Клуб самоубийц, або Самогубство самоти» в Театрі ляльок

Dec 15, 2015 09:11

Стать свидетелем самоубийства, пожалуй, не самое приятное из всего многообразия человеческих эмоций и впечатлений…
И тем не менее «Самоубийство» состоялось! Два действия, 115 минут… И все ради того, чтобы ОН досчитал до трех и осуществил наконец заветную мечту зрителей - ушел в вечность…



«Самоубийство одиночества» - премьерный спектакль киевского муниципального академического театра кукол для вечернего зрителя (взрослый спектакль) по одноименной пьесе Неды Нежданой. Собственно, сама затея в финальной реализации оказалась достаточно самоубийственной для всего творческого коллектива. Ну да ладно, пройдемся по порядку…

Самоубийство сценографа (если такой вообще был в проекте) состоялось практически моментально… Незатейливая (если не сказать примитивная) визаулизация пространства крыши… Три деревянные ступеньки по центру… Плевок в Млечный путь на заднике (такой себе недоЛидер)… Если так можно сказать, то гнетущая атмосфера пьесы в целом удалась…

Самоубийство, так же по всей видимости отсутствующего художника по костюмам, выпирало из каждой складки одежды каждого из немногочисленных героев на сцене. Откровенно самоубийственные коты: она в висюльках, он в коже... Полный игнор всего широчайшего спектра котовизуализации… Вечернее платье в белый горошек Героини в целом убедительно, однако в сочетании с одутловатой верхней одеждой Героя - снова-такие самоубийство! Допустим, что под верхней одеждой припрятан смокинг для финала… Но неужели спрятать одну одежду под другую - это непосильная задача для художника? Хотя, конечно намного проще не заморачиваться и руководствоваться детской загадкой «Сидит дед во сто шуб одет». При этом, замечу, что режиссерское видение диспозиции Героя - это существенная часть времени спиной к зрительному залу. Данный ракурс все нелепости фигуры, которые одеждой убираются, выпячивает и выставляет напоказ…



В массовом самоубийстве уличены актеры, занятые в постановке. Их четверо - двое котов и двое людей. Сказать, что есть на ком взгляду остановиться и насладиться актерской игрой - увы, не получается… И тому крайне много причин. Одна из них, например, деревянность всего актерского «ансамбля» (слово в кавычках совершенно не случайно). Причины тому в плохих (или завышенных) оценках по пластике в театральных вузах? В собственной неуклюжести, зажатости, если хотите, кондовости? С котами все более-менее складывается - видна несколько странная, но все же задача режиссера - существование в унисон крайне разных пластических образов. Уже само по себе это должно напрягать.



Сложнее с актерами-людьми. Денис Лемайкин - достаточно органичный актер, которому всего-то и нужна режиссерская помощь в закалке авиловского амплуа. А для этого у него многое есть. Мешает разве что излишняя суетность, отсутствие внутреннего стержня, недоученный текст и откровенная прожорливость на ключевых посылы драматурга. Да, и стилиста бы… А вот по Юле Кочевенко и сказать нечего. Если это образчик выпускника современного театрального вуза - то это откровенный прокол педагога… Про развитие образа, внутренние переживания или элементарную сценическую подачу текста говорить не приходится вовсе. Сцендвижение приводит в замешательство, а участие в хореографической линейке заставляет жалеть о времени, проведенном в театре…

К слову вспомнился эпизод из одной постановки…

image Click to view


Коль уж зашла речь о танцевальных вкраплениях в спектакле, самое время остановиться на самоубийстве автора хореографического решения и одновременно музыкального оформления. Само употребление словосочетания «музыкальная концепция спектакля» разваливается при упоминании в одном списке каких-то синтезаторных мотивов, саундтрека Pulp Fiction и песен Лары Фабиан… Самоубийственнее другое, что под некоторые из этих мелодий актеры делают вид что танцуют. А вот здесь наступает полный суицид. Даже сказал бы, массовый!

Ну и, пожалуй, авторство главного самоубийства принадлежит, без ложной скромности, режиссеру-постановщику Юрию Кочевенко. Из, пожалуй, расширенного списка вопросов к режиссеру оставил бы один, главный - ЗАЧЕМ? Зачем эта пьеса (потому что о чем постановка, извините, но не понятно ни разу)? Зачем без придуманной режиссерской концепции? Зачем так плоско и лобово (к примеру, никакого более оригинального решения, чем зачитать ремарки драматурга для объяснения места действия режиссер не придумал. Браво!)?...

И главное ЗАЧЕМ этот псевдохерографический (в слове ошибки нет) недодраматический трагифарс появился на сцене театра кукол вообще без кукол? Сразу же отвечаю на возможное обвинение в близорукости, мол, кукла трупа на сцене все же присутствовала. Не смешите звезд на крыше… Очевидность реализации данной пьесы с использованием широкого арсенала возможностей театра кукол не вызывает сомнений. А отказ от работы с куклами как минимум должен быть обоснован режиссерским решением. А так получилось то самое самоубийство на детской площадке… «Перепрошую, що втручаюся, але ви вибрали невдале місце… Там дитячий майданчик. Уявляєте, що вони побачать завтра зрання? Дитяча психіка така вразлива... Навіщо її травмувати? Не робіть цього. Не треба...» (С)



PS. Благодарен драматургу Неде Нежданой за вдохновение. Отныне использую вместо фразы «поставил откровенно слабый спектакль» синоним «совершил самоубийство»:-)

Киев, Сезон 2015/16, Театр, Муниципальный театр кукол

Previous post Next post
Up