О контексте и последствиях Меморандума Никсона 1992 года

May 08, 2023 15:16

1. Дело происходит во время предвыборной кампании 1992 года, где действующему президенту Джорджу Бушу старшему противостоит демократ Билл Клинтон, но для начала надо выиграть праймериз у изоляциониста Бьюкененна. В экономике дела обстоят не лучшим образом (хотя и лучше, чем об этом думают избиратели), на это по ходу кампании давит Клинтон. Помимо этого в игру вошел сильный независимый кандидат-миллиардер, Рос Перо, который, в основном, играет на республиканском поле. У Буша неоспоримые внешнеполитические козыри: он победил Саддама Хуссейна и выиграл Холодную войну. И на последнем поле против Буша тоже началась контригра.

2. В американской политической культуре существовала фобия "Кто потерял Китай" применительно к событиям конца 40-х - начала 50-х. Победа коммунистов в гражданской войне в Китае была интерпретирована правыми в США, как результат предательства и заговора коммунистов в Госдепартаменте и далее везде. На этом поднялся маккартизм, охота на ведьм и так далее. Важно, что это вошло и в большую политику. На фоне ряда неудач и маккартистских обвинений действующий президент Трумэн решил не выдвигаться в президенты. Пара Эйзенхауэр и Никсон разгромно выиграла президентские выборы, причем Никсон, считается, мастерски использовал в том числе и обвинения в "потере" Китая.
В дальнейшем фобия "Кто потерял Китай" привязала американцев к Южному Вьетнаму и, лишь накопив политический капитал в Карибском кризисе, Кеннеди начал подумывать об уходе, но тут ушли его самого.
Интересно, что в 1992 году вышла книга историка Ньюмана о паранойе вокруг "потери Китая".

3. В начале 1992 года, еще раз - на фоне избирательной кампании - начал раскручиваться нарратив "Кто теряет Россию" с очевидной отсылкой к китайской истории, а значит и неудачам действующего президента.
Фоном тут является то, что "шоковая терапия" Джеффри Сакса предполагала крупную финансовую помощь (где-то по $15 млрд на протяжении трех лет) со стороны Запада и реструктуризацию внешних долгов. "Шок" начался, а крупной помощи нет и ее даже не обещают.
В феврале 1992 года известный публицист Чарльз Краутхаммер, широкой публике известен тем, что придумал "однополярный момент", публикует в Тhe Washington Post несколько статей о риске "потери России". В необходимости крупной помощи России написал колонку в Time и Никсон. Напротив, например, Киссинджер был против.

4. Дальше случается забавная параллель с интересными последствиями.

С конца февраля по 2 марта Никсон рассылает по десяткам своих контактов свой Меморандум, 9 марта публикует новую статью, но существенно более мягкую, чем Меморандум.

7 марта в The New York Times публикуют слитую пентагоновскую "Доктрину Вулфовица", которая предусматривает как цель недопущение создания силы, способной противостоять США. Россия вместе со странами бСССР упоминается как возможный источник такой мощи.

А 10 марта тоже в The New York Times выходят две огромные статьи по Меморандуму Никсона и еще одна в Тhe Washington Post его цитировала. Нюанс в том, что на 11 марта Никсон назначил пресс-конференцию. Дальше все покатилось, как снежный ком: конференцию транслировали, описывали и так далее. Источник из администрации Буша описал это так: "Никсон захватил Вашингтон на 48 часов и держал президента в заложниках."
Бушу быстро организовали пресс-конференцию в тот же день в том же месте рядом с Никсоном, но вызов он не перебил.

5. Буш начинает минимизировать ущерб.
Итак, получился тандемный удар по Бушу, причем там, где у него все было вроде как хорошо, - по внешней политике, победе в Холодной войне. Теперь Буш - не победитель, а человек, который может ее возродить.

1 апреля (!) Буш объявляет о программе помощи России в $24 млрд, включая требуемый Джеффри Саксом стабилизационный фонд для поддержки валюты. Все это вместе с немцами и японцами, напрямую и через МВФ. Занятно, что в России никого об этом не предупредили, Гайдару это радостное известие упало, как снег на голову. Он обрадовался, аргументировал этим пакетом помощи, рассказывая депутатам про то, что весь мир с нами. И, конечно, этот пакет остался на бумаге, тем более, что немцы и японцы сразу заявили, что вот прям именно о таком не договаривались.

16 апреля публикуется переписанная в вегетарианском духе "Доктрина Вулфовица".

6. Никсон на этой истории вернулся из уотергейтского позора и забвения в политику и сблизился с Клинтоном, который, конечно, тоже критиковал Буша за невнимание к России, в том числе, используя никсоновскую аргументацию. После победы Клинтона Никсон вроде как на какой-то период стал неофициальным советником Клинтона по России. Во всяком случае, Клинтон с ним советовался.

Принципиально политика США по отношению к России при Клинтоне не изменилась, хотя Никсон ездил в Москву порой и фонтанировал идеями.

выборы-выборы, реформы 1992, Никсон

Previous post Next post
Up