Не так давно познакомился с идеями русского космизма. Один из родоначальников этого направления русской философской мысли Николай Федорович Федоров. Идеи русского космизма зародились в конце XIX века, включают в себя фиософско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев) и естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский) представления и размышления о проблеме космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.
Учение о русском космизме интересно тем, что соединяет в себе два взгляда на мир: религиозно-христианский и естественно-научный. Федоров стремится создать проект всемирного спасения, основывающийся на христианском миропонимании (всепрощение, вселенская любовь), но, который утверждает человека не как примирившегося с судьбой раба божьего, а как хозяина этого мира.
Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Русский космизм утверждает, что человек на земле есть наместник и соработник Бога. А истинное предназначение человечества - преобразовывать окружающую нас реальность силой своего разума, науки, техники и творческого начала.
Федоров убежден, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами одной планеты. Он тесно связывает процессы происходящие на земле с процессами, совершающимися в космосе. Опираясь на силу разума, человек может не только исследовать вселенную, но и заселить отдаленные миры, преобразовывая и упорядочивая вселенский хаос, тем самым завершая замысел Творца.
Но для этого человечеству необходимо решить задачу отчуждения. Федоров утверждает, что в основу человеческого бытия должен быть заложен принцип братства. Для этого нужно преодолеть людскую разобщенность, холодную отчужденность в общении живых людей и забвение всех усопших. Без чувства теплого братства и родства между всеми людьми. Без чувства глубокого доверия и любви к ближним, человечество не сможет развить высшие творческие способности, могущие преодолеть миллионы световых лет, противостоять любым природным силам, повсеместно упорядочивать хаос, утверждая порядок.
Главной победой человечества, по мнению Федорова, должна стать победа над смертью. При этом он говорит, что победа над смертью есть не только прекращение вымирания рода человеческого, а воскрешение всех живших на земле людей. Но воскрешение людей философ видит не в том же самом облике, в котором они жили, а в другом, возвышенном и духовном теле, полностью осознающим себя, осознающем все грехи своей прошлой жизни, раскаивающемся за них.
Самое главное в идее русского космизма - это образ человека. Каким должен быть человек, способный побеждать смерть, побеждать стихии, осваивать и заселять космос? Человек должен в первую очередь осознавать смысл его жизни на этой планете, и смысл жизни вообще всех людей. И выстраивать свою жизнь сообразно этому смыслу.
В классической литературе XIX века было три огромных величины, воспевающие идеи русского космизма: Гоголь, Толстой и Достоевский. В своих произведениях они показывали пороки человека, как бы настраивая людей на внутреннюю духовную работу по преодолению этих пороков. А так же пытались вывести образ идеального человека. Это в первую очередь брат Алеша Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Это и граф Мышкин из произведения «Идиот», написанного Достоевским ранее. Собакевич у Гоголя. Левин в романе «Анна Каренина» у Толстого. Всех этих людей объединяет следующие черты: добрый, почти детский взгляд на мир. Доброе, теплое, всегда с участием, отношение к другим людям. Открытая нараспашку душа и доверчивое отношение к людям.
Так же как невозможно восхождение личности без чувства братства и родства, так же невозможно это восхождение и без труда. Хочу привести несколько цитат, написанных нашими классиками литературы:
Физическая энергия рабочего способна творить сказочные чудеса.
М. Горький.
Труд облагораживает человека.
Белинский В.Г.
Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.
Толстой Л.Н.
Труд будит в человеке творческие силы.
Толстой Л.Н.
Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.
Достоевский Ф.М.
Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Чехов А.П.
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
Чехов А.П.
Итак, значение труда для человека невозможно переоценить. Единственное, что я лучше понял, после знакомства с русским космизмом - это правильное, созидательное направление, в которое стоит направить свой труд.
Жизнь мне представляется как огромная бурная река ежедневных возможностей, сиюминутных выборов, столкновений интересов. И каждый человек, открывая глаза поутру, попадает в эту быструю реку. Мне кажется, что задача каждого человека преобразовывать этот поток вокруг себя, что-то сооружать. Не так важно что. Будет это простой плот, или весельная лодка, или моторный катер, самое главное, чтобы это было на пользу людям, а не во вред. В идеале, мне кажется, что человечество в этом потоке должно заниматься сооружением какого-то единого мощнейшего плавательного судна. И строить это судно основываясь не на личных сиюминутных интересах, а соотносясь с остальным человечеством. Вместе с другими, по согласованному и утвержденному всеми проекту.
Моя мечта о трудящемся, учащемся и развивающемся человечестве только усилилась и обогатилась идеями русского космизма. Человеческий труд, без спору, должен стоять на первом месте по важности в приоритете людей. Особенно в нынешней сложной и осложняющейся политической и экономической ситуации.