В этом году планы на отпуск построились на удивление легко. Изучив расписания движения поездов, я решил, что поеду поездом из Риги в Варну, совершив путешествие тремя поездами через семь стран.
Билеты приобретены заранее и вот долгожданный день отъезда.
Поезд № 88 Рига - Минск, привычная, многократно обкатанная дорога. На столько привычная, что в Риге, при посадке в поезд, меня даже узнаёт проводница. Место № 7 в вагоне № 3 подготовило мне первую неожиданность. Штабной вагон, и у меня продано место в купе начальника поезда.
Проводница говорит, что, в крайнем случае начальник поезда может продать билеты на эти места, но скорей всего я до Минска поеду один в купе. Так и случилось, спокойная дорога, раннее утро, Минск-пассажирский и друзья на перроне.
Два дня в Минске пролетели незаметно и пора продолжать путь. Начало первого ночи, друзья привозят меня на Минск-пасс.
В 0.30 прибывает поезд № 9 Москва - Варшава с беспересадочным вагоном № 355 Москва - София, который и повезет меня в ближайшие двое суток через Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Сербию в Болгарию. Стоянка поезда 30 минут и проводник разрешает провожающим меня друзьям зайти со мной в купе.
Народу практически нет, в вагоне всего 4 пассажира и моё купе полностью свободно. Вид вагона и купе приятно удивляет, это гораздо круче моих ожиданий. В вагоне два биотуалета и душевая кабина, информационные табло в коридоре. В купе есть возможность самому регулировать температуру.
Прощаюсь с друзьями. 1.00 ночи, отправились. Какое то время посмотрел на ночной Минск и лёг спать. Просторная полка, хотя полкой это не хочется и называть, скорее диван, белоснежное постельное бельё и абсолютно тихий плавный ход. Засыпаю в прекрасном настроении с мыслями о предстоящем отдыхе.
4.35 утра, прибытие в Брест на Московскую сторону вокзала. Стоянка 2 часа 19 минут. Погранконтроль, после которого можно бы и поспать, но наш состав тепловозом вытягивают со станции и загоняют в цеха для смены тележек. В общем то ничего интересного и не увидел, при подъезде к цеху множество вагонных тележек, заехав в цех лёгкое подёргивание вагонов при расцеплении состава, звук двигателей работающих домкратов, вновь подёргивания при сцеплении вагонов в состав и выезжаем с другой стороны цеха уже на европейскую колею, и оттуда на Варшавскую сторону станции Брест.
Вновь пограничники в вагоне, возвращают паспорта, таможенный досмотр и наконец едем дальше. Мост через Буг. Польша. Станция Тересполь, польский погранконтроль, после которого вновь можно поспать.
Проснулся от ощущения тишины, светает, стоянка поезда, слышен вокзальный диктор. Мендзыжец-Подляский. Ещё часа полтора ходу до Варшавы. От осознания предстоящего путешествия сон как рукой снимает. Утренний кофе и начинаю втыкать в окно на утреннюю Польшу.
Варшава Всходня. 8.31. Стоянка 1 час и 12 минут. Мой вагон вместе с вагоном Москва - Будапешт отцепляются от состава и остаются на станции в ожидании поезда Варшава - Будапешт.
Иду в город в супермаркет. Учитывая, что через границу Беларуси нельзя провозить ничего мясного, рыбного, молочного, из Минска я отправился в путь абсолютно без провианта.
Супермаркет у вокзала, основательно запасся едой и питьём и вернулся в вагон. Неожиданность. По Варшаве вышли все четыре пассажира моего вагона. Дальше я еду один в вагоне.
Отправились.
Участок Варшава - Катовице, стабильно идём 140 - 160 км/ч.
Катовице, большой город и железнодорожный узел, но стоянка всего 3 минуты и едем дальше. Чуть отъехав за город вижу путейцев, расчищающих полосу отвода в выемке и вырубающих деревья и кустарник. Не успел я подумать, что во время прохода поезда могли бы они работы и прекратить, как вижу падающее на контактную сеть дерево прямо над моим вагоном.
Встали экстренным торможением, отстояли минут 20 и поехали дальше. Машинист пытается нагонять опоздание, навигатор показывает 160 - 170 км/ч.
Граница Чехии. Богумин. 13.40. Стоянка 12 минут. Смена локомотива. Польский электровоз отцепляется, дальше до Будапешта мчим под Чешским.
В составе есть венгерский вагон-ресторан, иду обедать. Весьма разнообразное меню, на четырёх языках, в том числе и на русском, неожиданно. Из огромного списка блюд в наличии только сендвичи и салат Цезарь. Довольствуюсь салатом с бокальчиком пива. Зато рассчитаться можно карточкой.
Станция Старе Место у Угерске-Градиште, на путях любопытные мотрисы-автобусики.
Повсеместно электровозы семейства ЧСовых.
Быстро проносимся через Чехию, в Словакии по Братиславе стоянка всего три минуты. Садится солнце, сумерки.
Въехав в Венгрию стемнело. К сожалению световой день уже весьма короткий. В 19.35 прибытие в Будапешт и там мы прощаемся с вагоном-соседом Москва - Будапешт и дальше едем в одиночестве в поезде Будапешт - Белград. На перецепку и стоянку 2 часа 50 минут.
Потрясающе красивый вокзал Будапешта и наш электровоз.
Проводники посоветовали мне посетить огромнейший торговый центр с гипермаркетом возле вокзала, где я вновь пополнил запасы провианта и вернулся в вагон. По Будапешту в вагон садятся ещё два пассажира, молодая парочка, россияне, день гуляли в городе, теперь у них ночной переезд в Белград и утром они там выходят. Через пару дней я с ними ещё встречусь самым неожиданным образом в Болгарии, а пока небольшой разговор ни о чём, в 22.25 отправление, ложимся спать.
1.05 ночи, станция Келебия. Венгерская граница и сразу в 1.54 станция Суботица, граница Сербии. Проверяют только документы. Сербский пограничник несколько раз перелистывает мой паспорт и удивлённо восклицает: О, Латвия! Буквально толкает в бок своего коллегу, показывая ему мой паспорт, и тот также удивляется: Ого, Латвия. Похоже прибалты на российском поезде в Сербии редкие гости. Отштамповали паспорт и едем дальше.
Проснулся в 6.30 во время стоянки по Белграду. Здесь у нас 1 час и 14 минут на перецепку к поезду Белград - София. Вышел на перрон, идёт дождь. Взял кофе и засел в купе. Я вновь один в вагоне. За окном видны наши рижские электрички серии 412. Все вагоны в граффити, живого места нет.
Перед отправлением вагонник навешивает на наш вагон красный диск, невзирая на то, что у нас прекрасно светятся светодиодные хвостовые сигналы.
Отправились. Сразу за Белградом парк отстоя, вагоны просто в жутком состоянии, многие из них проросли деревьями изнутри и из окон торчат ветки, смыкаясь над крышей вагонов.
От Белграда держим скорость не более 80 км/ч, но удаляясь всё дальше от столицы скорость становится всё ниже. Но даже небольшую скорость держать постоянно не удаётся. На многих переездах сломаны или вообще выломаны шлагбаумы, вырваны провода переездной сигнализации. Перед такими переездами поезд останавливается, машинист убеждается, что нет машин, подаёт оповестительный сигнал и медленно протягивает состав через переезд.
Если же сигнализация на переезде исправна, то поезд просто снижает скорость, ну и в случаях, когда и сигнализация работает и шлагбаум опущен, поезд проследует переезд с установленной скоростью.
Некоторые вокзалы вполне симпатичны и ухожены
Но на некоторых станциях выломаны окна и двери, выломаны совсем, до голого кирпича, причём внутри вокзала видны работающие кассирши, дежурные.
По большинству станций поезд провожает дежурный.
Но, дальше от Белграда всё больше станций в полном запустении. Здесь, помимо переездов, поезд останавливается уже и в горловинах. Интересуюсь у проводника, с чем это связано. Оказывается машинист, останавливаясь в горловине, вылезает на улицу, сам себе собирает маршрут, после чего прибывает на станцию. Постепенно таких остановок в горловинах становится всё больше.
Некоторые станции в полном запустении.
На какой то из станций остановились на долго. Виднеется дежурный на перроне, проводник открыл дверь и интересуется, в чём причина. Оказывается, сломался электровоз. Повезло, что на этой станции есть ещё один, гоняющий манёвры. Меняем локомотив и спустя пол часа двигаем дальше.
Прибываем на станцию Ниш с опозданием минут 40. Здесь у нас смена локомотива и направления. Участок Ниш - Димитровград, без электрификации и в крайне убитом состоянии. Впервые за всё путешествие предстоит 3 часа езды под тепловозом. Проводники заранее предупреждают, что вагон пойдёт без электропитания, соответсвенно не будет отопления, освещения, не будут работать туалеты. Проводники говорят, что на вагоне есть дизель-генератор и 300 литров топлива в баке, но сходимся во мнении, что ради меня одного нет смысла его запускать. При полном вагоне, да в жару, конечно это всё работает.
Выхожу на перрон посмотреть смену локомотива.
Тепловоз убитый в хлам. Ржавый, обшарпанный, с мазутными подтёками.
Отправились. Из Ниша первые километры поезд идёт буквально по городу. Очень необычно, словно едешь по городской улице, пешеходные переходы, тротуары, кафешки с зонтиками, витрины магазинов и поезд.
Постепенно выезжаем за город. Вся дорога проложена в долине горной реки, параллельно с шоссе.
Виды шикарные, множество тоннелей, во многих местах высоченные скалы подходят вплотную к железной дороге и ветки с сучьями скребутся по борту вагона и окнам.
Пытаюсь заснять из окна портал тоннеля
Перемахнув через горный перевал начинается более равнинный профиль с потрясающими видами
Скорость держим не более 40 км/ч, а зачастую 20 и даже 10 км/ч. По какой то станции, не предусмотренной графиком из-за нашего опоздания, ставят на скрещение с встречным София - Белград и таким же вагоном на Москву. Затягиваемся на боковой путь 5 км/ч.
По всему участку на станциях семафоры, пытаюсь подловить хоть один из окна поезда.
Дотянулись до Димитровграда, сербско-болгарская граница, опоздание полтора часа. Паспортный контроль проходит быстро благодаря тому, что в вагоне я один, а в ещё двух вагонах состава всего 5 человек. Это позволяет сократить опоздание до одного часа.
От границы ещё 50 минут ходу и я в Софии, где меня уже встречают.
Далее ещё предстоит ночной переезд в Варну, но после впечатлений от Сербии этот переезд проходит уже спокойно и менее эмоционально.
Уютный современный спальный вагон поезда София - Варна
И утреннее прибытие в Варну
О путешествиях по Болгарии на отдыхе я расскажу позже отдельными постами.
Здесь же вкратце расскажу ещё о двух приключениях на обратном пути.
Начиналось всё так же. Ночной переезд поездом Варна - София. Из Софии вновь в таком же шикарном вагоне РЖД София - Москва, только на этот раз помимо меня был ещё один пассажир в вагоне.
Отправившись из Софии графиком, уже с первой стоянки в Сербии начали неплохо плюсовать опоздание, что я ради интереса начал фиксировать в распечатке расписания.
Всё сильнее увеличивая опоздание, проводники начали опасаться, успеем ли мы в Белград на перецепку к поезду Белград - Будапешт. По словам проводников, в случае большого опоздания к Белграду, Будапештский поезд отправляется не дожидаясь прибытия Софийского и в таком случае наш вагон зависает на ночь в Белграде и затем ещё на день в Будапеште, продолжая движение из Будапешта на Варшаву с следующим составом и с суточным опозданием. Таким образом в Москву прибывают сразу два вагона София - Москва, один своим графиком, а второй с суточным опозданием.
Мы же продвигаемся неспешно, с остановками в горловинах и на переездах, всё увеличивая опоздание, пока на одной из станций перед Раковицей не свернули на боковой путь и внезапно остановились. Стояли долго, после чего вдруг без всяких предупреждений начали осаживаться назад на перегон. Испуганная проводница закричала своему напарнику: Дима, мы назад катимся. На что он спокойно ответил: Сейчас остановимся. И действительно, осадившись на перегон, остановились. Вновь долго стояли и наконец повторно прибыли на станцию, теперь уже на главный путь, ибо на боковом, на который мы прибыли изначально,… стоял грузовой состав! Здесь мы увеличили опоздание до 139 минут.
Дальше нагонять уже никто не пытается, неспешно плетёмся к Белграду, прибыв туда в 22.08 вместо заложенного расписанием 19.35. Наш вагон вместе с Будапештским поездом должен был отправиться дальше на Будапешт 18 минут назад, но нам повезло, поезд Белград - Будапешт ждёт нас.
И тут начинается самое неожиданное!
Надо перецепить наш вагон из состава в состав. Со слов проводников, обычно поезд София - Белград после высадки пассажиров осаживается в парк, где отцепляют наш московский вагон и переставляют на станцию, на путь к поезду Белград - Будапешт, где и сцепляют.
Сегодня, ввиду нашего опоздания, процесс решают ускорить и Будапештский поезд вместе с пассажирами вытягивают в горловину, чтобы осадить на нас, сцепив с Московским вагоном. В это время машинист нашего Софийского поезда, высадив пассажиров, как обычно начинает осаживание в парк, навстречу движущемуся на нас из горловины Будапештскому поезду. Слышу крик проводницы: Стой, стой, куда! Затем шипение сорванного стоп-крана и крик в проход вагона: Держитесь! И сразу мощнейший удар. В купе проводников с грохотом и звоном разбилась вся посуда, микроволновка, кулер с водой. Столкновение при манёврах, с пассажирами! К счастью никто не пострадал. Только в истерике от испуга кричит ребёнок в нашем вагоне.
Отовсюду сбегается полиция, военные, начальство. Начинается осмотр вагона. Сербское руководство настаивает на выцеплении вагона до утреннего разбора. Наши проводники после звонков руководству в Москву получают указание продолжать движение, ввиду отсутствия видимых повреждений вагона.
Отправились с опозданием в 1 час. Машинист пытается нагонять, но как то это не радует. Ночь, но не спится. Лезут в голову пункты ПТЭ, неготовые маршруты, добитые пути, семафоры и ручные стрелки. Удаляясь от Белграда, скорость вновь замедляется, опять остановки у переездов и в горловинах.
Граница. Венгрия. Паспортный контроль. Сон.
В Будапешт привезли 50 минут. Ещё полтора часа на перецепку. Вышел в утренний город. Шикарнейший вокзал.
Впереди вновь Венгрия, Словакия, Чехия, Польша, Беларусь.
Приятная комфортная езда.
В итоге 8 стран: Латвия, Беларусь, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Сербия, Болгария.
Юрмала - Рига - Минск - Варшава - Братислава - Будапешт - Белград - София - Варна. 3820 км в одну сторону и столько же обратно.
Плюс множество фото и впечатлений.
И конечно же искренняя благодарность проводникам вагона № 355 за действительно комфортную и душевную поездку!