Виленский Гаон о коммерции

Jan 05, 2012 03:04


Душу того, кто был злодеем в первом гилъгуле (инкарнации), Всевышний второй раз спускает в этот мир во время ущербной луны, и тогда он живет в нужде всю свою жизнь, даже если он сейчас полный праведник. И это [то, что называется в Талмуде] «цадик вера ло» «праведпик, и ему плохо», как эту ситуацию объясняет книга «Зоар». Об этом сказали [наши мудрецы в трактате «Моэд Катан», 28а:] «Лав бе-зхута талья мильта, эла бе-мазала талья мильта» «Судьбу определяют не его заслуги, но созвездия, [под которыми он родился]».7 Но ведь злое начало в человеке возбуждает в его сердце зависть к окружающим. Когда человек видит, как другие преуспели в этом мире, злое начало нашептывает ему, что можно отстраниться от Торы и заняться коммерцией. И когда человек противится этому голосу, хорошо бы
ему вспомнить, что лучше один час спокойствия в Будущем Мире, чем вся его жизнь в этом мире. Тогда он способен ответить тем, кто упрекает его, словами наших мудрецов: «Живущий плодами трудов своих рук выше боящегося небес!» (трактат «Брахот», 86). И даже если он прислушивается к добрым советам и поступает, как сказано [в трактате «Нида», 70б]:8 «Что должен сделать человек, чтобы разбогатеть увеличить товар и вести все дела честно». Тогда он увеличивает молитвы и просит, но ничего ему не поможет, потому что родился под плохим [для удачи в этих делах] знаком. Подобно тому, как объясняет Мидраш Танхума стих «И не с востока, и не с запада, и не в пустыне возвышение» (Теилим, 75:7): не из-за того, что человек исходит всю землю, и приложит все усилия, чтобы преуспеть в торговле, и путешествует с востока на занад и с запада на восток, и плывет морями, идет пустынями... и не становится от того богатым». Только останется ни с чем разорённым с одной стороны и опустошённым с другой.9 И поэтому лучше не слушать совета йецер hapa злого начала внутри себя, и не опускать рук из-за тех жизненных трудностей, которые давят в эту минуту.10

7 В разных местах книги «Зоар», в зависимости от контекста, это выражение используется в различных значениях, но общий смысл такой же, как сказано в Талмуде: что дети, богатство и бедность человека в основном определяются его судьбой, но праведность его поступков определяется целиком им самим. В главе «Пинхас» (Раайа Меэймена, 2166) сказано, что те, которые не знают тайну предыдущих существований (видя человека, который не грешил и беден), говорят, что судьбу человека определяют не заслуги, но созвездия. Но перед нами пример праотца Авраама, который тоже считал, что судьбу человека определяют созвездия, и все же, вопреки звездам, у него родился сын, и именно за его заслуги. И далее: хотя предыдущее существование воздействует и предопределяет мазалъ даже тех, кто всей душой предан Торе, тем не менее, это говорится о тех, кто только учит Тору, но не ищет ее осуществления в действии. Те, кто глубоко учит Тору и ревностно осуществляет ее предписания, также способны воздействовать и на то, что предопределено свыше.

8 Дальше продолжает Гемара: «Сказали ему [раби Хийи, тому, который дал этот совет]: "Многие делали так. И ничего у них не вышло. Что надо делать просить милосердия у Всевышнего"».

9 То есть оставить Тору, чтобы разбогатеть и не разбогатеет, и ничего не приобретет ни со стороны духовной и Будущего Мира, ни со стороны богатства и благополучия в этом мире.

10 Из комментария Гаона к рассказу Равы Бар Бар Ханы (Бава Батра, 72б-73а) о том, как он обнаружил место соединения неба и земли: «Сказал Рава бар Бар Хана: один раз шли по пустыне и нас сопровождал один торговец, и вот в пути он сказал мне: "Идем, я покажу место, где земля соприкасается с небом"; я пошел с ним и увидел место, наполненное множеством окон. И я взял и положил свою поклажу на одно из окон. А потом, после того, как помолился, стал искать свои вещи и не нашел их. Спросил его: "Откуда здесь могут быть воры?" Ответил мне: "Это не что иное, как небесный свод, что повернулся. Завтра придешь и найдешь ее"». И так объясняет Гаон: Торговец это йецер ha-pa, которого называют торговцем за то, что он продает тело человека за низменную похоть, как сказано в книге «Зоар» (гл. «Лех Леха», 81а) и соблазняет человека отстраниться от Торы, говоря: «Идем, я покажу тебе все прелести этого мира», и если человек изначально не
соглашается, помня что «один час покоя в Будущем Мире прекрасней целой жизни в этом мире» (Пиркей Авот гл 4, мишпа 17), тогда злое начало говорит ему: «Разве не сказано: "...наслаждение от трудов рук твоих в этом мире выше трепета Небес" (Брахот, 8а). И тогда удостоишься и этого мира, и будущего (Брахот, 56). Идем, отстранись пока от занятий Торы, и поведу тебя туда, где этот мир соединяется с будущим.» Отказался, и пошел, и увидел, что не каждому человеку помогают труды его рук в этом мире... И только Всевышний решает, быть ли человеку в этом мире... Но сказано [в трактате «Нида», 70а]: спросили у раби Йеошуа: «Что должен сделать человек, чтобы разбогатеть?» Ответил им: «Увеличить товар и вести все переговоры честно.» Сказали ему: «Многие это сделали, и ничего не получилось.» Ответил им: «В таком случае надо обращаться к тому, в чьих руках находятся все богатства мира.» Но бывает, что человек молится и просит, и опять возвращается к своим торговым предприятиям, и опять ничего не получается. И это то, что торговец сказал ему, когда он заявил о своей пропаже: «Сегодня ничего не поможет, но потом возвратится в этом мире.» То есть, «ло бэзхута талья мильта, эла бэ-мазала» (Моэд Катан, 396) не за заслуги привязано елово, но привязано к твоему мазалу, и также «нет в этом мире платы за выполнение мицвот» (Кидушин, 396). Тем не менее сказано, что все возвратится на свое место - придешь и получишь свою поклажу. То есть в любом случае за мицвот в Будущем Мире получишь вознаграждение. Как сказано там: «Придешь сюда и получишь свое.» Так не лучше ли не слушать йецер ha-pa и не отрываться от Торы, а воздаяние за все хорошее, что бы ни случилось, завтра ожидает тебя.

Фрагмент взят из новой книги издательства "Еврейская Книга" - "Учение Виленского Гаона".

философия

Previous post Next post
Up