Apr 24, 2012 20:27
В выходные родители на меня насели:
- Во вторник бери отгул! Хватит работать! Поедем всей семьей на кладбище, покажем, где кто захоронен...
- Неееет! - причитала я. - Только не кладбище!!! Я уж лучше поработаю.
Но после недолгих споров я сдалась, ведь родители дело говорят - я редко бываю на кладбище и вспоминаю усопших родных только по утрам в молитве, да и то не всех, а на кладбище я не то, что не ориентируюсь, я вообще не желаю бывать... И, можно сказать, не бываю. Отговорка была одна - учеба, работа.
Решила взять отгул, и сегодня мы поехали на старое кладбище, где захоронены папины родители, мамина бабушка и тети, а потом на новое, где захоронены мамин папа, сестры и братья родителей. Честно говоря, я сильно нервничала, но и кое-что уяснила для себя.
Нервничала от того, что транспорт до кладбища был плохо организован. Толпы людей, среди которых много пожилых, просто мучились - жара, тесные маршрутки, очереди до которых не дождаться, да и народ вокруг не слишком дружелюбный... Это больше походило на какое-то стадо, которое, как только приезжает какой-нибудь транспорт, сразу бежит вперед, сбивая всех и вся на своем пути. Чтобы как-то не отставать от всеобщего настроения, я ворчала не хуже уставших бабушек.
Очищая могилки на старом кладбище от прошлогодних листьев и выцветших старых венков, я слушала истории мамы и папы о каждом моем родственнике. Дедушка, например, папин отец, служил на войне. Папа был самым младшим, девятым ребенком в семье, поэтому мои дедушка и бабушка не застали нашего с Пашкой рождения. Мамина бабушка родилась в 1906 году, и нее была сложная и голодная жизнь, часть из которой прошла в детдоме. Мама говорит, что она была очень добрая, ее звали Татьяна Гавриловна. Но вот судьба ее пятерых детей сложилась как-то страшно. Моя бабушка, мамина мама, - единственный из детей Татьяны Гавриловны, которая еще жива. Остальные умерли кто от чего - дедушка Саша, бабушкин брат - задохнулся на работе в печи, бабушка Зоя зачем-то выпила уксус, бабушка Валя погибла в автокатастрофе, а бабушке Нюсе в больнице занесли инфекцию, делая пункцию... Сейчас за этими могилками на старом кладбище никто не следит, кроме моих родителей... Как же так, даже я не знала о жизни и смерти моих предков! Мне почему-то не было это так интересно...
- Вот, - посмотрите на свою внучку..., - сказала мама, обращаясь к памятникам с изображениями папиных родителей.
- Мам, да они не видят меня! - цинично пробормотала я.
- Видят... - сказал папа.
- Как они могут видеть, если они где-то там, в другом мире! - спорила я, а сама разглядывала портрет бабушки, которую никогда не знала, с которой никогда не говорила. Оказывается, я очень похожа на нее. Вдруг действительно видят?..
личное,
жизнь,
мысли