В ноябрьские
мы АББой поехали в культурную столицу Урала. В Перми мы расположились в хостеле «Репа», позиционирующим себя как хостел для привередливых гостей.
Там действительно круто, уютно и комфортно, но и стоит это не 500 рублей за ночь (как в обычном хостеле). За номер полулюкс для двоих мы заплатили 4 к (за две ночи), ванная и туалет - в коридоре, но эти удобства очень комфортные и просторные.
За тапки, халаты, шампуни надо доплачивать отдельно, а ключик - магнитный. Он открывает ящик с обувью и номер.
Вот так выглядит общая кухня, в которой есть всё для приготовления пищи + стиральная машинка.
Так выглядят койко-места для тех, кто путешествует не семьями или эконом-классом (хотя эконом этот всего на 200 рублей):
Здесь есть и столик, и зарядник, и прикроватный свет.
А так выглядит общая гостиная:
И вышли мы из этого уюта гулять по ветреному, холодному городу. Музеи закрыты, поэтому нам оставалось разглядывать то, что расположено на улице.
Первым делом это 12-метровый арт-объект из брёвен в форме буквы «П».
Внутри «П» можно прочитать чьи-то мысли.
Как только начинаем идти по парку камней, в глаза бросается скарабей. Мы поначалу подумали, что это кусок говна из покрышек и навозник, сползающий с него,
но, по задумке автора Молдакула Нарымбетова, это символ возрождения и солнца.
Аллейка ведёт к вокзалу Пермь-II.
Трамвайчик на перекуре.
А бесплатный туалет почему-то закрыт.
Далее мы отправились к Егошихинскому кладбищу. Или, как правильно говорится, некрополю. О, это эпичное место, полное легенд!
Некрополь расположен на берегу реки Егошиха. Начали обход с захоронений военных.
На военном кладбище захоронены скончавшиеся в пермских госпиталях участники Великой Отечественной войны. На входе стоит монумент «Скорбящая мать».
Все могилы похожи друг на друга и отличаются только именами погибших. В несколько рядов идут захоронения неизвестных солдат.
Далее мы отправились в старинную часть некрополя, сначала полюбовавшись рекой и лесом, пахнущим прелыми листьями. На минуточку - кладбище основано в 1783 году!
Территория в 50 гектаров исторически разделена на 6 конфессиональных участков: Старое и Новое православные кладбища, Лютеранское кладбище, Католическое, Иудейское, Мусульманское. Мы обошли далеко не всё, несмотря на то, что провели тут около трёх часов.
Никогда в жизни не видела таких разнообразных старинных памятников! Где-то сохранились имена, а где-то уже давно стёрлись. Наверное, так и выглядит уходящая память. Потерянная память. Забытое.
Но иногда, мне кажется, лучше уж быть забытым, чем обрасти легендами, как, например, девочка, которую окрестили проклятой.
У Успенской церкви похоронены священники. Но есть и могила, прозванная «могила проклятой дочери». Я не обратила на неё внимание, поэтому она обрезалась в кадре.
Много всего написано в интернете про эту могилу.
Первая версия гласит, что похороненная в 1807 году девочка Таисия была проклята своей мачехой, которая ненавидела падчерицу - внебрачную дочь исправника Александра Девеллия, высокопоставленного пермского чиновника. Вторая версия говорит, что это была вовсе не маленькая девочка, а девушка, которая сбежала с солдатом, потом вернулась, но ее не приняли в семье и прокляли.
Согласно третьему варианту женщина, рожая девочку, умерла при родах. Девочку назвали, как и мать, Таисией. Отец невзлюбил дочку, так как она напоминала ему о смерти жены, и проклял. Ну и масса других вариаций того, кто захоронен в этой могиле и по каким причинам. Одним словом, сплошная загадка, да еще и жуткая.
Самая распространённая легенда повествует о пермском исправнике Девеллии, который умудрился переспать с собственной матерью, спустя много лет переспать с девушкой, которая оказалась его сестрой и одновременно дочерью, родить от неё ребёнка, через шесть лет узнать об их кровном родстве, двинуться умом, выгнать ни в чём не повинного шестилетнего ребёнка на мороз и погубить, установить на его могиле дикое надгробие, прилюдно проклясть и ребёнка, и надгробие, а потом покончить с собой.
Девеллий хотел, чтобы надгробие располагалось посреди пешеходной дороги и со временем стёрлось под каблуками прохожих, но не сложилось - могила расположена на газоне за оградой Церкви Успения Пресвятой Богородицы.
По мнению историка Корчагина, эти рассказы - фейк, и их запустили писатели. В том числе Аркадий Гайдар, который жил некоторое время в Перми и написал по этой легенде рассказ под названием «Проклятая дочь». Также приложил к этому руку и писатель Михаил Осоргин, считавший Девеллия масоном. Дальше людская молва разнесла легенду по городам и весям, и до сих пор ее обсуждают, смакуя подробности на просторах интернета.
Павел Александрович Корчагин, кандидат исторических наук считает, что такое надгробие сделали родители, которые любили свою погибшую от болезни дочь. Безупречная репутация чиновника с художественным вкусом, многодетного отца (в семье было 7 детей), который дослужился до звания действительного статского советника, что соответствовало довольно высокому социальному положению, смерть дочери по обыденной в те времена причине заболевания чахоткой, была большой трагедией.
На Егошихинском кладбище есть навигация. Стрелочки приведут к интересной могиле.
Мы пришли к арке-захоронению матери и сына Кусакиных. Строчки как история: «Мать сына любила, но судьба изменила. Его похоронила, много слёз по нему пролила. Немного пожила и Богу душу отдала». Что же там произошло на самом деле - загадка.
Я не любитель разглядывать подобную мрачноту, хоть и очень любопытно это всё. Поэтому тихонько заканючила, теребя Женьку за руку. Пора отсюда наваливать, пока не начало темнеть!
Женя согласился, и мы очень бегло прошлись по мусульманскому сектору, а затем метнулись в иудейский.
Еврейский сектор и ухожен лучше большинства других - по его центру пролегает плиточная тропинка. Здесь царит печальное спокойствие.
За кладбищем мы увидели мостик.
Сначала я не поняла, зачем он здесь и не обратила внимание на деревянные столбики с надписями.
Оказывается, этот мост называется Белый или «мост дружбы к Пушкину» (соединяет площадь Дружбы с улицей Пушкина), а на этой площадке за еврейским кладбищем располагаются арт-объекты резиденции проекта «Общий маршрут» музея современного искусства PERMM.
Создатели маршрута исследовали путь от музея до кладбища, выявили скрытые в нем истории и смыслы, зафиксировали их в арт-объектах и авторских экскурсиях по маршруту. Разглядывая объекты, мы с интересом знакомились с еврейской культурой.
И развешенные между деревьями белые рваные рубашки, и шалаш, и обломки на ветках символизируют интересные еврейские традиции, связанные с жизнью и смертью. Например, шалаш отправляет нас к празднику суккот. В это время по традиции совершают трапезы и ночуют вне дома, в сукке (шатре, куще или шалаше) в память о блуждании евреев по Синайской пустыне. Рваные рубашки - символ скорби. Во время траура по традиции человек обязан в знак скорби о его смерти разорвать свою одежду. И он должен рвать одежду стоя, как сказано: «И встал царь, и разорвал свои одежды».
Рядом с долиной - трамплин для лыжников, построенный в 1930 году. Вот это контрасты!
При прыжке с этого трамплина максимальная дальность полёта составляла 19 метров.
В голове всё смешалось, мы вспомнили, что уже через пять минут должны встретиться у входа на кладбище с Димой и Леной, которые исследовали некрополь с другой стороны.
Немного мрачноватые и наполненные знаниями, мы отправились в музей Пермской артиллерии под открытым небом - единственное музейное место, куда пускали всех.
Находится он в Мотовилихинском районе Перми.
Музей посвящён истории российской артиллерии и развитию «Мотовилихинских заводов» - старейшего из действующих предприятий Урала. Музей был открыт в 1976 году по решению руководства и партийной организации завода.
На площадке под открытым небом выставлено 45 образцов военной техники: пушки, гаубицы, самоходные артиллерийские орудия, миномёты, боевые и транспортно-заряжающие машины реактивных систем залпового огня, а также баллистические ракеты и зенитно-ракетные установки.
Женя почти всё знает по этой теме, поэтому он щедро делился с нами добытой и напрочь усвоенной информацией.
В этом же Мотовилихинском районе мы заглянули на гору Вышка, где расположен мемориальный комплекс и музей-диорама.
Ещё одной приятной прогулкой стал Черняевский лес. В него тоже без кодов пускают, и тут много не только людей, но и белок.
Лесопарк большой - его площадь около 700 га.
Затем мы с Женей безуспешно сходили на заброшенный аэродром, где всё теперь застроено складскими и торговыми помещениями, и там я поняла, что потеряла ключ от хостела.
Заморочившись на том, что за потерю ключа с меня снимут докучи бабла, я заволновалась и попросила Женю вернуться на кладбище. Почему-то чуйка мне подсказала, что я могла выронить ключ где-то в долине рядом с еврейскими захоронениями.
На такси по темноте мы вернулись на кладбище и совершили довольно романтичную прогулку среди старинных памятников. И чудом стало то, что ключ оказался в листве рядом с рваными рубашками! Женя посветил фонариком сразу в то место, где пряталась моя потеря!
Что это было? Совпадение? Или, может духи подсказали? Мне сложно ответить на этот вопрос.
Впечатлённая, я вернулась в номер и очень долго пребывала в загадочном состоянии. От этого мне крепко спалось и снились странные сны...
А утром администратор хостела сообщила, что пока за потерю ключа у них не установлены штрафы (их никто ещё не терял), и я вздохнула: могла бы и блуждающим по кладбищу душам ключ оставить...