сравнение портретов написанных Рембрандтом и Гансом Гольбейном младшим

Oct 29, 2013 09:08

"Мужчина в восточной одежде", Рембрандт, 1635 год

Композиция - вертикальная, целостная. Центр композиции - светлое пятно, тюрбан. Формы - мягкие, округлые.
Линия идет полукругом. Фактура тканей гладкая и немного шероховатая, ритм - повторяющиеся полукруги.Мягкая линия носа, волосы бороды мягкие, вьются, край накидки волнистый, чалма уложена мягкие жгутами, идущими в разном направлении, цепочка круглая, взгляд тревожный, задумчивый. Мягкие полукруги лица и одежды,  жесткая тесьма, обручем стягивающая чалму.
Есть ли контраст? Похоже да, мягкие, идущие вертикально вниз волоски бороды, складки одежды и горизонтальные полукруги глаз и чалмы.
Первый взгляд на портрет создал очень спокойное впечатление, но мышцы напряжены, дыхание не глубокое, короткое, беспокойство.





Мужская мода на серьгу в одном ухе к нам пришла с Востока? Что еще мы делаем так же, как 380 лет назад? Только вот серьга в правом ухе, может их две?
Какой характер мог бы быть у этого мужчины? Может быть жестокий, справедливый, хитрый, скрывающийся за внешней мягкостью.






Ганс Гольбейн младший. Шарль де Солье, сир де Моретт.
Композиция - вертикальная, целостная.
Линии прямые: прямая линия носа, верхнего века, брови, волосы бороды, край накидки, цепочка, кортик, прямой взгляд, складки рукавов, драпировки фона.
Наклон берета, согнутый локоть и кортик создают угол, который пересекает прямая линия нос-бороздка в волосах бороды-край жилета.
Какой характер мог бы быть у Шарля де Солье? Может быть жесткий, справедливый, прямолинейный.
Оказывается, сир де Моретт был французским дворянином и послом французского короля в Англии.


Линиарная манера письма, контуры прорисованы четко.


Живописная манера, объем создается мазком.


Сегодня продолжила читать Вельфлина, глава "плоскость и глубина", объяснение мысли без изобретения велосипеда:
"Рука, положенная на перила, всегда будет написана Гольбейном так, что создается определенное представление пространственного слоя на переднем плане; когда мотив повторяет Рембрандт, материальная сторона может остаться совершенно одинаковой, однако плоскостного впечатления все же не получается--не должно получаться. Оптические ударения у него таковы, что все другие соотношения покажутся зрителю более естественными, чем соотношения плоскостные. Случаи чисто фронтального поворота фигуры встречаются там и здесь, но Анна фон Клеве Гольбейна (Лувр) производит совершенно плоскостное впечатление, тогда как Рембрандт никогда не вызывает этого впечатления, хотя бы он и не заботился о его предотвращении, прибегая к приему протянутой вперед руки и т. п. Лишь в юношеских картинах он хочет быть современным с помощью таких насильственных средств: я имею в виду Саскию с цветком дрезденской галлереи. Позже он всегда спокоен, и все же его картинам свойственна барочная глубина."





Ганс Гольбейн младший, Рембрандт, восприятие, структура

Previous post Next post
Up