Гонка за Оскаром (8)
007: Координаты «Скайфолл»
Режиссёр Сэм Мендес, 2012
После «обнуления» специального агента Джеймса Бонда в «Казино „Рояль“» и практически провалившейся попытки пропустить героя через смену общественного интереса на личный в «Кванте милосердия», наследница семьи Брокколи Барбара доверила дальнейшую перезагрузку легендарной франшизы театральному режиссёру Сэму Мендесу, который снимал до этого не так много и в основном близкие к артхаусу психологические драмы, хотя однажды и покорил мир своей «Красотой по-американски». Предприятие казалось рискованным, но ведь риск - это одна из неотъемлемых черт всей бондианы. И расчёт оказался верным. Мендес заметно состарил Бонда, продемонстрировав «усталость» экранного героя от более чем полувековой беготни за шпионами и ухаживаниями за женщинами. Нет-нет, он исправно продолжает бегать и ухаживать, но уже с учётом возраста и перенесённых ранений, которые он получил уже в самом начале фильма после того, как с пулей в боку упал в пропасть с двигавшегося по эстакаде поезда. Так с Бондом ещё никто не обращался. Как итог - после пятидесяти лет исправной службы Её величеству Бонд впервые не проходит тест на профпригодность в родно Ми-6. Подливает масла в огонь и руководство в лице М, которая практически жертвует Бондом ради успешного завершения операции. В итоге Бонд не просто устал, он ещё и обижен на весь мир. А тут ещё самовлюблённый коллега, предавший идеалы, пытается свести с ним счёты. Куда от всего этого спрятаться? Как восстановить душевные силы? Есть только одно средство, известное ещё со времён появления психоанализа. Чтобы изменить настоящее, надо вернуться в прошлое и пережить его ещё раз. Финальный отрезок фильма как раз следует этому правилу - здесь и родовое гнездо Бонда в Шотландии, и старый добрый «Астин Мартин», и скопированная поза Шона Коннери - здесь детство героя, который отказывается стареть. Здесь он на своём поле и здесь он непобедим. Здесь свершится финальная схватка героя не только с внешним врагом, но и с самим собой. И пройдя через практически экзистенциальное горнило, в финале перед нами уже обновлённый герой, готовый к новым подвигам. Вообще тема перезагрузки аналоговых, то есть не запрограммированных на достижение цели роботов, а физически живых и чувствующих героев на сегодняшний день очень актуальна. И Сталлоне с «Неудержимыми», и Том Круз в «Джеке Ричере», и Дэниэл Крэйг в роли Бонда доказывают одну простую вещь - живой человек ещё не списан со счетов цифровой цивилизации, он не бездушная машина по переработке приказов и ему подвластно самому принимать решения, тем самым меняя сами правила существования. В этом смысле «007: Координаты „Скайфолл“» вполне вписываются в общую мировую тенденцию.
SKYFALL | 2012 | Великобритания, США | 143 мин | Дата проката 26.10.2012
5 номинаций на премию Оскар: лучшая песня Skyfall, лучший композитор Томас Ньюман, лучший звук, лучший монтаж звука, лучшая операторская работа Роджер Дикинс