Оригинал взят у
jerzy_czech в
ЯНУШ МОРГЕНШТЕРН (1922 - 2011) Вчера умер Януш Моргенштерн, один из режиссеров "польской киношколы". Он родился в 1922 году в Микулинцах б. Тернополя, во время войны скрывался как еврей, потом вступил в ряды Народного Польского Войска. В возрасте 27 лет поступил в киношколу в Лодзе, окончил её в 1954г. Работал с Анджеем Вайдой („Канал”, „Пепел и алмаз”). Это именно он придумал известную сцену с зажиганием рюмок со спиртом „За души погибших товарищей”. Он же уговорил Вайду, чтобы на роль Мацека взять Збигнева Цибульского (они с Цибульским дружили).
О своих страшных переживаниях во время холокоста он никому не рассказывал. Да и его дебют „До свидания, до завтра” (1960 год) не касался войны, был фильмом современным, про молодежь. До сих пор это один из самых важных фильмов польской школы, который говорит больше, чем можно было тогда сказать.
В фильме Моргенштерн показал м.пр. гданский студенческий театр “Бим Бом” и эго настоящих артистов, которые стали легендой “послеоктябрьской” (оттепельной) эпохи - Богумила Кобелю, Яцека Федоровича, Тадеуша Хылу. В фильме приняли участие и молодые Роман Полянский и Кшиштоф Комеда.
Click to view
Другой важный фильм с большим трудом пробился на экраны кинотеатров - „Ещё раз - жизнь” (1964), о лётчике, который вернулся после войны из Великобритании в Народную Польшу и скоро попал в тюрьму (участь очень многих его товарищей). Это был один из немногих польских фильмов про сталинское время.
Моргенштерн потом долгие годы снимал популярные телесерии: "Ставка больше, чем жизнь" (1967-1968) "Колумбы" (1970 год) и “Польские дороги” (1976). Честно говоря, я не был любителем этих серий. Самим лучшим фильмом Моргенштерна был “Надо убить эту любовь”. Он снял эго в 1972 году, в эпохе раннего Герека, всё-таки еще полной надежд (поэтому и разрешили картину показать, хотя пару сцен вырезали). Героев фильма, пару молодых людей, не приняли в высшие школы, и сейчас они работают. Они хотят снять квартиру, но у них нет денег. Чтобы их получить, парень идёт на всё - спит с женой шефа и ворует у неё ценный крест - это приводит к концу любви. „Убить любовь” был фильмом моего поколения и в принципе показывал, что „в этой стране невозможно жить”.
Лейтмотивом были сцены с собакой - кроме главной героини (Ядвига Янковская-Цесляк), единственным честным существом в фильме. Её хозяин, сторож на стройке (Ян Химильсбах, писатель), позволяет ворам выносить материалы (которых иначе раздобыть невозможно!). Хозяин уговаривает собаку, чтобы она сидела тихо, но она твёрдо лает на воров и таким образом может притянуть внимание милиции. Поэтому в последней сцене сторож убивает собаку динамитом (в то время американцы летят на Луну). Посмотрите её.
Click to view
Моргенштерна все вспоминают как хорошего товарища, хорошего человека. Пусть будет ему земля пухом.