"Разборки" Рамбама с современниками - 2

Jun 20, 2010 21:50


Завершая обсуждение этого вопроса, скажу: все эти предвещания не являются основными положениями в Торе, и не столь важно, как их воспринимать. Человеку следует ждать скорейшего [наступления эпохи Машиаха] и не судить, какое из убеждений об этих словах [пророков верно], пока обещанное не осуществится. Тогда станет ясным, были ли они, [слова пророков], аллегорией или действительно подразумевали чудо.

Уже стало известным, что мы всячески избегаем [объяснять какие-либо упомянутые в Торе явления как результат] изменений в первозданном миропорядке. Заблуждаются как те, кто полагал раньше, так и те, кто будет полагать в будущем, [что чудо, подобно природным явлениям, имеет установившуюся закономерность в мироздании]. Они не делают различия между сверхъестественными явлениями, вообще не имеющими устойчивого состояния и не закрепляющимися в рамках природы, а возникающими [в особых ситуациях] из-за необходимости в них самих или для подтверждения истинности пророчества, и явлениями природными, естественными, протекающими постоянно, ибо вызваны они установленным [Всевышним] миропорядком. Наши мудрецы, да принесет нам благословение упоминание о них, постоянно подчеркивали это, говоря: «Ход событий в мире соответствует заведенному в нем порядку» [Авода зара, 546]. И сказали они: «Свершившееся чудо не может служить опровержением [истинности слов мудрецов]» [Брахот, 60а]. И сказал Шломо: «Узнал я, что все, что сотворил Всесильный, пребудет вовеки, к нему ничего невозможно прибавить, и от него ничего невозможно убавить...» [Когелет, 3:14]. Из приведенных цитат становится ясным, что естественные явления протекают постоянно в установленном для них порядке. Мы также объяснили это в «Руководстве для заблудших», говоря о новоявленности мира33.

Я полагаю, что причина, побудившая этих людей сомневаться в наших словах о возвращении мертвых к жизни, следующая. Мы даем подробное описание мира грядущего, вскрываем его сущность и упоминаем все слова указывающих на них пророков и мудрецов. В вопросе же о возвращении мертвых к жизни мы ограничиваемся кратким изложением этой темы и указанием, что воскрешение мертвых -одна из основополагающих истин [в Торе].

[На то были] две причины. Во-первых, во всех наших трудах мы стремились к краткости и ясности. Нет смысла в увеличении объема книги и трате времени на то, что не приносит пользы. Поэтому мы толкуем лишь то, что нуждается в толковании, и лишь в том объеме, какой позволяет понять [обсуждаемое], а при составлении какого-либо труда тему его излагаем сжато. Во-вторых, пространные объяснения призваны помочь составить полную картину чего-либо [изначально] скрытого [от разума] или же нужны как доказательство истинности представления о предмете. [Пространных объяснений] требуют три отрасли знаний: математические дисциплины, естественные науки и теософия. Здесь довольно часто встречаются неясности, не дающие возможности составить полную картину изучаемого, пока они не получат четкого определения, и в целом ряде случаев необходимо привести множество доказательств, чтобы убедиться в истинности представляемого понятия.

Что касается чуда, то оно открывается в конкретных образах и его нетрудно себе представить. Невозможно привести логические доводы того, что [чудо] действительно имело место в прошлом или произойдет, как предвещали [пророки], в будущем. [В их истинности] можно убедиться лишь с помощью органов чувств или приняв [на веру] слова очевидцев. Эти две причины объясняют, почему мы толкуем о мире грядущем и разъясняем его [сущность], ибо это [явление] не ясно воображению, [но поддается рациональному объяснению] и будет проходить в рамках установленного [Всевышним] миропорядка, т. е. связано с бессмертием.

Возвращение же мертвых к жизни [представляет собой иное явление] - это чудо, которое можно себе представить предельно ясно и сущность которого понятна. Нам остается лишь верить в него, как гласит дошедшее до нас [от мудрецов в Талмуде] истинное предание. Это явление выходит за естественные рамки всего сущего, и путем логических умозаключений невозможно доказать, что оно свершится. Оно будет протекать в русле всех остальных чудес, [и, как все чудеса, оно выше разума]. Поэтому нам остается лишь принять [на веру предсказания о нем]. Разве мы можем сказать о нем что-либо, [кроме того, что это чудо, и тем более] долго рассуждать о нем? Неужели кто-то ожидает от нас рационального обоснования неизбежности возвращения мертвых к жизни? Вне всякого сомнения, они, [те, кто считают несовместимыми Тору и рациональное мышление], ожидают от нас в этом труде толкования относящихся к воскрешению драшот [из Талмуда] и приведения связанных с этой темой агадот. Однако это [занятие -пересказ драшот - не для нас, оно] более подходит другим, ибо соответствует цели, преследуемой ими при составлении книг [- наивно простому пересказу слов Талмуда]. Вы, общество изучавших наши труды людей, заметили нашу неуклонную тенденцию - не упоминать о разногласиях [между законоучителями в Талмуде] и не приводить [их] диспутов. Если бы мы могли весь [материал о законах, которые разбирает] Талмуд, сосредоточить в одной главе, мы бы не распределили его на две. Возможно ли ожидать [в нашей книге] пересказа драшот и агадот - ведь они уже записаны в отведенном для них месте [Талмуда] и их можно там прочитать. Какую пользу принесем мы, пересказывая их и заявляя, что собрали их воедино?!

Примечания:

15.  По летосчислению, принятому у народов Малой Азии и Ближнего Востока в память о победе в битве Селевка I и Птолемея I над полководцем Александра Македонского Антигоном I и его сыном Димитрием. Это сражение произошло у города Газа на побережье Средиземного моря в 312 году до н. э. Евреи пользовались этим летосчислением лишь в повседневных бытовых целях. Таким образом, 1501 год по этому летосчислению это 4949 год от сотворения мира и 1189 год по григорианскому календарю.
16.  См. прим. 8 к Восьми главам, предваряющим трактат Авот, стр. 266.
17. Или Ибн Сина (980-1037, Средняя Азия, Иран) - ученый, философ, врач. Оказал влияние на еврейскую и христианскую религиозную мысль.
18.  «Муэтабар» - название книги, написанной неким багдадским евреем, перешедшим в ислам. Но есть и другое мнение, согласно которому автора этой книги звали Ибн эль-Муэта-бар.

19. Любавичский Ребе р. Менахем-Мендл Шнеерсон в своей статье, посвященной вопросу возвращения мертвых к жизни, довольно подробно объясняет, какие соображения заставляют прийти к выводу о возвращении мертвых именно к физической форме жизни, о возрождении материального носителя жизни - организма человека, соединенного с его душой. Эта статья, написанная в ответ на обращение к нему с вопросами по поводу воскрешения мертвых, опубликована в книге «Тшувот увеурим» («Ответы и разъяснения»), изд-во «Ке-гот», Кфар-Хабад, 1974 г. Мы передадим в свободном изложении и с сокращениями содержание отрывка из статьи, в котором приводятся эти соображения.

Возвращение мертвых к жизни можно рассматривать в двух аспектах: 1) как этап на пути человеческого рода к совершенству; 2) как один из этапов в процессе получения человеком награды за следование воле Создателя на протяжении жизненного пути. В сущности, два эти аспекта сливаются воедино, ибо человек и все отдельные творения созданы таким образом, что они в состоянии подниматься от одной ступени к другой, ступая по пути, ведущему к совершенству. И ему заповедано стремиться к совершенству путем изучения Торы и исполнения заповедей. По мере его приближения к совершенству собственными силами, в соответствии с его возможностями, Всевышний помогает ему достичь еще большего, чем это позволяют его собственные возможности. На это намекали в Талмуде наши учители, да принесет нам благословение упоминание о них: «Человек освящает себя в малом - [Всевышний] освящает его в великом. Человек приближается к святости в этом мире - [Всевышний] приближает его к святости в мире грядущем» (Йома, 39а). В терминологии книги Зогар, разъясненной в учении Хабада, взаимосвязь между помощью человеку Свыше и его свершениями на пути к совершенству описывается так. 1. Пробуждение активности в Высшем мире, побуждающее активность в низшем мире. 2. Пробуждение активности в низшем мире. 3. Пробуждение активности в Высшем мире, следующее за пробуждением активности в низшем мире. Наградить кого-то - значит дать нечто несущее ему благо или приводящее к благу. Поэтому величина награды, ее истинность измеряются благом, которое она несет получателю. Поясним это на примерах. Рабочий получает за свой труд пропитание и одежду. Ученик помогает в быту своему учителю, а тот в награду обучает его какой-либо премудрости. Ученик помогает в быту своему духовному наставнику, а наставник указывает ученику цель его жизни и путь, по которому следует к этой цели идти. Поскольку богатство духовное выше материального, а вечное благо ценнее их обоих, то обучение мудрости - большая награда, чем пропитание, и еще большая награда - указание путей, ведущих к вечной жизни. Существует градация в оценке благ, воспринимаемых человеком, - как тех, о которых мы имеем понятие, так и тех, которых мы не представляем. Их объединяет то, что все они ведут к блаженству - блаженству души или тела. Но тело и душа конечны, а потому конечно и их блаженство, а значит и награда человеку. Высшее из всех благ для человека - исполнение заповеданного его Творцом и постепенное очищение от зла, приближение к совершенству. При этом исполнение им заповеди соединяет его с Тем, Кто дал ему заповедь, - с его Творцом, Который безграничен и беспределен. Связь и соединение сотворенного человека с его Творцом - наивысшее благо. Из этого следует, что само исполнение заповеди - высшая степень награды для человека. Известно приводимое в учении хасидизма толкование слов наших учителей: «Плата за [исполнение] заповеди - [сама возможность исполнения] заповеди» (Авот, 4:2), которое развивает эту идею. Слово мицва («заповедь») толкуется как однокоренное со словом цавта («сцепление», «соединение»). Понятно и следующее: чем сильнее создание стремится к цели, ради которой сотворено, и соответствует ей, тем ближе оно к совершенству. Причину сотворения мира в целом и человека в частности и целесообразность его вскрыли мудрецы, сказав: «Пожелал Святой [Творец], благословен Он, чтобы была у Него обитель среди низших [творений]» (Танхума, Бемидбар, 7:1). Т. е. низшие создания - сущее и вещественное - осознанно покорятся Творцу, и таким образом среди них пребудет и в них раскроется бесконечный свет Творца. Это сознательное покорение Творцу лежит в основе и является конечной целью Торы и заповедей, как написано: «И повелел нам Б-г исполнять все установления эти, чтобы трепетали мы перед Б-гом...» (Два-рим, 6:24). Вот чем объясняется, что Тора и заповеди даны душам людей, находящимся именно в физическом теле, в низшем мире. И сама Тора, и заповеди воплотились в реалии физического мира, ибо задача человека - обратить сущее в «ничто», тем самым преобразив его во вместилище для Б-жест-венного. В истории человека и преобразования мира в обитель Творца можно выделить три периода: 1) мир в настоящее время; 2) эпоха Машиаха; 3) период возвращения мертвых к жизни. Сегодняшний мир - время противоборства реального и духовного, добра и зла. «И один народ [будет стремиться] стать сильнее другого» (Брейшит, 25:23). Иногда побеждает добро, а иногда... В эпоху Машиаха сыны Израиля завершат это противоборство и высвободят добро, и зло отделится от добра, и они уже не будут изгнанниками. Они достигнут того уровня совершенства, который был присущ человеку до грехопадения, связанного с Древом познания добра и зла. Израиль более не будет под властью Древа познания добра и зла - управляющих миром духовных сил, питающих сферу зла жизненной энергией за счет добра. Однако среди определенных групп людей зло еще останется в мире. И понятно, что его влияние скажется на Израиле: он не достигнет цельности. Потому все, кто будут жить в эпоху Машиаха, умрут прежде, чем мертвые вернутся к жизни, и лишь потом восстанут из праха. Можно предположить, что в дни Машиаха человек достигнет той степени совершенства, к какой может прийти собственными силами и с помощью награды, данной ему в соответствии с его служением Творцу. В эпоху Машиаха сыны Израиля благодаря их служению поднимутся по ступеням, ведущим к совершенству. Потому и эта эпоха -время, о котором сказано «сегодня [время] исполнять их [заповеди]» (Авода зара, За). Более того, сказанное относится в первую очередь именно к ней, ибо только в тот период исполнение заповедей станет полноценным. В более полной мере добро восторжествует в мире возвращения мертвых к жизни, ибо тогда дух нечисти окончательно будет удален с лица земли и в мире не будет ни греха, ни смерти. И Всевышний лишит жизненных сил злое начало в человеке и ангела смерти. Тогда род человеческий придет к полному совершенству - не только к той его степени, которую он может обрести в результате служения Творцу и награды за это служение, но и к той, которой можно достичь лишь благодаря полученному Свыше дару. Поэтому «заповеди будут отменены в грядущем мире» - после возвращения мертвых к жизни (см. Нида, 616), и «короны будут украшать головы праведников, наслаждающихся сиянием Шхины» (Брахот, 17а). Достигнув полного совершенства, человек удостоится высочайшей награды, которую мы не можем себе представить: на нее лишь намекают последние из процитированных слов. В наших источниках дается толкование этим словам (см. Миш-нэ Тора, Законы о раскаянии, 8:2 в книге Рамбам, «Главы из книги Мишнэ Тора» с переводом на русский язык, изд-во «Шамир», Иерусалим, 1998. См. также Тания, ч. 4, поел. 17 с переводом на русский язык, изд-во «Шамир», Иерусалим, 1998, стр. 592-593). И вот этой награды удостоятся в низшем мире души людей, пребывающие именно в физическом теле. Ибо при возвращении мертвых к жизни полностью осуществится цель сотворения этого мира - служить обителью Всевышнему среди низших созданий.
Из сказанного в этой статье можно заключить, какие соображения приводят к мысли, что возвращение мертвых к жизни означает возвращение души именно в физическое тело. Смысл Творения всего мироздания - наш физический мир и человек в нем. И конечная цель, которую Создатель видел в Творении, должна осуществиться в этом материальном мире с людьми из плоти и крови. В целом награда человеку за его свершения в этом мире и тем более ее высшая степень -возвращение мертвых к жизни и следующие за этим блага -огранически связаны с осуществлением цели Творения. Потому ее удостоится человек в этом мире - там, где он состоит из души и физического тела.

20. Неизвестно, кого Рамбам имеет в виду. Возможно, гаона ра-би Шмуэля из Багдада.
21. См. Сангедрин 926.

22.  Брахот, 17а. Там сказано: «В мире грядущем не будет ни еды, ни питья, ни купания, ни умащения благовониями, ни супружеских отношений; короны будут украшать головы праведников, наслаждающихся сиянием Шхины». На основании этих слов Талмуда р. Шнеур-Залман из Ляд, основатель учения Хабад, в книге «Сефер гамаамарим 5570», стр. 26 делает вывод, противоположный выводу Рамбама: на конечном этапе человеческой истории в мире грядущем души людей будут облачены в тела. Ибо если в этом отрывке Талмуда говорится о духовном мире блаженства душ, отделенных от тел и любых физических форм бытия, то отпадает необходимость уточнять, что в нем нет еды и питья и всего остального, что присуще физическому миру, ибо такое утверждение было бы тривиально. Согласно р. Шнеуру-Залману эти слова Талмуда подтверждают мнение Раавада, Рамбана в его книге «Торат гаадам» («Учение о человеке») и мудрецов Кабалы, считающих, что в апогее человеческой истории люди будут обладать телами.

23. Понятие «грядущий мир» относится как к последней, наивысшей стадии в истории человека, так и к миру блаженства душ (Ган Эден), где души людей вкушают плоды награды за служение Всевышнему в физическом мире. О том, что мир блаженства душ называется миром грядущим, пишет и Рамбам (Мишнэ Тора, Законы о раскаянии, 8:8): «Мудрецы называют это благо грядущим миром не потому, что сегодня этого мира не существует и лишь после завершения его истории наступят времена грядущего. Это не так. Грядущий мир существует и сегодня. И называется он грядущим миром лишь потому, что жизнь в нем ожидает человека лишь после завершения жизни в нашем мире, где мы наделены телом и душою и куда мы попадаем вначале». Однако в общем случае, когда это не оговорено особо, еврейскими мыслителями и законоучителями принято называть высшую стадию истории человечества миром грядущим, а мир блаженства душ, куда они попадают после жизни, - раем (Ган Эден). И Ган Эден, и грядущий мир - награда человеку за труды и служение Всевышнему, но между ними имеется различие. В книге «Сефер гамаамарим 5654», стр. 218-219 р. Шалом-Дов-Бер из Любавичей (1860-1920) достаточно подробно объясняет в терминах Кабалы и учения хасидизма разницу между раем и миром грядущим. Он пишет, что в раю души удостаиваются лишь отсвета блаженства, которое несет в себе бесконечный свет Творца, а субстанция высшего блаженства там не от крывается. В грядущем же мире, несмотря на то, что души будут пребывать в физической оболочке - в телах, им откроется суть блаженства, которое несет в себе свет Всевышнего (здесь он принимает точку зрения Рамбана, - см. предыдущее прим.). Раби Моше бен Нахман (Рамбан, 1194-1270, Испания, Страна Израиля) был исследователем Талмуда, каба-листом, философом, врачом. Он, как позже мудрецы Кабалы и основатели хасидизма, разошелся с Рамбамом по двум вопросам, связанным с возвращением мертвых к жизни и миром грядущим. 1. Согласно Рамбану и его последователям возвращение мертвых к жизни - конечная и высшая стадия истории человечества и высшая степень награды. Согласно Рамбаму воскрешение мертвых - определенный этап на пути к высшему благу - миру грядущему (см. в данной книге Предисловие к первой мишне десятой главы трактата Сангедрин (перек «Хелек»), стр. 165, и прим. 23 к нему, стр. 193). 2) По Рамбану и всем разделившим его точку зрения в мире грядущем души людей будут иметь телесную оболочку, подобную нынешнему телу человека, но жить они будут вечно, наслаждаясь светом Творца. По Рамбаму же в грядущем мире жизнь будет исключительно духовной.

24. На вопрос Рамбама о смысле существования тела в мире грядущем, где не будет нужды во всех образующих тело органах, Рамбан в книге «Торат гаадам» (изд-во «Мосад гарав Кук», Иерусалим, 1964, стр. 305-306) дает несколько ответов. 1. В период возвращения мертвых к жизни Всевышний создаст для умерших новые тела, органы которых будут совершенны, ибо тогда достигнет совершенства физическая форма жизни. Однако в сущности их функция не изменится. Лишь с наступлением эпохи грядущего мира органы тела утратят свое первичное назначение. Но, возможно, Всевышний не пожелает губить Свое создание и оставит тела людей в грядущем мире, несмотря на то, что их органы не будут функционировать. 2. Органы человеческого тела, их форма, строение отражают Б-жественные тайны бытия, и их создание выражает неизвестные нам замыслы Творца. Цель их сотворения не ограничивается лишь питанием и размножением. 3. Удовлетворение духовных запросов человека, процессы, протекающие по желанию его души, находят свое отражение и в его теле. Они благоприятно влияют на физическое состояние тела, придают ему красоту, сияние, великолепие, укрепляют его, даже если удовлетворение запросов души связано с физическими усилиями и трудом, и тем более постижение мудрости приносит мудрому удовлетворение, выражающееся и на физическом уровне, как сказано: «Мудрость человека озарит лицо его...» (Когелет, 8:1). Возможно, блаженство души в мире грядущем передастся телу, и оно будет испытывать наслаждение, и в этом будет его награда.

25. Ч. 1, гл. 26, 46, 49.
26. В конце предисловия автора.
27. Моше бен Шмуэль Джикатила (Джикатилья) - поэт, грамматик, комментатор Танаха. Жил в Испании в XI в. Йегуда бен Шмуэль Ибн-Бальам - комментатор Танаха и грамматик. Жил в г. Севилья (Испания) в XI в.
28.  Весь этот отрывок со слов «Разве лев...» весьма трудно понять. Вероятно, в рукописных копиях этой статьи на арабском языке что-то пропущено или в них вкрались ошибки. Наш перевод этого отрывка основан на предлагаемой одним из авторитетных исследователей трудов Рамбама поправке в тексте этого отрывка.
29. Ч. 3, гл. 11. См. также ч. 2, гл. 29.
30. Мишнэ Тора, Законы о раскаянии, 9:2; Законы о царях и войне, 12:2.
31. См. предисловие автора к ч. 1 и ч. 2, гл. 29.
32. Книга 9, ч. 2.
33.  Ч. 2, гл. 28, 29.

история

Previous post Next post
Up