«Фро», Центр имени Вс.Мейерхольда, режиссер Михаил Рахлин

Mar 13, 2017 14:36

Премьера ли это была? Тут стоит разобраться. Спектакль «Фро», если копнуть чуть глубже, появился на свет в 2015 году на сцене Учебного театра Школы-студии МХАТ, так что формально - нет, не премьера, конечно же. Но и она, безусловно, тоже, потому как то, что зритель может теперь увидеть в ЦИМе - спектакль, играющийся и с обновленной сценографией, и в обновленном составе.
Что за состав? Да, все тот же выросший из Мастерской Виктора Рыжакова «Июльансамбль», уже успевший нашуметь постановками «12 подвигов Гагарина», «Современный концерт» и «#ЧеСтихи” - то есть молодые ребята, лишь прошлым летом закончившие Школу-студию.
Что же до сценографии и прочего…
На афише значится: «Фро» сделан по мотивам Платонова. Но вот этого «по мотивам» пугаться не стоит совершенно: режиссер спектакля Михаил Рахлин (уже несколько лет, как актер МХТ, в качестве ассистента режиссера поставивший на его сцене «Мастера и Маргариту» и «Свидетеля обвинения») подошел к тексту Андрея Платонова с большой аккуратностью. Здесь сохранено все до единого слова, и лишь иногда перенесено с одного места на другое в угоду композиции: все же, если в рассказе безусловно ключевым явлением сюжета является героиня, у Рахлина на первое место выходит ранне-советская эпоха со всеми ее атрибутами - бодрыми песнями (благо, что все «рыжаковцы» прекрасно владеют и голосами, и инструментами), громкими лозунгами, черно-белой эстетикой и революционной прямолинейностью.
Спектакль начинается с демонстрации на огромном экране черно-белых кадров из советской киноклассики - бодро шагающая Любовь Орлова распевает свои хиты из картин «Волга-Волга», «Цирк». И лишь спустя несколько минут начинается собственно действие, разворачивающееся сначала на крошечном пространстве сцены, где умещается разве несколько стульев, да огромный красный стол. Но чем дальше, тем больше пространство это углубляется, чтобы превратиться то в паровозное депо, то в клуб, то в вокзал и - затягивает, вовлекает. Часть действия развернется и на том
самом экране: на черно-белых видеовставках разыграются некоторые сцены спектакля, создавая эффект многомерности пространства: вот, вроде, героиня там, в проекции, в стиле кино тех лет манерно заламывающая руки, а вот уже здесь - вполне реальная, трогательная, мечущаяся.
Не зная текста Платонова, можно было бы счесть все это издевкой нынешних молодых над тем временем, но - нет: у Андрея Платоновича, про которого сам Сталин в 1931 году написал «Талантливый писатель, но сволочь», прошедшего путь от ученика церковно-приходской школы до военного корреспондента газеты «Красная Звезда», и своего сарказма хватало с лихвой. Так что зритель - именно что по-платоновски - видит тут коротенький эпизод из жизни молодой Фро, Фроси, Ефросиньи Евстафьевой, проводившей своего мужа Федора, мечтающего с помощью машин преобразовать мир для блага и наслаждения человечества, на Дальний Восток, да немедленно сильно, едва ли не смертельно, затосковавшей по нему.
Фро в исполнении 21-летней Варвары Феофановой получилась нежной, хрупкой даже, что и не удивительно. Так ведь понятнее, что не устоять ей перед эпохой, сломят ее, раздавят и поедут дальше, шиш ей, а не любовь, муж вернется ненадолго и снова сбежит, ибо какие чувства, когда впереди великие свершения. Дура ли? Есть немножко. Мещанка? Мещанка, хоть ее отец утверждает, что все мещане померли уже. Но светлая настолько, что, оставшись в одиночестве, обнимает вдруг соседского мальчика, ведь осталось-то ей что? Лишь верить: мальчишка этот и есть то человечество, которое пытается осчастливить ее муж. И она верит - с полными слез глазами и иногда дрожащим голосом.
Тут, впрочем, одной Феофановой дело не ограничивается. Во «Фро» хороши многие «рыжаковцы»: и играющий мужа Федора Алексей Каманин, и исполняющий роль отца Фро Сергей Шадрин, и Степан Азарян в роли поющего дворника, и Роман Васильев в роли ведущего. Полуторачасовой спектакль разыгрывается ими на одном дыхании, как, собственно, на одном дыхании и жила та платоновская эпоха.

театр, цим

Previous post Next post
Up