Отчет о поездке в Литву и Голландию, или как далеко может завести экономия. Часть 1.

Dec 22, 2014 18:04

Подали документы на визу в Латвию, по отработанной в июне схеме, на 2 недели в начале ноября, с отменяемой бронью из букинга, самой бюджетной страховкой из Тинькоффа и документами на машину. Подавали через консульство (запись по телефону Пони-Экспресса за 2 недели), что позволило сэкономить 75 евро на сборах Пони-Экспресса. Тонкость при подаче через консульство - на каждый паспорт должен быть отдельный комплект документов (бронь, страховка, док-ты на машину, маршрутный лист на тех, кто не за рулем). Меньше, чем через две недели получили паспорта с двухлетними визами (да-да, ребенок трех лет тоже стал счастливым обладателем двухлетнего шенгена)!

Далее определили, по каким направлениям и из какой из трех столиц бывшего СССР можно найти самые бюджетные билеты. Выяснили, что Ryanair делает всех Air Baltic и Estonian Air одной левой, и дальше уже смотрели только на него. Из Риги бюджетно (40-45 евро/билет туда-обратно) можно улететь в Шарлеруа (Бельгия) и Веце (Германия), из Вильнюса  (за те же деньги) - в Шарлеруа и Бове (Франция), из Таллина какой-то голяк. Так как до Риги или Вильнюса ехать планировали на машине, то смотрели сразу стоимость парковок у аэропорта. В Вильнюсе в два раза дороже (70 евро против 35 за 10 дней), но в аэропорту Риги пассажирам Райанов необходимо оплатить аэропортовый сбор за безопасность - 7 евро с человека. Таким образом, разница билеты+парковка сократилась до 15 евро. И мы решили лететь из Вильнюса, так как в нем еще не были. С марта месяца карман жгли неизрасходованные билеты Holland Pass, и мы решили, что упор в поездке сделаем на Голландию. Шарлеруа к Нидерландам ближе, чем Бове, поэтому взяли билеты туда.

По схемам расчета, сколько сразу купить багажных мест, я теперь могу защитить научную работу. С 17 июня этого года Райанэйр стала более чайлд-френдли, да и вообще френдли, и выражается это сразу в нескольких послаблениях:
1. Пассажирам, входящим в одно бронирование, зачекинившимся вместе и сдающим багаж вместе, разрешено «делиться багажом». Таким образом, купив два места по 15 кг, можно сдать один 30ти-килограммовый чемодан, никто слова не скажет. Проверено на собственном опыте.
2. У ребенка 50% скидка на багаж, покупку места в салоне и приоритетную посадку. НО при условии, что взрослый купит тоже. Таким образом, покупая на себя 15 кг (15 евро, необходимо купить, чтобы детская скидка работала) и на ребенка 15 кг (уже за 7,5 евро) получаем 30 кг за 22,5 евро (вместо 20 кг за 25 евро). Отлично, берем. На обратную дорогу взяли еще дополнительные 20 кг на ребенка (50 кг оплаченного багажа за 35 евро). Не забываем, что по правилам оберегания грузчиков, один чемодан не должен весить больше 32 кг. Про бесплатную ручную кладь в 10 кг на каждого тоже помним, но мотаться по аэропорту с кучей маленьких чемоданчиков, коляской и ребенком не всегда удобно. В итоге помотались, конечно.
3. Ребенку можно бесплатно поверх всего провозить коляску и автокресло (любое: car seat or booster seat or travelcot). Мы потащили свое Roemer Safefix Plus весом 14 кг, это позволило сэкономить почти 140 евро на аренде автокресла вместе с машиной. За 100 рублей купили рулон стрейч-пленки, и сами обматывали автокресло, приехав в аэропорт.

Так как мы любим много ездить, решили брать машину напрокат. Тут очень кстати подвернулась акция от Finnair, членами клуба которого являемся,  - 30% скидка на аренду Hertz по всему миру. В итоге 10 дней аренды дизельного Opel Zafira обошлись нам в 200 евро. Аренда машины обусловлена еще тем, что славный город Шарлеруа находится в 60 км от цивилизации Брюсселя, рейс прилетал в 22:30, до ближайшего отеля 2 мин на такси (15 евро), но 40 минут пешком, с автобусами напряженка, а кар-ренты закрываются в 23, и есть шанс успеть.

Из Москвы выдвинулись в конце ноябрьских праздников, в ночь с 3 на 4 ноября. Дорога пустая, трасса М-9 просто шикарная, стратовав в 23:00 приехали к границе с Латвией (Бурачки-Терехова) в 5:30 утра (да, ехали в Литву, но так как виза была латвийская, решили штампы ставить у латышей, чтобы в дальнейшем никаких вопросов не было). У границы же заправились до полного и там же купили грин-карту на машину (грин-карту в Москве можно купить не во всех отделениях страховых, да еще эти немногочисленные отделения не работают по выходным и праздникам, а на рабочей неделе мы все прошлепали, а у границы всегда есть пара круглосуточных мест продаж). Сын всю дорогу спал, пока проходили таможни-погранконтроли, проснулся, конечно. Был не очень доволен жизнью, но наличие маленького ребенка удивительно-положительным образом влияет на всех служащих - дамы расплываются в улыбках и штампуют быстрее, мужчины ускоряются в проведении всех формальных процедур.

После границы поехали по навигатору на Вильнюс, дороги в Латвии и Литве заметно хуже нашей М-9, постоянные заплатки, залитая битумом колейность - в общем, трясет. На границе с Латвией в Литве начались глобальные дорожные работы (вообще новую дорогу делают), но это была единственная пробка на всем пути.

В 12 дня на подъезде к Вильнюсу остановились покушать в HBH, найденном по различным отзывам на форумах. Приятный загородный ресторанный комплекс, с большой детской площадкой на улице, и большим детским уголком внутри (игрушки, правда, уже потрепанные, но на сменить обстановку нормально). Говорят по-русски, принимают карты.  Мы были чуть ли не единственными гостями, поэтому было как-то неуютно поначалу, но потом освоились. 2 супа, 2 горячих, напитки и закуска обошлись примерно в 30 евро, все было весьма вкусно (правда, мы были уставшие, сына вообще еле уговорила поесть), порции действительно большие.

В Вильнюсе жили в квартире, снимали через airbnb, относительно недалеко от центра с бесплатной парковкой, готовили сами. Несмотря на то, что ноябрь везде довольно таки унылый месяц, Вильнюс произвел очень хорошее впечатление. Он небольшой, уютный, чистый. Приятно, что по всему городу стоят киоски типа наших Печать, в которых бесплатный вай-фай спот. Во всех кофейнях тоже бесплатный вай-фай, можно просто постоять рядом и поискать нужную инфу через смартфон. А, а этот вездесущий запах кофе! В первый вечер мы вышли погулять, время было около 21, а все магазины и заведения в будни работают до 22:00. И вот народ уже явно расходится по домам, улицы пустые, и запах из кофеен стоит невообразимый! Прямо внеплановый меррикристмас какой-то)

Из смешного - в первый вечер (вторник) мы не увидели на улицах ни одного человека с коляской или ребенком. Ну ладно, подумали мы, время-то позднее,  дети уже спать ложатся. На следующий день (среда) мы гуляли уже с утра, и все равно почти никого с колясками. Я начала беспокоиться, как-то это прямо бросалось в глаза. А вот в четверг почему-то появилась куча народу, с детьми, колясками, на всех улицах. Не знаю почему, но было забавно.

Культурная программа была не очень насыщенная, но была таки. Мы в основном гуляли по улицам (детских площадок, кстати, видели всего пару штук). Поднялись на фуникулере на холм к Башне Гедиминаса (вход через внутренний дворик Старого Арсенала, билет туда-обратно стоит 5 лит (1,5 евро), детям до 10 лет бесплатно), сыну очень понравилось (особнно кататься на фуникулере, ага). Панорама там замечательная, вид на Нерис, все дела. Пока мы осматривались, сын бегал по булыжникам, подходил к краям дорожек, подарил нам несколько инфарктов… В общем, красиво, но за детьми глаз да глаз, потому что все вымощено крупными скользкими булыжниками. Поднялись наверх с коляской, но так и оставили ее у хода на фуникулер, по булыжникам ее особо не покатаешь. На холм, кстати, подняться можно и совершенно бесплатно, этот вход находится на K. Škirpos al., с набережной Вильни.

Спустившись от Башни, пошли как раз вдоль Вильни, прошли через Бернардинский сад (много уток, много мам с колясками, одна большая карусель) и пошли смотреть район Ужупис.

Думаю, что в Ужуписе лучше именно летом и без ребенка, когда творческий люд (который населяет этот район и делает из него достопримечательность) тусит на улицах, когда открыты кафе с верандами. В ноябре никакого особого впечатления район не производит, накладывает отпечаток только подъем в горку по улице Ужупио.

Никакие музеи не входили в наши планы, кроме одного - Музея игрушек. Музей разделен на 3 части: в первой представлены самые древние игрушки (волчки, шарики, мне было очень интересно, сын прошел мимо, только немножко его волчки увлекли), во второй - игрушки 19-20 в. - и это то, ради чего стоит идти взрослым и детям всех возрастов. Там были игровые автоматы 70-80хх годов! Мы с мужем с огромным удовольствием поиграли в настольный хоккей, футбол, и даже морской бой (туда надо кидать монетки по 15 копеек, их можно взять прямо на кассе, бесплатно), а сын на нас с удивлением смотрел)) И третье пространство, в нем представлены современные игрушки (у меня оно в памяти особо не отложилось, сын пробежал его по диагонали). Вся коллекция игрушек музея состоит из оригиналов и копий, все, что не приколочено, можно и нужно трогать и играть. У него странный график работы, но сходить стоит. Работает ср-чт-пт с 15 до 20, сб-вс с 11 до 16. По средам и четвергам с 15 часов все билеты по 8 Lt (2,4 euro). Так стоимость билета - 12 Lt (3,5 euro), детям до 2 лет вход свободный, от 2 до 5 лет - 8 Lt (2,4 euro), от 5 лет - 10 Lt (2,9 euro). С нас взяли то ли 16, то ли 24 лита. В этом музее очень милый магазин деревянных игрушек, прикупили там небольших подарочков друзьям с детьми.

Без шопинга не обошлось, не зря же на машине ехали) Супермаркеты Maxima, Rimi, Ikks есть везде, цены +/- московские. Искала сыну обувь на зиму, Куомы у них нет, а Демары за 35 евро (кааааак, ведь к ним Польша ближе, а у нас все равно дешевле) как-то разочаровали. Игрушки тоже как у нас, купила несколько деревянных от Viga, почему-то у нас эту фирму не встречала, хотя игрушки очень качественные и недорогие, я их еще в Израиле покупала (made in China, но весьма достойно). Пока я изображала занятия шоппингом в ТЦ «Акрополис», муж с сыном тусовались там же в детской комнате „Nuotykių mieste“. В будни детей мало, стоимость где-то 10-12 лит за час, карточки не берут.

Вильнюс мне очень понравился, хотела бы еще вернуться, съездить в Тракай, в Каунас, да и в самом городе еще есть, что посмотреть. Но впереди нас ждало еще целое путешествие)

Парковку в вильнюсском аэропорту мы оплатили за пару дней до даты вылета, онлайн, выбрали паркинг Unipark P1 (он в 5ти минутах ходьбы и крытый), стоил он 70 евро на 10 дней. При оплате вбиваете номер машины, дальше стандартная оплата - и все, больше ничего не нужно.

При заезде камера считывает номер, на экране слева пишется, что у вас все оплачено, спокойно заезжаете, паркуетесь, чемоданы, коляски, кресла, детей, женщин грузите на багажную тележку и вперед, пешком к аэропорту и дальше по указателям Depatures. На выезде так же ничего не нужно, камера считает номер машины, табло напишет Оревуар на литовском и парковка помашет шлагбаумом в след.

Мы приехали за 3 часа до вылета, выгрузились, оставшиеся вещи разложили по багажнику, чтобы на них никто не покусился, освободили салон машины от всего, за что может зацепиться взгляд и к чему может потянуться рука. Детское автокресло сами на парковке запаковали в пленку (перестраховались, пленкооборачиватель был и в Вильнюсе, и в Шарлеруа) и поехали проходить все райанэйровские процедуры. Были одними из первых, взвесили свой чемодан, я в него даже доложила что-то из ручной клади. Сдали большой чемодан, коляску и автокресло, вздохнули с облегчением. Ненадолго, правда. На досмотре выяснилось, что у трехлетних людей ЧСВ обостряется до предела, и когда все простые смертные снимают верхнюю одежду, ремни, сумки и тп, их высочество через рамку металлоискателя изволят проходить в шубе, шапке и валенках в верхней одежде и с рюкзаком. А кто не согласен, лови звуковую гранату. Но уломали, с горем пополам. В ожидании посадки смотрели на прилетающие-улетающие самолеты, все как на ладони. Кстати, райаны действют как по секундомеру - не успел самолет прилететь и еще не все люди из него вышли, как сразу открывают посадку на него же. Хотя теперь у райанов фиксированные места, все равно все ожидающие посадку выстраиваются в длинную очередь (ну, кто не купил приорити бординг) - ручная кладь все еще не у всех может поместиться в салон, ее могут попросить сдать в багаж (бесплатно). В самолете пытались отдохнуть, так как в Шарлеруа предстояла скачка к кар-ренту в надежде успеть взять машину и поехать в Эйндховен.

Прилетели на 10 минут раньше, из самолета вышли точно по расписанию. Быстро получили багаж и понеслись в Авис (в зале выдачи багажа стоит аттракцион-машинка, поэтому, если торопитесь, сами понимаете... я второпях готова была уже и эту машинку хватать и бежать). Нужно иметь в виду, что в Шарлеруа тележек для багажа нет, поэтому все диван-чемодан-саквояж-картину-корзину-картонку надо тащить руками. Тяжело, но можно. И за машиной успели. Выдали нам Опель Зафиру, мы быстро погрузились и поехали. Выдали, кстати, с не совсем полным баком, уровень бензина был где-то между 7м и 8м (из восьми всего) делением, с таким же уровнем мы и сдали (вроде без последствий за неполный бак).

В Нидерландах мы жили в Эйндховене, попросились в гости к тёте мужа. Тёте большое спасибо, исключительно благодаря ее гостеприимству путешествие и состоялось, потому что нормальной квартиры в Голландии дешевле, чем за 60-70 евро в сутки, я найти не смогла. Причем, не важно, где именно - окрестности Амстердама или другие города. Наверное, отели можно найти, но 10 дней с ребенком без кухни и стиральной машины, слишком много нервов бы моих ушло.

В целом наша поездка состояла из множества маленьких поездок))) Когда уставали ездить, шли гулять по Эйндховену. В первый же день пошли на разведку в центр. Очень милый город, штаб-квартира Philips, Philips Lighting, если точнее, так как предприятие Филипс изначально производило электролампы, и делало это именно в Эйндховене.

Забавно, но как раз на следующий день после нашего приезда в Эйнховене стартовал GLOW, местный фестиваль света. Красивые инсталляции и световые шоу на различных архитектурных объектах города, тема “City in Motion”, фестиваль проводится здесь уже девятый год, естественно, при поддержке Philips (тетя сказала, что народ чуть ли не со всей страны съезжается поглазеть). Что тут расскажешь, это нужно видеть. Общие впечатления хорошие, но ничего такого из ряда вон. Хоть фестиваль и шел неделю, мы успели посмотреть подготовку к нему, а посетили только урывками, потому что он начинался вечером, а мы к вечеру были уже никакие.

Мы посетили Эфтелинг. Сразу скажу, все в восторге, хотя я гадала, увлечет ли это мальчика в возрасте 3 года и 2 месяца. Катались все вместе, с сыном, под конец уже сын устал и сидел в коляске, мы с мужем по очереди ходили на всякие зубодробительные горки) Все очень красиво, но парк уже приготовили к зиме, поставили елок в искусственном снегу, и это смотрелось странно в +15 и солнце (мы там были в субботу, 8 ноября, а зимний декор как раз с 6го). Входной билет стоит 35 евро, но по Холланд пассу скидка 15%, дети до 4 лет бесплатно - итого 59,5 евро плюс 10 евро парковка (если нет ХП, при покупке через интернет скидка тоже, а на голландском и немецком Groupon периодически продаются билеты, стоят по 20 евро - я такой видела, когда мы еще не до конца определились, поедем ли, потом жалела, что не купила). В зимнее время (6 ноября - 1 февраля) по будням парк работает с 11 до 18, по выходным до 19. Мы приехали только к 12 (парковка была уже заполнена на 3/5), и вот этого часа нам недоставало. В течение дня можно выходить с территории, но нужно не забыть подойти к служащему на выходе, чтобы на руку поставили печать, дающую право вернуться)) Думали вернуться в машину за куртками, но потом распогодилось и забылось.

Территория парка очень большая, разделена на 4 зоны с километровыми названиями на чистом голландском. Есть зона для совсем маленьких (сразу налево от главного входа) - там сказочный лес, то есть просто на посмотреть-послушать-сфотографироваться, далее есть карусели для маленьких. Увы и ах, мы после входа бодро пошли вперед, дошли до аттракциона Пагода, потом на лодочках катались, потом еще на другие пошли,  и тот факт, что в волшебном лесу мы так и не побывали, открылся мне только затемно. Не, там все подсвечивается, но уже не так все понятно и красиво и не пофоткаешься. Еще обидно, что сын категорически не захотел кататься на паровозике, железная дорога пролегает по периметру парка. Я установила на телефон приложение Efteling (в самом парке много вай-фай спотс), по нему мы смотрели, какие аттракционы открыты и какая куда очередь. Кстати, были открыты некоторые аттракционы, которые на сайте обозначены закрытыми (видимо, из-за хорошей погоды).

Для семей, в которых дети не проходят на аттракцион по росту, действует Baby switch - это когда один родитель, отстояв очередь, садится в вагончик американских горок, а другой подходит к выходу и ждет его там - первый родитель приезжает, второй проходит и садится. Может из-за того, что не сезон и народу не навалом, некоторые посетители (и детей, и взрослых я видела) катались по два раза, просто не вылезая из кабинок. Некоторые дети тоже периодически забегали с «черного хода». Пользуясь вот этой возможностью поменяться, надо быть побыстрее, посмелее и понаглее, потому что охрана слова вам не скажет, а вот те, кто стоит в обычной очереди, просто быстренько запрыгнут в вагончики, заставляя вас ждать следующего поезда))

Под вечер случайно (находились в поисках тех самых детских каруселей) забрели на шоу типа Дом с привидениями (не в аттракцион, он то ли не работал, то ли уже закрылся, а именно кукольное шоу под музыку). Когда поняли, куда попали (там такие ряды для стояния, лесенкой, перед стеклянной витриной, за которой все действие), отступать было некуда (выход с другой стороны от входа, через людей) и все началось. Думали, сейчас сын испугается, и мы под это дело сбежим, с такой сиреной нас пропустят все))) Но нифига он не испугался, такое ощущение, что ему больше всего именно "пивидения" понравились, он потом про них тете весь вечер рассказывал.

В конце дня мы хотели посмотреть шоу фонтанов, оно проводится ежевечерне в большом пруду рядом с выходом, но вот сын хотел в машину. Мы краем глаза увидели, красиво, под музыку, но в конце дня уже очень устаешь. Народ подходит прямо к пруду, встает по периметру и смотрит. И вот тут как раз и проявляется вездесущая пронырливость голландских детишек (да и взрослых, что уж). Еще именно здесь бросилось в глаза, что взрослые курят при детях. Вот прямо стоит рядом со своим ребенком в толпе, в общем-то, детей с родителями, и курит. У меня муж курильщик, он мало того, что всегда отходит в сторону от всех возможных детей вокруг, так в Эфтелинге просто по кустам ныкался. А тут прямо вот так. Поражало нас это всю поездку.

На территории есть кафешки, продаются снеки, но мы только один раз присели на улице покормить ребенка, и побежали кататься дальше, боялись, что не успеем на все))) Эх, надеюсь когда-нибудь курс евро упадет, зарплата повысится, и мы приедем сюда уже на пару дней, поселившись в сказочном отеле по соседству.