Субъективный список лучшего из увиденных в этом году сериалов. Для простоты и удобства - ссылки на Кинопоиск. Обложки намеренно не вставляю - мы, олдфаги, за текст (а кому надо, тот всё и так найдёт).
"
ЧЕРНОБЫЛЬ".
Трудно было уйти от главного ТВ-события этого года. С учётом еще и того, что 12 из своих 35 лет я прожил в чернобыльской зоне, и это, вполне вероятно, наложило определенный отпечаток - и на моё здоровье, и на здоровье моего поколения. Команде "Чернобыля" удалось главное - придавить к земле, показав метафизический ужас ситуации почти безо всех классических приемов, характерных для жанра. Получился большой и довольно пристальный взгляд на Человека. В очередной раз оказалось, что Человек - довольно страшное существо.
"
УТРЕННЕЕ ШОУ".
Главный хит APPLE-овской четверки этого года на сериальном поприще. Вооружившись сильными козырями в лице Дженнифер Энистон, Риз Уитерспун, Билли Крудапа и Стива Кэррэла, сценаристы храбро зашли на территорию исследования #MeToo, показав, насколько в этой ситуации важно отойти от дихотомии черного/белого восприятия проблемы. Отталкиваясь, разумеется, от Вайнштейнгейта, весь перввый сезон создатели шоу держали интригу по части того, куда же они клонят, к каким выводам хотят зрителя привести. Итог получился довольно драматичным и психологически сложным. Очень понравилось. // Невольно напрашивались сравнения с великолепной "Службой Новостей", выяснить, кто лучше, не получится - каждый из сериалов хорош по-своему. // Ну и особенно хочется отметить: в "Утреннем шоу" крайне затейливая заставка. Простые разноцветные прыгающие шарики с каждой серией обрастают контекстом и превращаются в расовые проблемы, нарастающие снежные комы, людей, конфликты, ситуации и т.п. Здорово придумано.
"
МОЙ АДЖАССИ" (Naui ajeossi).
Не вполне точно переводящееся на русский язык корейское слово (на Кинопоиске сериал назван "Мой мистер") мы с супругой по итогам просмотра определили как ближе всего соотносящееся с понятием "моя родственная душа". Собственно, причиной просмотра стал призыв любимого человека увидеть это, так как главный герой, Пак Дон Хун, по мнению супруги - вылитый Джедаевич. Не внешне, а содержательно, по характеру и мировосприятию. Приблизительно так оно и оказалось. Если брать широкими психологическими мазками, то это и моя история тоже, по крайней мере, моя внутренняя история, взгляд на самого себя со стороны. И отношение с собственным прошлым-настоящим-будущим, и понимание семьи, и уходящие в прошлое друзья, и жизненные осознания, и размеренность мировосприятия, и многие маленькие черты характера. К счастью, сериал даже на фоне общей неспешности корейских дорам оказался почти медитативен, позволив практически полностью погрузиться во внутренний мир человека.
"
НЕВЕРОЯТНОЕ".
Психологически мощная детективная история, основанная на реальных событиях (получившее Пулитцеровскую премию расследование The Marshall Project и ProPublica
"Невероятная история насилия"). Прекрасный подбор атрис на главные роли, особенно Меритт Уивер - настоящая кастинг-победа на уровне не меньше Мэттью Макконахи в "Настоящем детективе". И уж точно можно согласиться с
цитатой: "Настоящий детектив, которого мы заслужили". Вообще вот хочется о "Невероятном" что-то сказать, а трудно: это зрелище той категории, которую надо не увидеть, а прочувствовать. Мимику, эмоциональные оттенки, интонации, погружение в события. Весь камерный ужас происходящего, поданный через переживания основных ее участников внутри социума - подход далеко не каждому удающийся. Здесь - удалось полностью. Смотреть при этом стоит только в оригинале, потому что игра Меритт Уивер этого достойна.
"
BEFOREIGNERS (Пришельцы из прошлого)". Довольно неожиданно выпрыгнувший из ниоткуда скандинавский сериал по своему контексту может легко дать прикурить, например, экранизации "Американских богов". Завязка довольно нетривиальна - из трех разных времен в наше начинают прибывать люди. Дело происходит в Норвегии, а люди прибывают из трех эпох - каменного века, эпохи викингов и прошлого столетия. В том числе перемещаются в XXI век личности, известные своими подвигами, персонажи официальной истории страны. И самое интересное, что при такой завязке всё внимание создатели сериала сосредоточивают не на фантастическую составляющую - почему люди перемещаются, зачем перемещаются и т.п. А на социальную - как варвары, просвещенная интеллигенция и толерантные смартфононосцы смогут уживаться в одном пространстве друг с другом. Разумеется, негласно и за кадром поднят вопрос миграции внутри современной Европы. Ну и также частным образом повисает в воздухе вопрос, как быстро в голове отечественных кинотворцов мелькнет мысль выкупить права на сериал и сделать аналог со славянскими героями древности и нашего славного прошлого. Огромный пласт для культурного погружения мог бы получиться.
"
THE OA", 2 сезон.
Детище великолепной Брит Марлинг и Зака Батманглиджа. Первый сезон абсолютно точно стал уникальной вещью в себе, попав в категорию "культовые сериалы", и трудно было сказать, нужно такую историю продолжать или нет. Риск снизить градус восторга был слишком велик. Тем не менее, всё же ребята скорее справились. Вообще сейчас любое ТВ- и кинозрелище, выходящее из зоны зрительского комфорта в какую-то собственную реальность - это творческая победа. В этом смысле The OA - победа несомненная, находящаяся в одном идеологическом пространстве с творениями Кристофера Нолана. Люди, задающие правильные вопросы о природе нашей реальности, сомневающиеся в сложившемся миропорядке, не могут не вызывать пристального интереса. // На данный момент на 3 сезон сериал не продлен, и результата все кампании по его спасению пока что вроде как не дали. Но вдруг!
"
ТЬМА", 2 сезон.
В завершающей сцене первого сезона наш главный герой переместился в странное антиутопическое будущее. Весь же второй сезон сценаристы решили продолжить удивлять и твинпиксить, и поэтому их фантазия, помноженная на камерность мирка, в котором разворачиваются события, дала вполне приличный результат. Здесь уже и временные петли, и пересечения судеб, и предопределенность, и неотвратимость, и муки выбора, и муки последствия выбора. Очень интересно, к чему в итоге приведут все нити этой истории.
"
СЛУГА НАРОДА", сезоны 1-3.
Просмотр всех трех сезонов случился где-то между объявлением Зеленского о вступлении в президентскую гонку и до собственно выборов, которые привели к известно какому результату. Оглядываясь назад, безо всякого сомнения, Владимир Зеленский - главный политик 2019 года. Смотреть за ним, его ростом, его подходом, его мобильностью, контактностью, его маленькими и большими победами превратилось в достаточно любопытный опыт. И потому неудивительно, что сериальный образ смешался в итоге с образом человеческим. Всё получилось вполне в духе нашего времени, где многие уже и сами толком не знают где они больше настоящие - по паспорту, или никнейму/аватарке, или субличности, или альтер-эго. Главное же - что человек добился в реальном мире пусть не глобальных, но ощутимых результатов - дороги строятся, моряки освобождаются, транзитный газ по трубе следующие 5 лет будет идти, зарплаты подросли, количество разводов кратно уменьшилось. Внутренне хочется, чтобы всё, что может получиться, получилось. И у Зеленского, и у простого украинского человека. Чтобы жить и как-то не тужить. Должно же это когда-то произойти. // А конкретно про сериал в общих чертах написал
здесь.
"
ИГРА ПРЕСТОЛОВ", 8 сезон.
Зря, что ли, смотрели все эти годы ) Завершение сериала получилось в диапазоне между "плохим" и "отвратительным", а еще импотентским: в отсутствие указующего перста Джорджа Мартина у сценаристов полностью иссякла фантазия, особенно когда ко всему прочему на горизонте замаячили большие финансовые перспективы от компании с мировым именем. Всё, что можно было ожидать от завершения этой большой истории, фанатские наработки, интуитивные догадки, предположения и т.п. - всё было выброшено в трубу и утонуло в болоте отчаяния фан-сообщества. Тем не менее не посмотреть даже такой сценарный провал было решительно нельзя: Игра Престолов крепко вошла в культурный код современного киночеловека. Персонально для меня ИП закончилась уже после 3-го эпизода 8 сезона, роялекустарной сценой с летающим Капитаном Арья. Поэтому последние эпизоды были досмотрены по инерции: было ясно, что ничем хорошим такоЭ завершиться просто не может. И было уже безразлично.
"
ФИЛАРМОНИЯ".
В начале как будто бы процедуральная, а к концу - детективная история о событиях внутренней кухни филармонии - из категории тех, что к просмотру рекомендовать вроде не за что, но в то же время и просмотрено не без интереса. Понравились обе главные героини. И связанные с ними феминистические контексты, как их понимают в Европе - здесь всё не в лоб, а более-менее органично, тонко и естественно. История о мире чувствительных и гиперчувствительных личностей, подчас балансирующем на грани между гениальностью и безумием.
"
КОБРА КАЙ", 2 сезон.
Любимцы из главного хита YouTube Originals продолжили рассказ про текущие проблемы своих школ каратэ. В этот раз фокус был больше на внутреннем мире бывших соперников, вызовах, с которыми сталкивается мужчина на грани кризиса среднего возраста и как с ними справляется. Снято всё так же довольно старомодно - причем в хорошем смысле этого слова, и от всего этого по-прежнему возникает довольно милое и симпатичное ощущение.
"
ПРЕСТУПНИК": Германия / Великобритания / Испания / Франция.
Довольно стильная подача детективного нарратива - через людей, ведущих игру по обе стороны зеркала в комнате проведения допроса. Из персонажей в историях больше всего убедил Дэвид Теннант - в британской части. Здорово, когда масштаб актера чувствуется всего в двух словах, которые ему приходится произносить большую часть экранного времени. Из коллективов в целом - скорее, понравился, немецкий.
"
ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ И РОБОТЫ".
Кадры из истории Зимы Блю стояли у меня в шапке фейсбука и ЖЖ большую часть года, а это уже что-то да значит ) Свои впечатления выложил в ЖЖ
в мартовской записи.