(no subject)

Feb 15, 2013 13:25

Гонка за Оскаром (21)
Мастер
Режиссёр Пол Томас Андерсон, 2012


Прежде всего, приступая к просмотру этого фильма, нужно оставить за бортом все разговоры о том, что эта картина про саентологию и её лидера Рона Хаббарда. Внешнее сходство с ним Филипа Сеймура Хоффмана, исполнившего роль учителя и проповедника нового идейного течения, возникшего в самый разгар американского бума религиозных общин в начале 50-х годов, может быть лишь художественной провокацией. И скорее всего таковой и является, поскольку сюжет новой ленты Пола Томаса Андерсона гораздо шире простых мотивов, годных лишь для байопика. Речь в ней идёт практически об универсальных отношениях учителя и ученика или лучше сказать духовного наставника и его преданного послушника. А эта тема была заявлена ещё в предыдущем фильме Андерсона «Нефть», где как раз говорилось о том, что религия может быть умелой манипуляцией. Итак, на экране послевоенная Америка. Всеобщее оживление. Плакатные улыбки для фото. За фотокамерой демобилизованный моряк Фредди Куэлл, пытающийся на этом фоне как-то заполнить внутреннюю пустоту. Ингредиенты простые - секс и алкоголь. Будучи на флоте специалистом по смазочным материалам, он научился готовить адские коктейли и, предлагая их очередным совращённым девицам, сам частенько напивается до беспамятства. Однажды он придёт в себя на яхте, снятой Ланкастером Доддом в честь свадьбы дочери. Так начинаются эти отношения, которые пройдут самые разные стадии - от практического поклонения до полного разрыва. Фредди стал для Ланкастера трудно поддающейся глиной, но тем и более желанной, при помощи которой он хотел вылепить нового человека. Эта идея стара как сама мир, но всё время приобретает разные воплощения и на сегодняшний день, когда мир зашёлся в тупиково-истерических метаниях, представляет собой вполне актуальное художественное исследование не только вечной пары учитель-ученик, но и самого результата всех новомодных теорий. Если на первых порах Фредди действительно был для Ланкастера преданным слугой или даже в некотором смысле бойцовской собакой, то к концу ленты его животные инстинкты всё-таки возобладали над алхимической лепкой и мы видим его в объятиях очередной женщины. Казалось бы, ничего удивительного в этом нет, учитывая тот образ сексуально озабоченного моряка с неуравновешенной психикой и повадками гопника, какой очень убедительно, скупыми, но точными мазками нарисовал Хоакин Феникс. Но в том пути, который прошёл его герой, скрыта очень тонкая ирония: в самом начале фильма Фредди практически трахает женщину, вылепленную из песка, а в финале оказывается с живой девицей. Рост налицо. И последнее. Если судить по названию фильма, то он должен рассказывать о мастере, Ланкастере Додде (если это конечно не рассказ о человеке глазами другого человека - но здесь не тот случай), но Хоакин Феникс явно переигрывает Филипа Хоффмана, завораживая той всепоглощающей пустотой, которая способна перемолоть всё, что встретиться ей на пути, тем самым отодвигая на второй план образ самого мастера. Вне сомнений - это выдающаяся актёрская работа, и она дала новый угол зрения на проблему мастерства, как такового, превратив его, по сути, в высокоорганизованное шарлатанство. Так бывает. И хорошо, что так бывает.

THE MASTER | 2012 | США | 144 мин | Дата проката 14.02.2013


3 номинации на премию Оскар: лучшая актриса второго плана Эми Адамс, лучший актёр второго плана Филип Сеймур Хоффман, лучший актёр Хоакин Феникс

Филип Сеймур Хоффман, Хоакин Феникс, Оскар 2013, Пол Томас Андерсон, гонка за Оскаром

Previous post Next post
Up