Приключения патриотов в Екатеринбурге. Часть 2

Nov 08, 2013 16:30

Итак, открытие Собора патриотов. Нас более 500 человек из 75 регионов страны.






Предполагалось, что на него приедут и Шойгу, и Холманских, и министр образования и науки Вениамин Каганов, и губернатор Куйвашев, да много кого планировалось, да и ладно. Мне, если честно, от этого ни жарко, ни холодно. Я могла услышать слова о том, что здесь, в УрФУ, когда-то учился первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, а также Екатеринбург связан с трагедией царской семьи, и вообще это великий город с большим будущим, промышленный центр Урала, и прочие оды, из уст кого угодно. Поэтому я взирала на руководителя Федерального агентства по делам молодежи Сергея Юрьевича Белоконева, на члена комитета Государственной Думы по обороне, председателя комиссии по духовно-нравственному патриотическому воспитанию детей и молодежи Совета про Президенте РФ Виктора Петровича Водолацкого, директора Роспатриотцентра Сергея Чуева и других (чо ж я так усердно перечисляю, не в газету же пишу!). Они говорили о том, как нам не хватает героев, которые бы своими поступками формировали картину мира, как нам необходимо сообщество молодых патриотов.
Сергей Белоконев говорит:
- Патриотизм - это синоним конкурентоспособности. Патриотом является не тот, кто говорит о прошлом, демонстрирует любовь к Родине, а тот, кто при этом участвует в повышении конкурентоспособности нашей страны, в том, чтобы наша страна становилась лидером.
И продолжает:
- Мы стараемся поддерживать инициативы. Впервые в этом году в региональных, муниципальных и окружных конкурсов будет поддержано более 600 проектов о патриотической работе. 130 проектов получит поддержку уже в конце года.
Всё это, конечно, прекрасно. Я даже рада. Но за одно я опасаюсь: не улетят и эти бабки на патриотизм, как говорится, в трубу? Очень сложно сформировать в человеке патриота. Это я говорю как в прошлом сомневающийся человек: до некоторого времени у меня были серьезные намерения уехать из страны.  Только проект «Отечество» меня перенаправил, я до сих пор в грезах от него. Проект, который я просто не могу считать провальным: этим летом группа молодежи поехала в Севастополь и прошла по истории Отечества, по местам боевой славы. После этого у меня что-то зашевелилось в сторону патриотизма. После увиденного и пережитого. Всё остальное пока никак не вдохновило, и даже Первый Всероссийский Собор. Конечно, если среди этих 600 проектов есть что-то наподобие «Отечества», то я рада.  Хотя я знаю, что многое до меня может не доходить, и что может существовать еще масса других классных проектов. Но среди перечисленных на второй день проектов я таковых не увидела. Но не буду забегать вперед.




***
Начинаются доклады экспертов. Темы - скучнющие, но разнообразные. Я бодра и полна сил. Сижу, слушаю. К тому же после каждого доклада можно задавать вопросы.



Татьяна Васильевна Евгеньева, кандидат исторических наук, профессор кафедры политической психологии МГУ довольно интересно рассказывает о формировании национально-государственной идентичности российской молодежи. Она привела статистику опроса среди студентов.
Оказывается, в начале двухтысячных годов на просьбу назвать героев Отечества, указывали Петра I и Путина, в середине двухтысячных добавился Сталин и Брежнев, сейчас хоть и называется Сталин, но фифти-фифти как позитивный и негативный герой. Больше 10% не могут объяснить современные российские праздники.
Татьяна Васильевна говорит:
- Большинство не знает героев прошлого, а вместо современных героев называют медийных персонажей и блогеров. Образ врага - люди другого этноса, мусульмане и чиновники. Образа будущего у страны не составилось.
Был в опросе такой момент, когда опрашиваемым надо было отметить на контурной карте свое представление о России. В начале двухтысячных отмечали СССР и славянские территории, включая Казахстан. В середине двухтысячных к этому списку добавлялась Польша, Финляндия, Аляска, Северный полюс. То есть целая империя вырисовывалась. В 2012 году одна пятая опрошенных рисовала Россию до Урала.
- Не встречала серьезных проектов, в которых Россия рассматривалась как пространство. Нельзя любить то, что ты не знаешь и не можешь себе представить, - подытожила Татьяна Евгеньева.
Понравился и Алексей Александрович Чеснаков,  кандидат политических наук, руководитель  Научного совета Центра политической конъюнктуры. Он придерживается либеральных взглядов,  и это не мешает ему быть патриотом.



- Не может устоять такая страна, где все думают одинаково, - считает он. - Оппозиционер любит Родину, но не так, как вы. Докажите, что ваша любовь сильнее.  Не надо делать патриотизм шаблоном, от которого хочется бежать.
Алексей Чеснаков - хороший оратор, поэтому ему задавалось много вопросов, молодежь подходила к нему и после выступления.



Только я начала зевать и отвлекаться после очередного часа слушания, как слышу фразу, сказанную экспертом в микрофон: «Секс и деньги!». Опа. Выпрямляюсь.  Чадаев стоит. Алексей Викторович. Журналист и общественный деятель.



С него я вообще писаю кипятком. Сначала я подумала, что он укурен, поскольку не понимала, почему он так упорно повторяет про секс и деньги. Потом я злюсь и хочу с ним спорить. Причем не только я одна, но и все женщины. А сейчас я спокойно пишу о том, что он офигенный.
Он доносит до патриотических умов мысль о том, что патриотизм должен быть экономически эффективным, чтобы народ не уезжал из страны. Но говорит это так резко, что бесит. Когда он обмолвился о том, что женщина должна рожать, а мужчина работать, я чуть не встала и не зааплодировала стоя. Единственная. Просто когда я начала хлопать с криком «Даааа!», соседи как-то косо на меня взглянули, и я придержала коней.
Я бы с радостью воспитывала детей. Но я не могу. Здоровая детородная молодая русская женщина. Вполне себе ничегошная. В ипотеке, на двух работах. Живет, блин, с кошкой, потому что мужики жениться не хотят, им не надо детей. Им не надо нравственно воспитанную Женю, которая не любит то, что без обязательств. Вот причем тут секс и деньги, о которых говорил Чадаев. Он еще обмолвился о том, что у каждой женщины есть выбор: либо работать на благо Отечества, либо рожать на благо Отечества. Как ни крути, но я работаю никак не на благо Отечества. На благо собственного выживания. Потому что я хочу иметь крышу над головой и кушать. Работа для меня - средство. Цель жизни - семья. Но когда нет своей семьи… тогда и путь у меня не тот.  Либо я карьеристка, либо мать. Матерью быть не получается, тогда идем по  другому пути? Вообще запуталась.
Женщины аж взвились и посыпали на бедного оратора кучу критики. Женщины-мамы, женщины-учителя, просто женщины. Он отбивался как мог. Я тоже как-то сердилась на него, но молча всё переваривала. Что я, совсем идиотка, критиковать эксперта. Я лучше подумаю над его словами.
На задних рядах шептались о том, как он безнравственно произносил слово «секс» со сцены. Если бы не его способ привлечь к себе внимание, спали бы вы на этих красных сиденьях и зевали во весь рот. Безнравственно, блин. Аморально! Да нормально!
После этого я Чадаева не видела. Пропал-исчез.
На смену ему пришел публицист, политик и религиозный деятель Виктор Владимирович Аксючиц.  Он - счастливый отец, дедушка и прадедушка. Придерживается монархических взглядов. Виктор Владимирович доносил столько информации, что мои мысли за ним не поспевали. Вначале он говорил о семье и о воспитании, затем заговорил о русском народе - малороссы, белорусы, великороссы. Затем о русском православии. Честно - в голове всё перемешалось и я как-то тяжело восприняла его доклад.



***
Перед дискуссионной площадкой на тему «Презентация концепции единого учебника истории» нам выдали сборник материалов участника, в котором содержались Положения Роспатриотцентра, включающие и концепцию нового учебника Отечественной истории  на 65 страницах. Естественно, я прочитать это не успела. А вот кто-то успел, потому что дискуссия, которую вёл кандидат исторических наук, руководитель Центра интеграции науки и образования Института всеобщей истории РАН Денис Секиринский, состоялась, и она была долгой.  Участники предлагали внести или убрать события, героев (кто-то даже предложил внести в учебник Ходорковского, ведь отрицательные герои должны быть!). Я же посчитала сие действо полной бессмыслицей. Я, конечно, понимаю, что среди нас - историки и политики, но пусть уж решают как-нибудь сами составители учебника. К тому же в единый учебник я с трудом верю. Не может сегодня история сохраниться в том виде, в котором должна быть.  Поддерживаю проект только в том, что в школах действительно должен быть единый учебник по истории. Это вам не математика, где с интегралами ничего перепутаешь. Это история, в которой тоже важно ничего не попутать. Поэтому, как уже начали говорить в СМИ, участники Собора патриотов поддержали концепцию нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. Поддержали и поддержали.
***
После перерыва опять начинаются выступления экспертов. Я уже начинаю дымиться.  Напряжение в мозгу возрастает, усталость подступает. Выступает блогер Антон Коробков-Землянский. Также журналист, продюсер, член Общественной палаты РФ. Молодой, симпатичный, 29-летний отец двоих детей. С ним с радостью фоткаются. К нему подходят. Он призывает развивать патриотизм в Интернете и сам этим занимается. Надо бы найти его блог, а то когда меня спросили: «Женя, тыжблогер, ты знаешь Коробкова-Землянского?» я покачала головой. Ну и чё тут такого…  Теперь знаю.






Олега Матвейчева вот я видела на просторах ЖЖ. И вот он, стоит перед нами, вещает:
- Разрушение государственных символов означает разрушение государства. Символы государства - это наша история, гимн, герб и т.д. СССР рухнул, поскольку был технической организацией. Люди знали математику, физику, химию, но не выучили историю, литературу. Во время крушения СССР голосовали за Ельцина и Горбачева и были приверженцами мифов о перестройке. В конце 80-х-90-х всё было оболгано. Граждане эмигрировали из России, был недостаток патриотизма. И сейчас, чтобы не плодить кадры для других стран, нужно компенсировать это историческим, литературным и языковым компонентом.
 Олег Матвейчев - политолог и профессор НИУ ВШЭ. Он говорит о том, что армия является одним из компонентов патриотического воспитания.


- Но сейчас армия неинтересна молодежи, она морально устарела, - продолжает он и добавляет, что любая война сейчас является информационной, и тот, у кого хватает ресурсов, будет в ней доминировать. - Точно такие же средства, которые мы тратим на армию, мы должны тратить и на информационную армию. Нужна государственная поддержка.
Я, когда слышу словосочетание «Информационная война», мне хочется застрелиться. Люди сами впихивают в себя кучу информации и жалуются, что становятся жертвой информационной войны. Я как-то в этом плане избирательней. Я не смотрю телевизор и редко читаю новости. Что касается чьих-то аналитических авторских материалов, то я вообще не понимаю, как можно полагаться на чьи-то мнения и доводы. Меня явно не возьмут в информационный полк.
Очень хорошим был доклад Владимира Леонидовича Шаповалова, директора Института политики, права и социального развития. Он приводил цитаты известных ученых и профессоров и комментировал их. Он говорил о Дмитрии Быкове, Сергее Медведеве, который стал популярным от того, что Президент назвал его придурком, Олеге Соскине, который говорил о том, что нет никаких русских кроме украинцев и что территория от Краснодарского края до Новгорода входит в состав Киевской Руси, а все остальные - финно-угорские и тюркские народы.


- Единый учебник истории необходим, - считает Владимир Шаповалов. - Их может быть много, но важно, чтобы они содержали единый образ прошлого, настоящего и будущего страны.  Общая картина будущего должна быть единой. Это касается и разнообразия политических сил, которые действуют в России.  Разница должна быть лишь в механизмах достижения целей будущего.
Руководитель Евразийского союза молодежи Павел Канищев подготовил доклад «Евразийство как мировоззрение», из которого я ничегошеньки не поняла.  Нет, не потому что докладчик был неинтересен. Просто мозг отказывался воспринимать информацию без еды.



***



После ужина движуха пошла интересней. Форсайт-сессия «Патриот-траектория», проводимая Сергеем Владимировичем Тетерским, зав. кафедрой психолого-педагогического образования МГГУ, привела меня в щенячий восторг. По сравнению с серьезными мероприятиями до форсайта, это было похоже на что-то детское и разгружающее.
Сергей Тетерский выглядит как добряк. Он располагает к себе, его приятно слушать.  Он говорит:
- Если человек верит в позитивное, то он счастливый.






Вместе с ним мы написали письмо потомкам. И вот все сидят, как дети, пишут на красных, синих и белых листочках что-то позитивное.



Позже это превратится вот в такой флаг из писем.



Вообще, форсайт - это взгляд на будущее. Чем он позитивнее, тем лучше. Конечно, я размечталась-расписалась. У меня образ России будущего был просто шикарным.



От Сергея Тетерского каждый участник получил брошюру «Качели времени». Качели времени - это наше путешествие из настоящего в прошлое и будущее. Вообще,  по моему нескромному мнению, форсайт-сессия - это лучшее, что было на Соборе. Мы отмечали главные характеристики счастливой семьи, ценности для наших потомков, идеальный образ патриота будущего, представляли достижения будущего, профессии будущего, патриотическую организацию будущего, смотрели слезливые и радостные ролики.
Настроение поднялось, захотелось прыгать и радоваться. А потом нас повели в кинотеатр «Салют» на «Сталинград». Специально не смотрела этот фильм, чтобы посмотреть его в рамках Собора. Кто-то где-то обмолвился, что на  показ приедет сам Бондарчук, но это было наглым враньем. Трудно поверить, что режиссер бросит все дела и приедет в Екатеринбург посмотреть на патриотов и сказать нечто вроде: «Всем привет! Вот такой я фильм снял».
Конечно, шума вокруг Сталинграда было много. Кто-то ждал от него исторических событий, кто-то - сюжетной линии боевика как в «9 роте», а мне было просто интересно. В итоге, посмотрев «Сталинград» я сделала вывод, что это фильм для девчонок. Драматичный. С линией романтики.  Глупо, но всё же такое мнение у меня сложилось. Но я нашла мнения вполне приличные.  Вот что написал «В контакте» после просмотра Женя Шелковой (надеюсь, он не обидится за то, что я его цитирую тут без спроса, но с большим вдохновением): «Фильм мифологизирует крошечную часть горькой истории Сталинградской битвы в трагической истории Великой Отечественной войны в великой истории России. Фильм снят не для моих бабушки или деда, которые помнят войну по оккупации и ночной бомбежке, не для ветеранов Сталинграда и обороны Москвы. Их крошечная история войны была еще страшнее, неправдоподобнее и живее, как все события, которые касаются живых людей. Заставлять переживать эти чувства вновь не правильно. Слезы, если они вообще имеют место быть, как проявление эмоций, должны быть от доброго отношения потомков к истории народа. Фильм снят для меня и моих ровесников, школьного и студенческого поколения. Снят так, как это возможно принять нам сегодняшним. Этот фильм не пришел на смену великим картинам художественного наследия советской эпохи, он продолжает новую эпоху российских фильмов».
Вот что думает по этому поводу моя подруга Саша:
- Я нашла для себя образы человека того времени, его мораль, мировоззрение, благородство и героизм, находчивость и смекалку. На примере жизни 6 людей автор показал наших дедушек и бабушек. Я не плакала, однако после фильма мне захотелось быть более внимательной к чужой жизни. Основной посыл фильма, как я понимаю, - память и благодарность тем, кто воевал.
А я бы не стала называть фильм так громко как «Сталинград». Мне понравился сюжет. Но почему-то до глубины души меня не растрогало. Патриотизм внутри не зашевелился и не попёр наружу. Не знаю, почему и кто в этом виноват - режиссер или я.
В три часа ночи я завалилась спать без задних ног. Не хотелось бы, чтобы следующий день был такой же насыщенный как этот. Жутко устала. Жутко!

Продолжение следует.

Екатеринбург, форум

Previous post Next post
Up