Цитаты из эпохи т.н. Возрождения

May 27, 2022 12:55

Корбаччо (Il Corbaccio) - прозаический рассказ итальянского писателя Джованни Боккаччо (автор «Декамерона»).

Произведение, составленное в годы зрелости писателя предположительно в 1366 году, написано на просторечии (volgare, ит.) в стиле петрарифм (rime petrose - термин от стиля стихов Данте к какой-то Петре…). Оно дошло до нас в восьмидесяти двух ( Read more... )

women, italy, linguistics, history, men

Leave a comment

jescid June 15 2022, 06:53:12 UTC
Петрарка - сын нотариуса, друг архибишопа Генуи, очень состоятельный человек, никогда не имел стеснения в средствах… провозглашён лауреатом поэзии Джордано Орсини, богатейшим выходцем клана Орсини… именно он вдру открыл письма Цицерона, почему-то только в соборе Вероны. Автор концепта «Тёмных веков» (современником которых считал себя). Имел церковный сан (следовал клану авиньонского папы Клемента 5го), который не позволял ему жениться, но это не помешало ему содержать любовницу и детей - всю жизнь получал щедрое довольствие от церкви.

Бокаччо - друг Петрарки, его отец - глава банка Неаполя. Был советником при короях и королевах неаполитанского дворца.
Фьяметта - якобы его произведение о якобы его же любовнице.

Так что романтизм т.н. Возрождения, когда якобы необременнные регалиями и достатком романтики поэты и художники, создавали культуру Ренессанса… - несколько преувеличен.
Это всё были не просто богатые люди, а очень богатые люди - знать, которая могла как нанимать литературных негров, так и использовать «за так» рукописи тех, чьё положение было куда мене знатно.

А если учесть, что культура Западной Европы, особенно её подбрюшья, построена исключительно на амбициях и лжи, и в то же самое время любого неугодного (именно знати) уничтожали и сжигали живьём, то…

Reply

j_tivale June 16 2022, 04:36:16 UTC
якобы необременнные регалиями и достатком романтики поэты и художники, создавали культуру Ренессанса - никогда такого не читал... напротив, о том пишут, что литературой мог заниматься лишь очень обеспеченный гражданин. С живописью несколько иначе, она же не считалась искусством, а ремеслом. Но, видимо, и в этом случае нужен был определенный стартовый уровень.

Reply

pere0duchesne June 17 2022, 11:47:11 UTC
По-моему, эпоха, когда для людей от искусства, литературы и даже науки авторские, так сказать, гонорары стали ощутимым источником дохода, - это вторая половина 19 века, но не раньше.
В средние века и раннее Новое время надо было иметь постоянный доход для занятий лит-рой и живописью, и музыкой, еще какой. Либо - зависеть от "спонсора". Как тот же Вийон, как тот же Леонардо. Как тот же Моцарт, в конце концов.

Так что высокое общественное положение Боккачьо меня и не удивляло.

Reply

Знати не нужны гонорары jescid June 17 2022, 12:56:19 UTC
Имя в веках. А деньги есть и так, по умолчанию.
Не только в высоком общественном положении именно Бокаччо.
Церковь.

Reply

Дело не только в обеспеченности… jescid June 17 2022, 12:54:15 UTC
Это были люди не просто обеспеченные (таких то было хоть и мало, но достаточно) и не те, кто занимался литературой т.к. могли себе это позводить, точнее, занимались эпистолярным жанром, т.к. литературы как таковой тогда ещё не было, но эпистолярное творчество могли себе позволить и монахи, среди которых, кстати, были и даже немнооооого известны некоторые - а именно знать, и не просто даже знать, а приближённая к папскому престолу.

Аналогично, если вы посмотрите на художников треченто/квадроченто и т.н. мыслителей, от Пико делла Мирандола (составлял библиотеку для папы, постоянно служил при церкви), Николай Кузанский (начинал как служащий папской курии) и т.д.. Джотто, современник Данте, и судя по всему, приятель - тоже начинал при папском престоле в Авиньоне.
Данте начинал как приор, что является высокой католической должностью и см. как обычно изображают и Данте, и того же Петрарку - в одеяниях церковных иерархов.

И вот именно по-этому мы их знаем и знаем только их - особы, приближённые к тому, что и до сих пор составляет центр духовных скреп™ Запада: Ватикан.

Reply

Re: Дело не только в обеспеченности… pere0duchesne June 19 2022, 19:03:09 UTC
Понимаю Вашу мысль. Но, пожалуй, я не склонен видеть везде только подлог, обман и насилие. Потому что, если в таком свете смотреть на историю, литературы в частности, то нужно собрать все книги да и сжечь. Но сделает ли это нас мудрей, человечней и свободней, я не уверен.
А церковь - да, определяла жизнь Европы несколько веков. Парадоксально, но церковь же католическая и науку выпестовала, на свою собственную... э-э... ну, не погибель, но на свою же голову.

Reply

Сжигать не нужно, конечно :) jescid June 21 2022, 18:29:37 UTC
Это нелогично, именно и особенно, если писал их кто-то другой.
Подлог, обман и насилие совершенно не везде и всегда, но кое-где в кое-какие времена, при кое-каких обстоятельствах - практически столь же часты, как и теоретически возможны.
Почему они это делает (так)? - Потому что могут. Because they can.
Fake it if you can't make it \ Fake it till you make it - так и до сих пор МО многих и многих, алгоритм успеха, т.ск..

Насколько католическая/протестанская церковь выпестовала науку… Врядли… Скорее Церковь выпестовала академию, притом между обоими по сути никогда и не было ничего поперёк… to uncover truth, to serve his country, and to serve his church (Фрэнсис Бекон, самые основы, т.ск.… так и ранее было, тем боле). Притом Бекон имел широчайший доступ фактически ко вей информации, которой владела Европа к его времени - как госдеятель, дипломат, аристократ.
А тот же Уатт, не имел никакого отношения к изобретению паровой машины.
Он запатентовал и задокументировал то, что к его времени уже полста лет работало в портах.
И т.п. - ведёт игру тот, кто посылает мяч, а не тот, кто его приносит, когда мяч оказывается в аутсаде.

Reply

Оказывается ещё… jescid June 22 2022, 07:05:49 UTC
Там у вас какая-то bella_casus пишет про «Боккаччио» и людей, «продвинувшиеся - пусть так - благодаря своему особому положению в социуме» вообще не поняла о чём речь.
Какой-то болезный cult of authority (в чём Запад нон-стоп пеняет Востоку, когда чья бы корова то мычала…).

Дело же не в том, что они «продвинулись благодаря своему особому положению в социуме» (что у персонажа с логикой?? эти люди уже были продвинуты и имели особое положение в обществе :))
А в том - кто именно был автором того, что подписано, причём нередко не только при жизни, а даже через десятки, даже сотни лет после их жизни - их именами.

Reply

Re: Оказывается ещё… pere0duchesne June 22 2022, 20:07:11 UTC
Хм... "Продвинувшиеся" в литературе, это из контекста очевидно. Впрочем, Вы можете обратиться непосредственно к собеседнице. Это даже как-то правильней со стороны этики. Особенно если без уничижительных "какая-то" ;)

Reply

Разный контекст, значит jescid June 23 2022, 07:34:26 UTC
Что касается этики, она же тоже могла не про «мнение тов.jescid» нести ахинею вне контекста про «напрочь бездарны» то ли о настоящих авторах то ли тех, кто ими не является - сложно понять то, что пронеслось через её восприятие.
Да и на «мнение» («opinion») оппонента какая-то оная публика любит наскакивать всегда и неизменно исключительно в такт мнений™ же тех, кто лицензирован на то, чтобы продавать свои мнения™ как факты™.

Что касается «продвижения» в литературе - то тут её мнение™ не сильно совпадает с историческими обстоятельствами.
Петрарка в 37 лет был чествован как второй поэт лауреат со времён античности «на Священной Земле Капитолия» Roman Senatori (sic!!) XIV века Giordano Orsini & Orso dell'Anguillara - всё те же кланы Орсини и Ангиллара.
И вовсе не за то, чем он известен теперь: Il Canzoniere - сонеты, посвящённые Лауре, и раз уж кстати пришлось к теме Il Corbaccio - Петрарка и Бокаччо были друзья, Бокаччо писал в его четь апологетические тексты и это Лаура отвергла Петрарку и потому у него часто про то, как любовь болезненна и грешна-тщетна с т.з. Церкви (бастардов он имел от другой женщины и, будучи не каким-то там монахом из низов, смог даже ещё при жизни их легализовать).
Ни разу не контекст менестрелей, не так ли? :)

А рифма у Петрарки взята у Джакомо да Лентини - да кому он интересен ныне, n'est ce pas? какой-то да Лентини (хотя он тоже был не какой-то менестрель-трубадур (и сколько имён оных вы знаете? ведь академические лингвисты до сих пор с пеной у рта доказывают, что и Лентини сам, всё сам, а трубадуры писали скучно и слабо - непонятно только кто им монеты кидал и с чего они жили, чем они цепляли (© ваша сказительница о мнениях)) - Лентини был нотариусом при дворе короля Священной Римской империи.
Что пониже статус, чем у Петрарки - ибо тот был не просто из семьи потомственных нотариусов (ой, совпадение) - а имел карьеру церковного иерарха при папе, находящемуся над императором.

Reply

Re: Разный контекст, значит pere0duchesne June 23 2022, 16:31:20 UTC
Вы с чем-то или с кем-то ожесточенно спорите, но... с кем-то и чем-то воображаемым.

Reply

Обжмой :) jescid June 24 2022, 06:23:24 UTC
Без хамства таки никак.
Ожесточённо (обалдеть :)) я не спорю. Мне неприятно лживое передёргивание и при том ещё торговля этикой (при том ещё после того, как автор развернул вполне себе лавочное сплетничание у себя).

Reply


Leave a comment

Up