Итоги года. Лучшие сериалы 2019

Dec 25, 2019 22:11



Субъективный список лучшего из увиденных в этом году сериалов. Для простоты и удобства - ссылки на Кинопоиск. Обложки намеренно не вставляю - мы, олдфаги, за текст (а кому надо, тот всё и так найдёт).

"ЧЕРНОБЫЛЬ".
Трудно было уйти от главного ТВ-события этого года. С учётом еще и того, что 12 из своих 35 лет я прожил в чернобыльской зоне, и это, вполне вероятно, наложило определенный отпечаток - и на моё здоровье, и на здоровье моего поколения. Команде "Чернобыля" удалось главное - придавить к земле, показав метафизический ужас ситуации почти безо всех классических приемов, характерных для жанра. Получился большой и довольно пристальный взгляд на Человека. В очередной раз оказалось, что Человек - довольно страшное существо.

"УТРЕННЕЕ ШОУ".
Главный хит APPLE-овской четверки этого года на сериальном поприще. Вооружившись сильными козырями в лице Дженнифер Энистон, Риз Уитерспун, Билли Крудапа и Стива Кэррэла, сценаристы храбро зашли на территорию исследования #MeToo, показав, насколько в этой ситуации важно отойти от дихотомии черного/белого восприятия проблемы. Отталкиваясь, разумеется, от Вайнштейнгейта, весь перввый сезон создатели шоу держали интригу по части того, куда же они клонят, к каким выводам хотят зрителя привести. Итог получился довольно драматичным и психологически сложным. Очень понравилось. // Невольно напрашивались сравнения с великолепной "Службой Новостей", выяснить, кто лучше, не получится - каждый из сериалов хорош по-своему. // Ну и особенно хочется отметить: в "Утреннем шоу" крайне затейливая заставка. Простые разноцветные прыгающие шарики с каждой серией обрастают контекстом и превращаются в расовые проблемы, нарастающие снежные комы, людей, конфликты, ситуации и т.п. Здорово придумано.

"МОЙ АДЖАССИ" (Naui ajeossi).
Не вполне точно переводящееся на русский язык корейское слово (на Кинопоиске сериал назван "Мой мистер") мы с супругой по итогам просмотра определили как ближе всего соотносящееся с понятием "моя родственная душа". Собственно, причиной просмотра стал призыв любимого человека увидеть это, так как главный герой, Пак Дон Хун, по мнению супруги - вылитый Джедаевич. Не внешне, а содержательно, по характеру и мировосприятию. Приблизительно так оно и оказалось. Если брать широкими психологическими мазками, то это и моя история тоже, по крайней мере, моя внутренняя история, взгляд на самого себя со стороны. И отношение с собственным прошлым-настоящим-будущим, и понимание семьи, и уходящие в прошлое друзья, и жизненные осознания, и размеренность мировосприятия, и многие маленькие черты характера. К счастью, сериал даже на фоне общей неспешности корейских дорам оказался почти  медитативен, позволив практически полностью погрузиться во внутренний мир человека.

"НЕВЕРОЯТНОЕ".
Психологически мощная детективная история, основанная на реальных событиях (получившее Пулитцеровскую премию расследование The Marshall Project и ProPublica "Невероятная история насилия"). Прекрасный подбор атрис на главные роли, особенно Меритт Уивер - настоящая кастинг-победа на уровне не меньше Мэттью Макконахи в "Настоящем детективе". И уж точно можно согласиться с цитатой: "Настоящий детектив, которого мы заслужили". Вообще вот хочется о "Невероятном" что-то сказать, а трудно: это зрелище той категории, которую надо не увидеть, а прочувствовать. Мимику, эмоциональные оттенки, интонации, погружение в события. Весь камерный ужас происходящего, поданный через переживания основных ее участников внутри социума - подход далеко не каждому удающийся. Здесь - удалось полностью. Смотреть при этом стоит только в оригинале, потому что игра Меритт Уивер этого достойна.

"BEFOREIGNERS (Пришельцы из прошлого)". Довольно неожиданно выпрыгнувший из ниоткуда скандинавский сериал по своему контексту может легко дать прикурить, например, экранизации "Американских богов". Завязка довольно нетривиальна - из трех разных времен в наше начинают прибывать люди. Дело происходит в Норвегии, а люди прибывают из трех эпох - каменного века, эпохи викингов и прошлого столетия. В том числе перемещаются в XXI век личности, известные своими подвигами, персонажи официальной истории страны. И самое интересное, что при такой завязке всё внимание создатели сериала сосредоточивают не на фантастическую составляющую - почему люди перемещаются, зачем перемещаются и т.п. А на социальную - как варвары, просвещенная интеллигенция и толерантные смартфононосцы смогут уживаться в одном пространстве друг с другом. Разумеется, негласно и за кадром поднят вопрос миграции внутри современной Европы. Ну и также частным образом повисает в воздухе вопрос, как быстро в голове отечественных кинотворцов мелькнет мысль выкупить права на сериал и сделать аналог со славянскими героями древности и нашего славного прошлого. Огромный пласт для культурного погружения мог бы получиться.

"THE OA", 2 сезон.
Детище великолепной Брит Марлинг и Зака Батманглиджа. Первый сезон абсолютно точно стал уникальной вещью в себе, попав в категорию "культовые сериалы", и трудно было сказать, нужно такую историю продолжать или нет. Риск снизить градус восторга был слишком велик. Тем не менее, всё же ребята скорее справились. Вообще сейчас любое ТВ- и кинозрелище, выходящее из зоны зрительского комфорта в какую-то собственную реальность - это творческая победа. В этом смысле The OA - победа несомненная, находящаяся в одном идеологическом пространстве с творениями Кристофера Нолана. Люди, задающие правильные вопросы о природе нашей реальности, сомневающиеся в сложившемся миропорядке, не могут не вызывать пристального интереса. // На данный момент на 3 сезон сериал не продлен, и результата все кампании по его спасению пока что вроде как не дали. Но вдруг!

"ТЬМА", 2 сезон.
В завершающей сцене первого сезона наш главный герой переместился в странное антиутопическое будущее. Весь же второй сезон сценаристы решили продолжить удивлять и твинпиксить, и поэтому их фантазия, помноженная на камерность мирка, в котором разворачиваются события, дала вполне приличный результат. Здесь уже и временные петли, и пересечения судеб, и предопределенность, и неотвратимость, и муки выбора, и муки последствия выбора. Очень интересно, к чему в итоге приведут все нити этой истории.

"СЛУГА НАРОДА", сезоны 1-3.
Просмотр всех трех сезонов случился где-то между объявлением Зеленского о вступлении в президентскую гонку и до собственно выборов, которые привели к известно какому результату. Оглядываясь назад, безо всякого сомнения, Владимир Зеленский - главный политик 2019  года. Смотреть за ним, его ростом, его подходом, его мобильностью, контактностью, его маленькими и большими победами превратилось в достаточно любопытный опыт. И потому неудивительно, что сериальный образ смешался в итоге с образом человеческим. Всё получилось вполне в духе нашего времени, где многие уже и сами толком не знают где они больше настоящие - по паспорту, или никнейму/аватарке, или субличности, или альтер-эго. Главное же - что человек добился в реальном мире пусть не глобальных, но ощутимых результатов - дороги строятся, моряки освобождаются, транзитный газ по трубе следующие 5 лет будет идти, зарплаты подросли, количество разводов кратно уменьшилось. Внутренне хочется, чтобы всё, что может получиться, получилось. И у Зеленского, и у простого украинского человека. Чтобы жить и как-то не тужить. Должно же это когда-то произойти. // А конкретно про сериал в общих чертах написал здесь.

"ИГРА ПРЕСТОЛОВ", 8 сезон.
Зря, что ли, смотрели все эти годы ) Завершение сериала получилось в диапазоне между "плохим" и "отвратительным", а еще импотентским: в отсутствие указующего перста Джорджа Мартина у сценаристов полностью иссякла фантазия, особенно когда ко всему прочему на горизонте замаячили большие финансовые перспективы от компании с мировым именем. Всё, что можно было ожидать от завершения этой большой истории, фанатские наработки, интуитивные догадки, предположения и т.п. - всё было выброшено в трубу и утонуло в болоте отчаяния фан-сообщества. Тем не менее не посмотреть даже такой сценарный провал было решительно нельзя: Игра Престолов крепко вошла в культурный код современного киночеловека. Персонально для меня ИП закончилась уже после 3-го эпизода 8 сезона, роялекустарной сценой с летающим Капитаном Арья. Поэтому последние эпизоды были  досмотрены по инерции: было ясно, что ничем хорошим такоЭ завершиться просто не может. И было уже безразлично.

"ФИЛАРМОНИЯ".
В начале как будто бы процедуральная, а к концу - детективная история о событиях  внутренней кухни филармонии - из категории тех, что к просмотру рекомендовать вроде не за что, но в то же время и просмотрено не без интереса. Понравились обе главные героини. И связанные с ними феминистические контексты, как их понимают в Европе - здесь всё не в лоб, а более-менее органично, тонко и естественно. История о мире чувствительных и гиперчувствительных личностей, подчас балансирующем на грани между гениальностью и безумием.

"КОБРА КАЙ", 2 сезон.
Любимцы из главного хита YouTube Originals продолжили рассказ про текущие проблемы своих школ каратэ. В этот раз фокус был больше на внутреннем мире бывших соперников, вызовах, с которыми сталкивается мужчина на грани кризиса среднего возраста и как с ними справляется. Снято всё так же довольно старомодно - причем в хорошем смысле этого слова, и от всего этого по-прежнему возникает довольно милое и симпатичное ощущение.

"ПРЕСТУПНИК": Германия / Великобритания / Испания / Франция.
Довольно стильная подача детективного нарратива - через людей, ведущих игру по обе стороны зеркала в комнате проведения допроса. Из персонажей в историях больше всего убедил Дэвид Теннант - в британской части. Здорово, когда масштаб актера чувствуется всего в двух словах, которые ему приходится произносить большую часть экранного времени. Из коллективов в целом - скорее, понравился, немецкий.

"ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ И РОБОТЫ".
Кадры из истории Зимы Блю стояли у меня в шапке фейсбука и ЖЖ большую часть года, а это уже что-то да значит ) Свои впечатления выложил в ЖЖ в мартовской записи.

infobesity, сериалы, #metoo, синематека, движущиеся картинки

Previous post Next post
Up