В этот раз поездка прошла под лозунгом «Мы прое#@ли 10 минут!!!» В половине совершенных прыжков ситуация развивалась примерно по одному печальному сценарию: приезжаем под экзит - все хорошо, ни облаков, ни дождя, ни ветра. Поднимаемся наверх, с экзита все отлично просматривается, видны площадки приземления, опять же никаких облаков. Неспешно одеваемся, выходим на экзит. Небольшая дымка. «Ну, сейчас ее протянет, и прыгаем». В результате дымка превращается в сплошную облачность и приходится или ждать, или прыгать в разрывы между облаков. Ну или ветер поднимается. Но, несмотря на все это, поездка получилась насыщенной. За 12 дней совершили по 15-17 прыжков на человека. Погода внесла свои коррективы, поэтому многие из запланированных экзитов так и не опрыгали, но зато будет повод вернуться. Итак…
Нас 6 человек. Из прыгающих я, Стас Умнов, Андрей Сапожников и Леха Рубинштейн. Света и Ира не прыгают, но часто ходят с нами на экзиты и фотографируют все это безобразие. Прилетаем в солнечный Милан, 2 часа и мы уже проезжаем границу с Францией под Мон Бланом. И въезжаем в дождливую долину Шамони. Вселяемся в заказанное заранее шале, уютно и мило. Места для укладки маловато, зато есть лужайка под балконом, на которой в дальнейшем и укладывались. Для разминки наутро идем на Луи Филиппе. Сезон открыли. Вечером поднимаемся выше на Бельведер. Прыгаем уже почти в полной темноте, на приземлении трудно оценить высоту правильно, да еще и трава по пояс. В результате все ошибаются с высотой подушки и смешно так кувыркаются на приземлении. = )) Я не разлетавшись как следует самоуверенно жмусь к стене, выглядит страшно, тем более в сумерках. Но до площадки долетаю низко, не успеваю расстегивать ноги. Уже тогда был повод задуматься и поработать над качеством полета. Но нет же.
Наутро снова Бельведер, стартую, сразу поворачиваю направо в желании обогнуть стену как можно ближе, но из-за этого слишком круто ухожу вниз, теряю много высоты и лечу очень близко к склону. Бросаюсь на середине пути до площадки. Сам не понимаю, что происходит. Не летиться и все тут. Настроение из-за этого паршивое, а вечером то уже идти на Вюард, там разгона 250 м., а дальше полет над деревьями. Ладно, успокаиваю себя тем, что на новом месте сконцентрируюсь и полечу. Выдвигаемся смотреть площадку приземления. Рядом река, на соседнем поле провода. Но есть и ровная лужайка. Стена снизу выглядит малопригодной для прыжков. Разгонные 250 м. обрываются торчащими елками и кажется, что их не перелететь. Ладно, на месте покидаем камни. Доезжаем до конца асфальтированной дороги, далее грунтовка, вернее щебень и торчащие камни. У нас Форд Фокус универсал, поэтому пробуем немного по ней проехать. Забираемся максимально вверх, дальше можно повредить машину. А говорят народ туда на малолитражках ездил. Ладно, пол часа неспешного подъема и сходим с дороги около заботливо сооруженной пирамидки. Наверное Жан Ноэль постарался. В лесу на деревьях видим маркеры, таким образом находим предполагаемый экзит. Картинка с фото и видео слабо совпадает с реальностью, но чем-то похоже. Предполагалось что экзит более удобный. На деле стартуем с наклонного камня, держась за веревку. Очень страшно было подскальзнуться в бутисах и навернуться вниз.
Стену не видим, ибо вывеситься не получается, но по звуку камней есть около 8 секунд. Леха уходит первый, улетает очень далеко. С его слов старт не самый комфортный. Стас отделяется со словами «Ой, бл#!!!» - заваливается на голову, следствие неудобного экзита. 5-6 страшных секунд ожидания и видим, как он летит над елками. Выползаю на экзит, отпускаю веревку, толкаюсь. Елки стремительно приближаются, какое то равнодушное спокойствие, странно. Старт действительно низкий. Появляется поток, первые елки улетают назад неприлично близко. Есть уже высота, расслабляюсь и лечу на площадку, где оставили машину. На открытии выбрасываю медузу со второго раза, в первый рука соскользнула с медузы. Из-за этого открытие происходит не в горизонте, а уже с приличной вертикальной скоростью. В результате доворот на 180, закрутка полный оборот. Пока раскручиваюсь, расстегиваю руки, успеваю схватить свободные концу и уже выбираю, на какую из находящихся передо мной на расстоянии 30 м. сосну мне садиться. 1 секунда и я влетаю в небольшое окно между 25-метровых деревьев. Неправильное какое-то по идее решение. Уж лучше повиснуть с куполом и аккуратно спуститься. А сейчас я лечу вниз, боковым зрением с ужасом оценивая высоту подо мной. Куполу не за что зацепиться, уже представляю жесткое приземление, но метров за 5 до земли чувствую, что купол затормозился, в итоге приземляюсь вертикально вполне комфортно. Спасибо Троллю и клапанам! Похоже, что купол наполнился через них и затормозил падение. В итоге без повреждения для себя и купола со словами в рацию «Друзья, я видел пиз#&ц!!!» возвращаюсь к своим. После такого переизбытка эмоций на утро сил хватает только на Бельведер. К стене уже не жмусь, поэтому полет получается вполне себе безопасный. Ребята отправляются на смотровую площадку Мон Блана в поисках хороших кадров, а мы с Андрюхой едем в Швейцарию на разведку. 2 часа и мы уже проехали мимо 3 экзитов, и стоим под величественным Ту Сан Мартин.
Видно экзит у огромного камня наверху. К сожалению из-за погоды так его и не опрыгали. Возвращаемся во Францию и утром выдвигаемся в сторону Кро де Тэт, который мы опрыгали с Андреем и Илюхой осенью. На месте ураганный ветер, смысла лезть наверх нет никакого. Решаем ехать на Дент де Кроль. На площадке приземления почти штиль, даже парапланы летают. На стоянке наверху замечаем, что облака как то быстро бегут по небу, но все равно выдвигаемся. В итоге на верху дует так сильно, что боишься получить по лицу сдутым с земли камнем. К краю даже подходить страшно. Зато светит солнышко = )) Вечером крайняя попытка - Варцес. Подход простой. Все время на машине вверх и 5 минут пешком. И опять сильнейший ветер. Так и не прыгнув за день ни разу, но побывав на 2 экзитах и постояв еще под одним, с горя заезжаем в гриль-бар и там наедаемся до отвалу мяса! = )) Наутро еще раз прыгаем с Вюарда, в этот раз лечу на дальнюю площадку, красиво так, над деревьями, открываюсь с мыслью о прошлом довороте, но в этот раз все хорошо. Так как выдвинулись поздновато, поднявшийся ветер доставил несколько незабываемых моментов под куполом. Вечером едем с Андреем и Стасом под Пертуис. Экзит закрыт облаками, но выглядит перспективным. Вернемся пару дней спустя. На следующий день в нашей деревне велопробег, съехалась куча велосипедистов, поэтому решаем им не мешать, и стартуем в сторону Гренобля. Утренний Варцес. Облака гуляют, но площадку видно. Решаем подождать пока вся облачность уйдет, в результате все затягивает наглухо и приходится ждать почти 4 часа. Отличный прыжок, смущающая поначалу полка оказалось не страшной, провода легко перелетаются, а на площадке французские дети радостно тебя приветствуют. Укладываемся, опять гриль по дороге, и выдвигаемся в поисках второго экзита на вечер. Дент де Кроль затянут, едем дальше и видим открытый Граниер, он метров на 200 ниже. Подход по туристической тропе около 3 часов, и вот мы оказываемся у экзита как раз в тот момент, когда солнце опускается ниже облаков и озаряет все багровым светом! Возможно, самый красивый закат в моей жизни! Немного стремноватый спуск вниз к экзиту компенсирует спокойный и безопасный полет. Получаю от прыжка огромное удовольствие!
Утром повторно едем под Пертуис. Облака над экзитом, но растягивает, поэтому стартуем. Наверху прохладно, туман периодически затягивает экзит, но площадки внизу хорошо просматриваются. Разгонная часть метров 300, на старте пара полок, которые легко перепрыгиваются/перелетаются, общий перепад около 1100 м. Далее красивый полет над склоном. Под конец понимаю, что усталость берет свое, руки с трудом уже держат крылья и единственная мысль в голове - скорее бы уже бросить медузу. Но все же долетаю до края площадки и открываюсь.
Пока собираю парашют, пропускаю старт Андрея. Взгляд на склон - оранжевый купол на вершине дерева. Паршиво. Связываемся по рации и узнаем, что все в порядке, висит на верхушке высоченной ели, пытается снять купол. Изучаем имеющиеся в наличии карты и GPS на предмет подхода, когда к нам подбегают местные и спрашивают, не ваш ли? Отвечаем что наш, все в порядке, связь есть, пациент чувствует себя хорошо. Просим не вызывать вертолет, не хочется платить лишнюю штуку-другую евро. Один француз вызывается отвести нас по секретным лесным тропам до места прилеснения. Берем веревку и выдвигаемся на место. По дороге по лесу слышим шум приближающейся вертушки. Худшие опасения оправдываются, понимаем, что летят именно за Андреем. Переговоры по рации: «К тебе летят профессиональные убийцы!!!», «Скажи им, что прыгнешь с дерева, если они от тебя не отстанут!», «Говори, что денег у тебя все равно нет!» Когда подходим к Андрею, вернее к дереву на котором последний сидит, с вертолета спускают уже второго горноспасателя. В итоге на месте нас уже 5 человек, плюс наш французский проводник. Андрей отцепил купол от подвески и спускается вниз. Один из спасателей одевает кошки и лезет по стволу на встречу. Дружеская беседа, обвязка и спуск на веревке. В принципе ребята очень помогли, так как заключительная (нижняя) часть ели практически не имела сучков, и спуск предстоял бы не простой. Благодарим спасателей за помощь, они говорят, что в этой долине постоянно висят парапланеристы, попадаются и бейсеры, поэтому подобные спасательные операции - это будни. Советуют при обнаружении повисшего купола на склоне сразу звонить им. Все ждем, когда они нам выставят счет. Но они всего лишь записывают ФИО Андрея и место рождения. Как потом выясняется, вертолетное спасение во Франции бесплатно. Спасатели уходят, посоветовав завтра договориться с кем-нибудь о спуске купола. Киваем и ждем, пока они уйдут. Стас вооружается веревкой и лезет наверх. Дерево высокое, метров 25, не меньше. Мешок висит на самой верхушке. Когда Стас уже занимается снятием, слышим снова приближающийся вертолет. Кричим наверх, чтобы замаскировался среди веток, а то и его еще начнут спасать. Но нет, вертолет подбирает спасателей и улетает. Минут сорок томительного ожидания, сыплющиеся иголки и ветки, тихая брань, и вот мешок уже на земле. Немного испачкан смолой, но порывов нет. На видео виден доворот на 180 и влетание в дерево через 1-2 секунды. Выводы: летя и открываясь над склоном, нужно понимать, что в случае доворота придется какое то время повисеть на дереве. Защита крайне нужна.
Андрей все еще немного в состоянии аффекта, уставший от лазания по деревьям, поэтому утром идем на Кро де Фер прыгать втроем. Интересный подход, часа 2-2,5. Красивая панорама на всю долину, видны Бельведер, Вюард. Облаков поблизости нет. Решаем отдохнуть после подъема, но все же не пол часа как планировали вначале, а 10 минут. Пока одеваемся, появляются какие то облака, выхожу на экзит и вот она - ставшая уже знакомой картина, стена затянута. Минут 10 жду, просвет и старт. Вполне комфортно, высота есть. Впереди долгий полет до дна долины, общий перепад 1700 м, удаление 3 км. Лечу около минуты и чувствую, что сил нет совсем, падаю. Раскрываюсь и лечу в сторону маленького пяточка. Неправильно оцениваю высоту, кривой заход, в итоге вишу на высоте метр-полтора на дереве. Отцепляюсь и без проблем снимаю купол. Вижу, что наверху экзит затягивает еще сильнее, опоздали минут на 10-15, обидно. Леха долетает до самого низа, Стас ждет с пол часа и потом пролетает у меня над головой, как самолет.
Все, усталость навалилась по полной. Сил на долгий полет уже не остается. Погода портится, но решаем исчерпать близлежащие французские экзиты по полной и на следующий день едем на Авориаз. Накатанный сценарий. Облака появляются как только мы на экзите. Но ждем просветы. Я, Леха и Стас прыгаем в трексьютах, интересные ощущения, когда нечем опереться на поток. Отвык уже. Но впечатления понравились. Вечером повторяем трек прыжок с Магланда.
Все, Франция погрузилась в дожди, мы стартуем в Швейцарию. Снимаем просторное шале с видом сразу на 2 экзита, расположенных на одном хребте. Народ как-то подустал, поэтому едем на более низкий Шамосон вдвоем с Андреем, посмотреть подъезд и может прыгнуть. Снизу все выглядит неплохо, даже солнышко проглядывает. Стартуем наверх по дороге среди виноградников, уклон местами такой, что становится не по себе, тем более что серпантин однополосный, и что там едет навстречу за поворотом не ясно. Оставляем машину, по GPS удаление 300 м. Берем стешбеги и идем по неявно прослеживаемой тропе. Далее стремный спуск вниз, после дождя грязно и скользко на мокрых наклонных камнях. Но все же находим экзит, спуск по веревке еще ниже, небольшой островок для отделения. Высота 600 м, полки небольшие, внизу виноградники. Опять расслабленный и красивый полет вдоль стены. Хороший экзит, где можно тренировать старт в винге или трексьюте. В винге при хорошем полете можно всю дорогу лететь вдоль стены, поэтому проксимити можно тоже комфортно и вполне безопасно тренировать.
Следующий день прыгаем опять с Шамосона, так как высокий Тете де Верстан закрыт облаками. Зато почти никакой физической нагрузки, 15 минут подхода, отдыхаем. Утром начинаем восхождение на Верстан. Машины оставляем на 1300, экзит выше 2600. Сначала тропа в лесу, выход на хребет, стадо горных баранов чуть выше приходится обойти, так как настрой у них был какой-то недружелюбный. Далее сходим с тропы и идем на точку экзита. Спускаемся по почти вертикальной стене, понимаем что дальше уже скалолазание и мы там не пролезем. Обходим по сыпухе, опять лезем вверх по скользким камням и выбираемся на лужайку, рядом с которой должен быть экзит.
Все уже затянуто облаками, едва видим друг друга на расстоянии 30 метров. Есть 2 варианта: отделение лицом к долине, но к экзиту надо спускаться по веревке метров 15 вниз. Веревку мы успешно забыли утром в шале, а пользоваться чьей-то веревкой, которая пролежала под снегом всю зиму как то не хочется. Остается второй вариант - прыжок в расщелину, поворот налево и затем вылет под первый экзит. Если долететь до самого конца хребта то общий перепад составит около 2000 м. Побродив по краю расщелины находим что-то похожее на экзит, высота есть, но проблема в том, что перед тобой очень близко противоположная стена каньона и на отделении надо сразу же поворачивать налево. Леха стартует первым. Первые секунд 8 слышно звук летящего вингсьюта, затем тишина. Убеждаешь себя, что Леха просто вылетел из узкого каньона, отражающего звук и ушел налево за перегиб. Самые долгие и паршивые 2 минуты ожидания. Наконец рация оживает, можно вздохнуть спокойно. Хочу прыгать, но все затягивает облаками, поэтому пол часа сидим в вингах на склоне и отдыхаем. Каньон очищается и я спешно стартую, Стас и Андрей уходят следом с интервалом секунд в 20-30, никто не хочет оставаться на экзите дольше. Отделяюсь, стена в метре-двух слева и сзади, начинаю лететь в выходу из каньона, высоты снизу не прибавляется и бросаться смысла нет. Да в принципе это и не требуется, хоть старт и не привычный, но все же понимаю, что вылетаю. Эмоций от старта столько, что вылетев из каньона, уже не поворачиваю налево и не жмусь к стене, а просто лечу к площадкам приземления, осмысливая, что же это сейчас было. На приземлении спасают трекинговые Саломоны, трава на обочине у дороги на деле оказалась кучей булыжников, что обнаружилось за секунду-две до приземления. Стас приземляется дашьше, Андрей рядом со мной. Меня все еще немного трясет, не знаю, что сказать в камеру. Сознание никак не воспринимает то, что сейчас было. Страшно? - Да! Контролируемо? - Да! Эмоционально? - ДА! Не могу передать, что тогда чувствовал. Это не было награни, но настолько необычно, так непохоже на другие экзиты, что сознание просто взорвалось. Встречаемся с друзьями, на сегодня ни сил, ни эмоций на прыжки не осталось.
Утром погода не очень, выдвигаемся на культурную программу на соляные шахты с намерением после заехать на подъемник на Ту Сан Мартин. Экскурсия по шахте понравилась, интересно. У подъемника идет дождь, шансов прыгнуть с экзита на высоте 3000 м точно нет. Там похоже еще хуже. Едем на заключительный прыжок на Шамосон. Прыгаю в трексьюте. Немного волнительно на экзите, внизу все-таки полка метров на 200 ниже. Но без проблем ее прелетаю, отличный полет!!! Трексьют это тоже классная вещь! Надо в будущем периодически в нем прыгать, ощущения не хуже чем в винге. Стас отделяется и летит вдоль стены. Вместо того, чтобы повернуть направо и уйти в чистое небо (как он сам планировал), перелетает хребет и, раскрываясь с доворотом влево, исчезает за перегибом. Несколько нелицеприятных ругательств, томительное ожидание и довольный голос в рации «Все в порядке, сел на склон, спускаюсь».
Поездка получилась насыщенной, может даже чересчур. Сделанные выводы:
- защита нужна. Без вариантов.
- Тролль отличный купол, менять на более тонкий Транго пока не буду. - довороты и закрутки случаются рано или поздно. Поэтому по возможности лучше отжечь на отделении и во время полета вдоль/над стеной, но открываться с запасом высоты и в чистом небе. На всякий случай. Коровы не засмеют.
- прыгнуть лучше рано утром и отдыхать до вечера, чем выспаться и потом сидеть на экзите, ожидая просвет в облаках или прекращение ветра.
- хорошую физическую подготовку никто не отменял. Такие прыжки и такие экзиты требуют выносливости, особенно если прыгаешь каждый день по 2 раза. Вино по вечерам это хорошо, но с долгими подходами мало сочетается. Юрик, думаю ты лукавишь на счет количества выпиваемого в поездках алкоголя. Либо здоровья у тебя много. = ))
Посетили более половины из запланированных экзитов, значит поездку можно считать удавшейся. Остальные опрыгаем потом = )) Увидимся!