"Джей Эдгар" Клинта Иствуда - поиски героя

Aug 31, 2011 13:31



Джей Эдгар Гувер - человек, заставивший жить в страхе простых американцев и тех, кто правил страной. Он злоупотреблял своей властью, манипулируя крупными чиновниками и запугивая лидеров по защите гражданских прав.
Сценарист Дастин Лэнс Блэк: - Мне захотелось получить ответ на вопрос "почему". Гувер делал много хорошего для страны, но почему же одновременно с этим совершаемые им поступки порой были губительны и разрушительны? Я думаю, причина заключается в его попытке заполнить пустоту, в связи с отсутствием любви. Ведь ему с ранних лет внушали, что он никогда не должен показывать любовь, которую чувствует.

Режиссер Клинт Иствуд: - Я рос при Гувере в 30-х-40-х, когда он был агентом ФБР. Он всегда был авторитетом, копом из верхушки. ФБР представляло собой некую организацию, перед которой мы все испытывали благоговейный трепет. Когда сейчас мы говорим с агентами ФБР, работавшими с Гувером, у каждого из них есть свое собственное мнение о нем. Очень многие его любили, и им нравилось с ним работать. Этот парень основал Бюро расследований, которое позже превратилось в Федеральное, и руководил им в течение 48 лет при восьми президентах. Конечно, никто не мог уволить его, потому что у Гувера на каждого имелся компромат.
Он знал, что может раскопать любую нужную ему информацию о прежней жизни своих противников, но, то, что касалось его самого, он доверял только Хелен Гэнди и Клайду Толсону. Теперь о возможной гомосексуальной связи между Гувером и Толсоном. Некоторые могут интерпретировать их отношения именно так. Другие, возможно, сочтут их неразлучными друзьями. А может, это история платонической любви. Я не знаю. Но то, как Лэнс изложил этот момент в сценарии, очень интересно. Описано прекрасно. Никаких очевидных выводов.

Леонардо Ди Каприо: - Они были обычными парнями, которые ходили и задавали вопросы. Точно так, как это делают журналисты, пытающиеся раскопать какую-нибудь историю и представить ее потом местной полиции, в руках которой сосредоточена власть. Едва наша страна разделилась на небольшие города-государства со своей юрисдикцией, приходит человек, который создает федеральную полицию, являясь членом которой, ты несешь ответственность перед страной за свои действия и поступки. Гувер не просто полагается на свидетельства очевидцев, которые часто могут быть обманчивыми и способны увести вас в неверном направлении. Он задействует судебную медицину. Усовершенствованная система вынесения приговора, привлечение к суду и использование улик - все это результат той работы, которую провел Джей Эдгар Гувер, задумывая ФБР.
Я думаю, он всегда был аутсайдером. И, думаю, наша история именно об этом, о том, как он утратил связь с реальностью, мягко выражаясь. Гувер был одержим навязчивыми идеями, страдал приступами паранойи.
Geekturant - http://www.kinonews.ru/article_15079/

Леонардо Ди Каприо сыграл директора ФБР Эдгара Гувера. "Человека, создавшего организацию, занимающуюся борьбой с преступностью и контршпионажем. И прослужившего ее руководителем полвека при 8 (!) президентах США.
Поставил фильм Клинт Иствуд... 37-летний Лео играет Гувера от 19 лет до его смерти в 77 лет... Клайда Толсона, помогавшего Гуверу в охоте за коммунистами, играет актер Арми Хаммер - праправнук одного из основателей коммунистической партии США Джулиуса Хаммера, отца Арманда Хаммера - знакомца Ленина и крупного нефтепромышленника.
...более интересны были те элементы картины, которые отражают политическую паранойю и коррупцию власти. Эта составляющая фильма... о развращении абсолютной властью. В фильме много внимания уделено тому, что Гувер на протяжении всей карьеры собирал досье на видных фигур Америки, в том числе и на президентов. Это, как полагают, дало Гуверу возможность так долго сохранять кресло директора ФБР, хотя до сих пор никто не видел этих досье.
Естественно, параллель с собиравшим досье на товарищей по партии Сталиным не читается западным зрителем... Западный зритель скорее увидит то, что и нам легко заметить в жизни,- произвольное применение закона, стремление стоящих у власти политических элит разворачивать правила игры в свою пользу. Фильм также предостерегает от авторитарности, к которой приходят люди, задерживающиеся у власти слишком долго...
- Самым известным в Америке историческим персонажем, которого вы сыграли до Гувера, был Говард Хьюз в фильме "Авиатор". Что вы делали, чтобы пропустить их через себя, создать образ?
- Я старался узнать о них все, что можно. В случае с Гувером я старался быть как можно более близким к реальному человеку. Я даже отправился в его родной город и ходил по улицам. Конечно, Гувер и Хьюз - разные люди. Но есть и общее. У обоих, например, были сложные отношения с матерями, которые их подавляли. Гувер вообще жил с матерью до 40 лет! В то же время именно матери двигали Гувера и Хьюза к успеху.
- Чем, на ваш взгляд, было ФБР для Гувера?
- ФБР было для Гувера церковью, в которой он был викарием. Он и посвятил всю свою жизнь этому служению.
- Гувер многое сделал для борьбы с преступностью - вспомним дела о похищении ребенка летчика Линдберга, охоту за гангстером Диллинджером. В годы Второй мировой Гувер был эффективен в пресечении нацистского шпионажа. Но его подлинной страстью - кроме, если верить вашему фильму, Толсона - был антикоммунизм. Вы об этом задумывались, когда готовились к роли?
- Гувер как личность и как служитель закона формировался в 20-е годы прошлого века, когда "красная опасность" была довольно реальной. Да, он был ярым антикоммунистом. Но он верил в демократию, в основные права и свободы, которые, по его мнению, составляют суть нашей страны. Другое дело, что потом он перенес эту ненависть к коммунистам на движение за гражданские права, на таких его лидеров, как Мартин Лютер Кинг. Он считал Кинга и других, равно как и "Черных пантер", частью "коммунистического вторжения".
А уж к концу карьеры Гувер был и вовсе политическим динозавром: по сути, у него не было никаких сдержек. Не случайно после Гувера - и из-за него - было принято решение, что директор ФБР не может занимать свой пост более 10 лет. Не случайно и то, что сценарист фильма Дастин Лэнс Блэк именно через Гувера постарался выразить свое отношение к действиям администрации Буша-младшего, которая оперировала в рамках своих собственных правил по всему миру. Они делали то, что считали нужным для страны, но слушали только себя. Вот и Гувер не желал прислушиваться к тем изменениям, которые произошли со страной в критические для нее времена. Соответственно тактика, которую он использовал, была отвратительной. Я верю в то, что он был одновременно большим патриотом и что его намерения в отношении страны были благородными. Такая вот двойственность.
- Вы не жили в эпоху Гувера, а вот Клинт Иствуд жил. Он своим видением поделился?
- Клинт говорил, что люди его поколения всегда думали о Гувере как о некоей незримой силе, которая всегда сможет проникнуть в вашу жизнь, даже если вы запрете все двери. Он внушал всем ужас, да такой, что заниматься криминальной деятельностью было просто страшно. Гувер изобрел ФБР. Эту группу мужчин, облаченных в черные костюмы, которые имели высшее образование, не курили и не пили, не имели никаких скользких дел на личном уровне и всегда были на своем месте. Как некая армия, как сила, расследующая все неправильное в стране. Гувер пожертвовал своей личной жизнью, чтобы ФБР выглядело хорошо в глазах общественности.
При этом он раньше многих понял, что любым человеком можно манипулировать. Всякого, кто пытался уличить его в гомосексуальности, Гувер расследовал и атаковал на личном уровне.
Защищая свое дитя - ФБР Гувер вел довольно жалкую и неприглядную собственную жизнь.
- Насколько было важно пробудить в себе какую-то симпатию к такому вот персонажу, чтобы сыграть его?
- Я не думаю, что симпатия так уж важна. Посмотрите на самые значительные роли, сыгранные актерами. Боже! Орсон Уэллс в "Гражданине Кейне" или Де Ниро в "Разъяренном быке"... Кэйн и Джек Ла Мотта - не очень-то приятные люди. Я не сравниваю себя с величайшими ролями всех времен, но актеру нужно понимать, что движет его персонажем, понять часть его психики. Да, я не сочувствовал, не симпатизировал Гуверу. Но думаю, что он был трагической фигурой. Я чувствовал, что для него единственной возможностью обрести любовь было сделать это через работу. Потому-то он был тираном и манипулировал всеми вокруг себя. Потому-то и задержался на своем посту слишком долго. К концу его карьеры каждый президент - от Эйзенхауэра до Никсона - пытался убрать Гувера. Но Гувер дал всем понять, что его могут вынести лишь ногами вперед.
Для меня лично история Гувера и ее урок в том, что люди не должны создавать свои собственные политические княжества. Мы ведь до сих пор не знаем, насколько Гувер далеко зашел, чтобы достигнуть своих целей. Он был и остается загадочной, мистической фигурой американской политики.

Беседовал Сергей Рахлин, Лос-Анджелес. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1816082?themeid=1309.

Ди Каприо, Америка, кино, Клинт Иствуд, ТВ

Previous post Next post
Up