Есть одна чаньская мудрость, что нашла особо уютный уголок в моей картине мира. Китайцы пользуются этим принципом в геомантии (фэншуй) и для изучения Книги Перемен. Но истина эта любопытна и для понимания всей нашей суетной жизни. Условно говоря, это три уровня познания. Очень простые:
- Смотрю на горы и вижу горы, смотрю на воду и вижу воду.
- Вижу, что горы - не горы, а вода - не вода.
- Вижу, что горы - это все же горы, а вода - и есть вода.
Первозданными глазами ребенка мы видим новый мир и узнаем его имена.
Взрослеющий подросток бунтарски отвергает знакомые имена, ищет совершенства и новых глубин. Многие на всю жизнь так и остаются подростками, пребывая в переживаниях и упрямо выстраивая свои иллюзорные миры.
Просветленный мудрец возвращается к простоте и единству с миром. Потому что все ответы и так были перед глазами.
Можно сказать и так: чтобы вспомнить, надо сначала забыть.
Здорово описывает это все и еще одна китайская байка про мастера меча, который обучал своего сына искусству боя. Он медленно показал ему один из приемов и спросил:
- Все ли ты понял?
- Да, все.
- А все ли запомнил?
- Уже забыл кое-что.
- Хорошо, тогда иди подумай еще.
Через некоторое время мастер снова спросил:
- А теперь?
- Я забыл больше половины.
Люди вокруг возмутились, как же сражаться с врагом, если тут же забываешь, чему тебя учили. Они попросили мастера повторить прием. Тот улыбнулся и снова медленно показал ему тот же прием. Ученик на время погрузился в размышления, затем сказал:
- Я забыл все начисто.
Толпа удивилась, и только один мастер обрадовался:
- Как быстро ты забыл!
Ученик познавал не последовательность движений, а суть искусства боя на мечах. И в тот момент, когда он полностью забыл учительские движения, он научился сражаться сам, не будучи ограниченным показанным приемом.
Мой вольный пересказ и полувольная трактовка.