В субботу, 18 апреля, сходила написала
Тотальный диктант. Тотальный диктант - ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции - добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса).
Тотальный диктант - это своеобразный флеш-моб. Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете, собираются в одно время в одном месте, совместно делают нечто странное и расходятся. (с сайта)
Узнала про это мероприятие еще в прошлом году, но тогда чего-то забоялась и не пошла, а к этому году - созрела:) Может, к следующему году созрею даже для их подготовительных занятий по русскому языку:)
Сейчас так много говорят о патриотизме, русскости, национальной гордости, что сложно не думать об этом, не оценивать, что для меня лично это значит. И вот, пожалуй, я нашла свой собственный ответ - в языке и культуре. Поэтому пойти и написать было важно.
Помню, в школе по русскому языку у меня всегда была четверка - может даже с плюсом, очень такая твердая, практически железобетонная. Не то, чтобы я сильно стремилась с этим что-то сделать, до пятерки мне не хватало какой-то ерунды - глупые ошибки, помарки... Поэтому казалось, что этого достаточно, просто какие-то формальности вмешались.
Потом я до некоторой степени гордилась уровнем своей грамотности, она казалась какой-то интуитивной. На работе у меня спрашивают совета: как расставлять запятые, согласуются ли части предложения, и вообще, говорят ли так по-русски?:) От некоторых ошибок в интернете болят глаза:)) Нет, правда, не понимаю, как некоторые могут так писать, это же о-че-вид-но:)
Сейчас, правда, я все чаще замечаю, что начинаю сомневаться и делать ошибки в словах:( Раньше, у меня они не вызывали вопросов, а теперь что-то как будто сломалось. Возможно, все дело в начитанности, и в этом году я как раз планирую над этим работать. Кроме того, привыкла уже к автоматической проверке грамотности в word'е и везде вообще. Еще теперь у меня чаще стали случаться описки - иногда я путаю порядок букв, а иногда вдруг начинаю писать латинскими:( Наверное, это нервы и постоянное переключение на английский по работе. Иногда просто не ту букву пишу, а иногда целое не то слово, которое имела в виду 0.0, причем вычитывание поста перед публикацией не помогает, как будто слепая зона какая-то:(
Это был такой общий обзор моих взаимоотношений с русским языком:)
Писать диктант я ходила в РГГУ - он находится прямо напротив моего РХТУ им.Менделеева. Было интересно и даже ностальгично снова оказаться в большом старом университетском здании:) Показалось, что там знакомая атмосфера и даже какие-то узнаваемые детали, вроде одинаковой плитки в туалете и желтого линолиума в коридорах. А в большой потоковой аудитории-амфитеатре, где писали, такие узнаваемые узкие длинные столы, покрашенные коричневой краской и разрисованные-расцарапанные надписями заскучавших на лекциях до нас. Это прямо отдельное интересное впечатление от мероприятия:)
В основном в моей аудитории были молодые люди, но встречались и постарше. Я знала, что так будет, но убедиться в этом все равно приятно.
Для диктанта всем раздали одинаковые бланки и ручки. Показали на проекторе забавный ролик о том, как исчезают грамотные люди, а неграмотность распространяется как эпидемия, потом ролики с обращением организаторов и автора текста, ролик как заполнять бланк и даже маленькую презентацию о сложных правилах, которые встретятся сегодня. Сделали практически все, чтобы писать было легче:) Правда лично мне не хватило информации вот о чем:
- как будет проходить собственно диктовка; я совершенно забыла эту процедуру - что сначала диктуется текст целиком, а ты слушаешь, потом каждое предложение диктуется целиком, потом по частям - и только тут ты уже пишешь.
- какие критерии оценок; например, считается ли исправление за ошибку, иногда ведь так бывает:) хотя вообще критерии оценок за диктанты меня всегда раздражали и вызывали непонимание: вот ты делаешь одну ошибку в текстике на пол-страницы, а вот - одну ошибку в тексте на две страницы, а критерии и оценка те же:( но соотношение количества правильного и не правильного же разное, частота ошибок выше или ниже, нечестно же:))
В моей аудитории текст читал Евгений Штольц - это ведущий на моем любимом радио ROCK FM (95,2). Это даже была одна из причин, почему я выбрала именно это место и именно эту аудиторию (другая причина в том, что я регистрировалась довольно поздно и регистрация много где уже была закрыта). Правда, надо признать, что от радиоведущего я ожидала лучшей дикции и четкости. Одно слово я даже неправильно расслышала, пришлось зачеркнуть:( Наверное, одно дело когда ты вещаешь на радио каждому отдельно в ухо, а другое - когда диктуешь на огромную аудиторию. Вот хорошие преподаватели умудряются делать это даже без микрофона каким-то образом 0.0
Тексты для диктанта в этому году написал современный писатель Е.Г.Водолазкин. Я его не знаю, а вот в прошлом году писал Алексей Иванов - его я читала ("Географ глобус пропил" же). Текст был дико сложный:))) Конечно, это было понятно заранее - что он будет сложнее среднего школьного диктанта, но все же))) Он же художественный, там такие авторские знаки - тире, скобки, точка с запятой, ыыыыы... Правда, вот сейчас я смотрю разбор текста на сайте и там пишут что-то про "допустимые варианты основного знака". Не знаю, как это работает, на одно из предложений там дают 50 (!) вариантов расстановки знаков препинания, и сложно оценить, как я справилась. Скорее всего, ничего хорошего, конечно же.
Вот что я поняла: когда я думаю о грамотности, я думаю в первую очередь про орфографию и совершенно забываю про пунктуацию 0.0 Я неплохо управляюсь с простыми правилами на запятые, они кажутся математически-точными аксиомами, но в какой-то момент, когда подключаются более сложные знаки и интонации при чтении, все становится слишком сложно:)
Вот какой был текст. Вот вы бы осилили?:)
После собственно диктанта было время на вопросы Евгению Штольцу, но это как-то вяло прошло.
В общем, я под впечатлением. Теперь надо будет сходить на разбор работ на следующей неделе. Конечно, будет немного обидно, потому что я не очень справилась, но я хотя бы буду знать свой начальный уровень и, может быть, даже мотивируюсь что-нибудь улучшить целенаправленно.