По интервью Павла Грачева из книги Авена и Коха "Революция Гайдара"

May 19, 2023 14:23

П. Г.: ... Третье такое грандиозное событие, которое, я считаю, в эти годы произошло в международном плане, - это начало переговорного процесса о партнерстве России с НАТО. Это уже конец 1992 года, когда натянутые, в принципе, отношения с НАТО начали перерастать по крайней мере в переговорные. И я мог с американским министром и генералом пить водку. Уже в нормальной, человеческой беседе быть на «ты», уже спорить, у кого какое оружие и где НАТО разместить, а где - нас. Да последний раз такое было у Жукова с Эйзенхауэром в 1945-м! А тогда ведь мы были союзники! Я в 1993 году раз шесть слетал в Брюссель, где мы встречались тет-а-тет. Вот это я считаю третье достижение.
...

Катастрофа в этот момент происходит в отношениях с НАТО, буквальная катастрофа.

Россию не взяли в НАТО, несмотря на явно выраженную волю Ельцина. Идет дело к закреплению статуса вне НАТО при том, что НАТО осуществляет экспансию. Формируется колея, из которой потом уже не выехать. Бейкер в 1993 году, чуть не ругаясь, пишет, что расширение НАТО без России приводит к изоляции России и в итоге к взрыву. Еще живой классик Кеннан в 1997 году выскажется очень резко, что это приведет к новой холодной войне. Причем в 1998 году Кеннан скажет, что эти решения отравили ему жизнь. Ну, да, он то думал, что организовал и выиграл Холодную войну за правое дело, а теперь такое.

Напротив, Киссинджер, Никсон, Бжезинский, Краутхаммер в 1994 году занимаются пропагандистским обеспечением расширения НАТО. Например, Киссинджер, в начале 1994 года пишет, что нельзя уравнивать Россию и восточноевропейские страны, жертвы империалистической России.

Примаков с 1993 года поднимает из архивов записи про "ни дюйма" на Восток времен объединения Германии и пытается взывать к совести. Ельцин пишет письма Клинтону, просит и умоляет его лично не расширять НАТО.

А у Грачева все хорошо - можно водку с американцами пить и в Брюссель летать. Тактический командир - вот его потолок, но нет же, "лучший министр обороны в истории России".

Но у него хоть какие-то понятия были, в отличие от Козырева:

П. А.: Ты сейчас с ним [Козыревым] не общаешься?
П. Г.: Нет. Ну, несколько раз виделись, нормально. У нас с ним нормальные отношения. Он меня как-то звал жить в Америку.
П. А.: Что там делать?
П. Г.: Жить.
П. А.: Жить?
П. Г.: Там есть местный Совет министров обороны во главе с Перри. Козырев мне письма присылал, чтобы я вошел в этот совет. Они готовы были предоставить мне квартиры, дачи, хорошую зарплату. После того
как здесь меня освободили от должности. Первые два года вообще атаковали, писали такие письма, что вот видите, вас обидели, Павел Сергеевич, а вы столько сделали для сближения с НАТО…
П. А.: Ты очень много сделал для сближения с НАТО и Соединенными Штатами. Вы с Козыревым вдвоем сделали эти отношения совсем иными…
П. Г.: А после того, как меня сместили, буквально через месяц уже письма пошли за подписью и Перри, и Чейни, и Пауэлла. Они конкретно писали: «Павел, ты сделал много для наших отношений. Ты сейчас изгой в вашей стране, ты никому не нужен. Мы приглашаем на постоянное место жительства». Я сказал: «Ребят, я вашу жизнь все равно не пойму. Там на х…й послать некого. Шашлык пожарить нельзя».

Грачев, экспансия НАТО

Previous post Next post
Up