением организации, а также добровольные пожертвования; используются гранты из США, Великобритании, Нидерландов, Швеции, Финляндии и дотации из фонда Сороса.
По информации Федеральной службы по финансовому мониторингу, общая сумма только выявленных денежных средств, поступивших из иностранных источников в адрес Движения и его отдельных участников с 1 января 2020 г., составила свыше 506 000 000 руб.
Одно из структурных подразделений Движения - благотворительный фонд социально-правовой помощи «Сфера», ликвидированный по решению Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21 апреля 2022 г., за период с 1 января по 31 марта 2022 г. израсходовал 14373 668,23 руб. иностранного финансирования на реализацию деятельности, противоречащей законодательству Российской Федерацин. В решении о ликвидации суд указал, что деятельность поименованного фонда по привлечению внимания к проблемам сексуальных меньшинств по основанию их социальной уязвимости и незащищенности имеет направленность на изменение действующего законодательства, отражающего определенную оценку института брака и соответствующих моральных и этических принципов большинства граждан Российской Федерации.
Из предоставленной Федеральной службой по финансовому мониторингу информации усматривается, что названный фонд являлся организацией-оператором финансовой поддержки участников Движения; только в 2020-2021 гг. на его счета поступило около 64 000 000 руб. иностранного финансирования.
Согласно сведениям, представленным Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, названный фонд перечислял денежные средства физическим лицам-участникам Движения.
Таким образом, Движение, международный характер деятельности которого и иностранное финансирование которого подтверждены материалами дела, определяется многочисленностью участников (охватывает территории Российской Федерации и иностранных государств), устойчивостью, распределением ролей (в каждой группе есть модератор, он же организатор деятельности так называемой ЛГБТ-ячейки, отвечающий за связь между участниками, подбор помещения для проведения собраний, организацию финансирования и выполняющий прочие функции в целях ее деятельности). Отмечается активная взаимосвязь ЛГБТ-сообществ в социальных сетях в целях увеличения аудитории и пропаганды идеологии в отношении широкого круга лиц. Структура Движения в Российской Федерации представлена группами, сообществами, комьюнити-центрами, действующими по территориальному принципу в целях охвата максимального количества городов и субъектов федерация. Для идентификации групп в их наименованиях используются названия соответствующих городов. Участников движения объединяет наличие определенных правил, обычаев и традиций (например, гей-парады), образ жизни (в частности, особенности выбора половых партнеров), общие интересы и потребности, специфический язык (использование потенциальных слов-феминитивов, таких как руководительница, директорка, авторка, психологиня).
Конституция Российской Федерации, признавая в Российской Федерации идеологическое многообразие (часть 1 статьи 13), запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13), не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29).
Законом об общественных объединениях (статья 16) и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон о противодействии экстремистской деятельности) (статья 9), определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности устанавливающим ответственность за ее осуществление, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации предусмотрен запрет на создание и деятельность общественных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
В случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, и его структурных подразделений может быть запрещена по решению суда (часть 2 статьи 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности).
Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) Закон противодействии экстремистской деятельности понимает в том числе насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; возбуждение социальной, расовой. национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, a равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (статья 1).
Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 (далее также - Стратегия противодействия экстремизму), под экстремистской идеологией понимается совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов (подпункт «в» пункта 4).
Проявлением экстремизма (экстремистские проявления) являются общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных (межэтнических), межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации (подпункт «г» пункта 4 Стратегии противодействия экстремизму).
К внешним экстремистским угрозам Стратегия противодействия экстремизму относит поддержку и стимулирование рядом государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, направленной в том числе на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Российской Федерации, на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, в частности распространению экстремистской идеологии и радикализма в обществе (пункт 8).
Международное общественное движение ЛГБТ по своей сути является деструктивным идеологическим механизмом воздействия на граждан, в том числе несовершеннолетних, угрожает демографической ситуации в стране, способствует созданию условий для саморазрушения общества, ослабления семейных связей, причиняет вред нравственному здоровью людей, навязывает представления, предполагающие отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни.
Материалами дела установлено, что в реализации идей и достижении целей Движения усматривается генеральная линия поведения его участников и активистов, выраженная в продвижении идеологии, направленной на устранение морального осуждения, традиционно сопровождающего противоестественные сексуальные отношения, на достижение полной моральной эквивалентности нетрадиционных сексуальных отношений традиционным, общественное признание прав геев и лесбиянок, на введение антидискриминационных законов и снятие запретов на однополые браки, усыновление и воспитание детей однополыми парами, на активное распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и широкое использование социальных сетей и средств массовой информации, на переопределение понятия «семья» и вовлечение большего числа участников в нетрадиционные сексуальные отношения.
Используя структуру Движения, его участники проводят широкую агитационную и пропагандистскую работу по распространению указанной деструктивной идеологии как в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в различных социальных сетях, преимущественно Telegram, Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter, и в средствах массовой информации, так и путем издания печатной продукции - ЛГБТ-литературы различной направленности, которая согласно проведенным психолого-лингвистическим экспертизам содержит психологические признаки информации, направленной на пропаганду гомосексуальных отношений между лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, а также информации, направленной на возбуждение розни (вражды, ненависти) по отношению к группе лиц, не поддерживающих нетрадиционные сексуальные отношения.
При этом пропаганда Движения получает все больше финансовой и политической поддержки в различных странах. Однополые браки легализованы в 45 странах мира, большинство из которых сосредоточено в Европе и Америке, а также в ЮАР (2006 год), Новой Зеландии (2013 год), Австралии (2017 год), Тайване (2019 год), Швейцарии (2020 год).
B 2010 году разработаны стандарты Всемирной организации здравоохранения для сексуального образования, в которых сделан акцент на продвижение детям однополых отношений и раннюю сексуализацию детей (Стандарты сексуального образования в Европе. Документ для лип, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения, Кельн, 2010). В 2018 году Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации», в которой выражена озабоченность введением законов о запрете пропаганды гомосексуализма в ряде стран - членов Совета Европы. Резолюция потребовала от стран - членов Совета Европы разработать законодательные меры, ввести образовательные программы и проводить политический курс по поддержке прав людей, придерживающихся гомосексуальной ориентации. Множеством иностранных государств на законодательном уровне закреплено использование понятия «оно» или «третий пол» для идентификации личности.
Решением Европейского Суда по правам человека от 13 июля 2021 г. по делу «Федотова и другие против России» Европейский Суд по правам человека потребовал от Российской Федерации узаконить однополые союзы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 72, пункт «ж1» части 1).
Конституционные приоритеты в области защиты семьи, материнства и детства конкретизированы в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях прав ребенка) и Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию).
Закон об основных гарантиях прав ребенка обязывает органы государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, от информации, пропагандирующей педофилию, от информации, способной вызвать у детей желание сменить пол (пункт 1 статьи 14).
Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к такой информации, в также информации, запрещенной для распространения среди детей, относит информацию, содержащую: изображение или описание сексуального насилия; отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; пропагандирующую либо демонстрирующую нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения; пропагандирующую педофилию; способную вызвать у детей желание сменить пол; содержащую информацию порнографического характера; содержащуюся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом (статья 5).
Установлена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, за пропаганду педофилии, распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол (статьи 6.21-6.212 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

завершение

ЛГБТ

Previous post Next post
Up