Достоевский, сериал

May 23, 2011 03:47

Мне казалось, что так уже не снимают. Тем более с бюджетом вряд ли ощутимые проблемы были, все-таки РТР. Если заменять натурные съемки павильонными, нельзя их делать чуть ли не картонными. Это же не сказочная условность, условные улицы, условные дома, условный сверчок за печкой. И еще очень мешало ощущение, что герой так же пуст, как эти картонки. Даже глуп. Поначалу такое впечатление складывается - чем пафоснее авторы, тем глупее герои.   
Долго это продолжалось, потом потихоньку стала появляться на экране жизнь, какой-то объем персонажей. Да, а Домогаров вполне себе живой с самого начала, Певцов тоже. Ну и их герои попроще. С ними не носятся. А Миронову тем не менее, такое впечатление, приходится все на себе самому вытаскивать. Потому что вся драматургия в общем-то совершенно иллюстративная, ремесленная, не знаю, таков ли был замысел, но все мимо, картонно. В Википедии нынче лучше пишут. Больше о человеке можно узнать, а здесь, как школьные шпаргалки, вроде как "Война и мир" на 5 страницах. Основные герои есть, фабула соблюдена. 
Если бы Миронов в интервью не рассказывал бы о том, как он подыскивал себе голос, приняла бы его за озвучанного Филиппенко. Но к концу второй серии, то ли привыкать стала, то ли получше сцены появились, что-то стало складываться, посмотрим. (Перенесла свой комментарий из ф-ленты.)

История кино.  В роли Достоевского  www.kommersant.ru/doc/1641762

 

Фотопробы. Василий Шукшин.      Николай Хмелев. "Мертвый дом",1932, р.В.Федоров, сц.В.Шкловского

 

Евгений Миронов в сериале "Достоевский",    фото www.kino-teatr.ru.   

«Достоевский»: Между Сашей Белым и Борей Моисеевым

Новый биографический сериал, показанный на канале «Россия», был призван не только снять хрестоматийный глянец с личности великого русского писателя, но и дать ответы на некоторые насущные вопросы нынешнего российского бытия. Поначалу казалось, что для достижения подобной цели на руках у режиссера Владимира Хотиненко оказались все возможные козыри. Только, похоже, свою творческую партию он проиграл.

Перед премьерой Хотиненко в многочисленных интервью признавался, что в школе не очень любил Достоевского и даже не совсем его понимал, считая слишком сложным. «Видимо, потому, - рассуждал режиссер, - что мы не очень хорошо знали его подлинную биографию. Поэтому мы решили, что стоит продемонстрировать зрителю те качества, которые открывают писателя как человека, которому не чужды все человеческие радости, горести». Стоило бы добавить: и пороки. Из этого и должен был складываться экранный образ гения русского слова и властителя дум. Евгений Миронов, сыгравший однажды в сериале князя Мышкина, оказался исполнителем, наиболее адекватным той идеологической нагрузке на образ, которая и должна была уравновесить скандальные подробности биографии и частной жизни Федора Михайловича. Равновесие не случилось. И тогда в глаза стало бросаться то, что, видимо, подспудно и мыслилось режиссером при съемках, - навязчивая актуализация идей и размышлений Достоевского.

На протяжении семи серий, что длится сериал «Достоевский», зрители узнают, что главный герой был православным христианином, считал, что всякая власть от Бога, судорожно боялся революционных потрясений и был весьма нетолерантен к представителям иных народностей, населявших Российскую империю. Это, так сказать, политические составляющие нового экранного образа писателя. Что же касается частных подробностей, то эпилепсия Достоевского выглядит в сериале не самым страшным обстоятельством, потому что есть еще и сластолюбие, и патологическая игровая зависимость.

В фильме Хотиненко обнаружилось много повторов, банальностей и ходульной иллюстративности, что никак не способствовало устойчивости зрительского интереса. Канал «Россия» был вынужден подкрепить эфирные позиции «Достоевского» очередным показом неизменно популярного сериала «Бригада». Программная рифмовка продемонстрировала, насколько глубоко развращено сознание сегодняшних телевизионных профессионалов. Историю про бандитов поставили в один ряд с биографией крупнейшего русского классика. А биографию гениального писателя, который всегда ненавидел душегубов, поведали таким образом, что страдающий и совестливый художник превратился в одержимого неврастеника не от мира сего. Показ же финальных серий был - видимо, ради торжества тотального абсурда - обрамлен программой «Поединок», в которой обсуждались проблемы гомосексуалистов.

Евгений Миронов - Достоевский лишь внешне напоминает канонический портрет кисти художника Перова. На протяжении большей части фильма - разве что за исключением финала - нам явлено некое частное лицо с занятными дурными привычками, замаскированное под облик писателя и совпадающее с ним в деталях биографии. Режиссер вполне мог бы назвать свой новый фильм более простой фамилией. Например, «Иванов». Название же «Достоевский» ко многому обязывает. Сериал начинается с развернутого эпизода так и не свершившейся казни петрашевцев. Но разверзшаяся бездна близкой смерти подозрительно быстро стирается из сознания героя, лишь изредка рифмуясь на экране то с кружащейся рулеткой, то с очередным эпизодом грехопадения писателя. Повсюду типичные для бульварного жанра страсти роковые, и почти нет того, что принято называть творчеством. Исключение представляют лишь кратковременные «явления» будущих героев книг Достоевского - мимолетные иллюстрации, призванные обозначить этапы писательской судьбы. Но и в этом ряду есть принципиальное упущение: в сериале присутствует только полнамека на самый идеологический роман Достоевского - «Бесы». А ведь в «Бесах» можно найти ответы на многие вопросы современной жизни - причем непростые, развернутые, неоднозначные ответы. Владимир Хотиненко в подобные глубины спускаться не захотел. Или не смог. Или не собирался.

Сергей Ильченко, http://www.fontanka.ru/2011/05/28/002/.

http://www.kommersant.ru/doc/1647859.

книжки, Достоевский, сериал, Шукшин, кино, Евг.Миронов, ТВ

Previous post Next post
Up