«Конформист» оператора Витторио Стораро: конфликт между тенью и светом

Oct 23, 2011 14:47

(Пост полностью - в журнале автора, у меня - с небольшими сокращениями;
чтобы смотреть в моем жж, надо кликнуть на заголовок поста,
чтобы читать в жж автора - нажать на "читать дальше")

la_gatta_ciara  «Конформист» оператора Витторио Стораро: конфликт между тенью и светом




Оператор-легенда - Витторио Стораро.



Вот, некоторые из его фильмов:

- Танго / Tango (1998)
- Фламенко / Flamenco (de Carlos Saura) (1995)
- Маленький будда / Little Buddha (1993)
- Дик Трэйси / Dick Tracy (1990)
- Под покровом небес / The Sheltering Sky (1990)
- Последний император / The Last Emperor (1987)
- Петр Великий / Peter the Great (1986) (сериал)
- Апокалипсис Сегодня / Apocalypse Now (1979)
- Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (1972)

С Бертолуччи он сделал 8 фильмов, начиная с "Конформиста", который они сняли в 1970 году, режиссеру тогда было 29, а оператору 30 лет.

"Кино - это не индивидуальное искусство", подтверждает Стораро мои слова. "В работу над фильмом вовлечено множество людей. Возникает некое "общее сознание". Нет сомнений, что кино говорит языком визуальных образов, которые возникают и исчезают под воздействием света и тени".



"Монтажер выбирает, какие кадры использовать и в каком порядке. Также есть музыка, которая создает настроение. То, что человек слышит, несомненно, влияет на то, что человек видит, и это, конечно, начинается со сценариста. Всеми этими людьми управляет режиссер, но каждый из них вносит свой личный вклад. Кино - это оркестровая партия сыгранная солистами".

Мне кажется, киноакадемия готова была давать Оскар Стораро за каждый его фильм, но держит себя в руках и пока ограничилась лишь тремя: "Апокалипсис сегодня" (1979), "Красные" (1981), "Последний император" (1987). И номинацией за "Дика Трейси".



60-летний Стораро стал самым молодым изо всех, кто когда либо получал награду Американской Академии Киноискусства "За прижизненные достижения".

Чтобы убедиться в его гениальности, нужно посмотреть фильм Б. Бертолуччи "Конформист".



Если есть высший пик визуализации кадра, то на нем находится именно этот фильм. Нет картины, снятой идеальнее, прекраснее, совершеннее.



Каждый кадр продуман и построен согласно драматургии фильма. Выдержано все: освещение, композиция, ритм.
В этом фильме Бертолуччи рассказывает историю молодого человека, который в конце 30-х годов ХХ века поступает на службу к фашистам. Предательство, убийство доверившегося ему человека - вот плата за его комфорт.



Фильм снят по мотивам одноименного романа Альберто Моравиа.



Стораро говорит: "каждый мой фильм - это разрешение конфликта между светом и тенями. Свет выявляет правду, а тени ее прячут".




Этот бесконечный ритм полос, напоминает прутья клетки, в которой находится герой, и также, как его, все время держит нас в напряжении, не давая свободно дышать полной грудью.
Прямые, косые, зигзагообразные они контролируют наше сердцебиение. Мы не отдаем себе в этом отчета, но подсознательно, следуем навязанному ими ритму.



Цветовая гамма этих кадров сдержанная, монохронная. Кажется, протяни руку, и ты наткнешься на что-то металлическое, холодное, неприятное. "Я решил убрать весь цвет, чтобы создать ощущение тюрьмы, замкнутого пространства, где борются свет и тьма", - объяснял концепцию этих кадров Стораро в своем интервью.



"Я хотел, чтобы в комнате Стефании Сандрелли на стенах от жалюзи падали полосы. И вдруг, Витторио предложил заставить их двигаться. На мой взгляд, получилось слишком сюрреалистично", - вспоминал Бертолуччи.

И даже платье героини имеет ломаную полоску, которая мистически "подыгрывает" сцене. (Не могу промолчать, костюмы шили в моем любимом ателье Тирелли в Риме).



Натурные сцены более наполнены цветом и даже запахом.




Запахом прелой листвы, влажного воздуха - тлена и увядания, "декаданса" - сказал про виллу своей матери Марчелло так, словно выплюнул эти слова.

"Я считаю камеру инструментом, наподобие карандаша, которым создается рисунок", - говорит Стораро. Но он не просто рисует, он создает полотна, наполненные чувством, энергией, ритмом.
Недаром в молодости Стораро изучал не только живописные полотна известных мастеров света и тени Рембрандта, Вермеера и Караваджо, но и музыку Моцарта.

"После того, как Марчелло садится в поезд и уезжает из Рима, в фильме появляется цвет, который настойчиво теснит тень, входит в нее и после этого начинают проступать краски.



Париж - это символ свободной, настоящей жизни, где, в отличие от Италии, можно было говорить все, что угодно. Я снял все преграды и в фильм хлынул цвет".



В фильме много интересных операторских находок, обо всем мне тут вам не рассказать, смотрите фильм.

"Меня всегда обуревала гордость, да такая, что аж щеки горели, когда Стивен Спилберг, Френсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе в разное время признавались мне в том, что "Конформист" дал большой толчок их творчеству". Это правда, работа оператора в этом фильме - эталон мастерства.

И не только в кино "Конформист" стал образцом для подражания. Вы могли не раз видеть "Стораро" в модной или рекламной фотографии.

Реклама от "Миссони", фирмы, стиль которой тоже построен на ритме полос и зигзагов.


















Реклама от "Альберта Феретти" эксплуатирует чувственную сторону фильма.






ссылки:
http://storarovittorio.com/inglese/index.html официальный сайт В. Стораро
http://www.imdb.com/name/nm0005886/ Витторио Стораро
http://ru.wikipedia.org/wiki/Конформист_(фильм)
http://media-shoot.ru/publ/17-1-0-364 очень хорошая статья о Стораро на русском языке
Пост на похожую тему:
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/25726.html  "В ПРОШЛОМ ГОДУ В МАРИЕНБАДЕ". ЖЕНЩИНА - ПТИЦА ОТ ШАНЕЛЬ

Подробнее - по основной ссылке.

Бертолуччи, livejournal, Италия, Доменик Санда, кино, photo, ТВ

Previous post Next post
Up