Да, в финале свет во тьме светит. Но от алмаза ли? На мой взгляд, это свет человека, свет от угасающего уходящего Человека: «Бедный, бедный, милый дядя Ваня…»
Re: дядя Ваня не увидел, а зрители увиделиjeanixOctober 14 2010, 17:05:15 UTC
Согласен, для дядь вань в зрительном зале театр, искусство - это алмазы в небе. Но чеховские персонажи, и именно дядя Ваня, этого света как раз и лишены. В спектакле (и в пьесе) из всех искусств поминается лишь сборник Батюшкова, и то антигероем, профессором Серебряковым, и по какому-то формальному поводу (кстати, любопытно - как Чехов относился к Батюшкову, к его стихам? Предполагаю, что ненавидел).
Re: внешнее и внутреннееjeanixOctober 28 2010, 14:33:55 UTC
Благодарю за наводку на В.Е.Хализева. Нашёл это место у него в «Теории литературы», он говорит о случаях несоответствия образа автора литературного произведения и автора-человека, правда без ссылки на Чехова: «Нередки весьма серьезные расхождения и радикальные несоответствия между художнической субъективностью и жизненными поступками и бытовым поведением писателя. Так, «реальный» К.Н.Батюшков, болезненный и не уверенный в себе, был разительно непохож на того эпикурейца и страстного любовника, каким нередко рисовал себя в стихах». Это замечание Хализева как раз объясняет, как Чехов относился к Батюшкову, похоже, что он его отчасти идентифицировал с Серебряковым (видимо, не случайно тот ищет его томик), у которого тоже имело место аналогичное расхождение внешнего (герр профессор, любимец женщин), и внутреннего образов (подагрическая ночная истерика среди своих).
Re: магия притягательностиjeanixOctober 29 2010, 09:36:38 UTC
Спектакль Туминаса, видимо из-за своей невербальности (там в большинстве сцен текст не столь важен - всё понятно и без слов), обладает магией притягательности.
«Дядю Ваню» Щербана к нам (вместе с «Изотовым» и «Гамлетом») привозят в конце ноября.
Я взял билеты на все три привозных александринских спектакля. Если раньше, приезжая в Ленинград, я планировал походы по театрам начиная с БДТ, потом, приезжая в Петербург - с МДТ, то теперь - с Александринки. Театр №1. «Дядю Ваню» Персиваля не видел, потому спектакль Щербана буду смотреть с «чистого листа». У Могучего видел только один спектакль - «PRO Турандот», ощущение от его театра было, что это не моё, слишком много игры, игры на грани прикола, мало настоящего. Театр Фокина я люблю, с его спектаклями я, как правило, совпадаю, может потому, что смотрю его давно, ещё со времён его начала в Современнике - «Валентин и Валентина», «Провинциальные анекдоты», … Если не совпадаю, то мне, по крайней мере, всегда понятны мотивы его экспериментов.
Re: петербургско-московский период - 6:3jeanixOctober 30 2010, 15:04:24 UTC
Ваши слова про необозримую просторность театра Могучего меня обнадёживают.
Последним спектаклем из допетербургского периода Фокина был «Арто и его двойник». «Шинель» это спектакль из его петербургско-московского периода, после назначения в Александринку он поставил в ней шесть спектаклей и три в Москве.
Re: теперь уже без ГвоздицкогоjeanixNovember 2 2010, 20:50:45 UTC
Да, спектакли уходят как живые люди, иногда трагически неожиданно. В мае 2007 г. я приехал в С.-Петербург, чтобы посмотреть «Двойника» и «Живой труп», с Московского вокзала пришёл в Александринку, и в кассе узнал, что накануне умер Гвоздицкий. «Двойника» я спустя год посмотрел уже с Лысенковым, и трагическая судьба уникального актёра оказалась как бы вложенной в этот спектакль - за героем Лысенкова на сцене незримо присутствовал его Двойник, игравший до него эту роль.
совпал на 99,9 %
0,1 % это последний кадр
спектакль кончается не темнотой
а светом от алмазов
Reply
Reply
с того самого "неба в алмазах"
дядя Ваня ушел и не увидел, а зрители увидели
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
«Дядю Ваню» Щербана к нам (вместе с «Изотовым» и «Гамлетом») привозят в конце ноября.
Reply
(The comment has been removed)
«Дядю Ваню» Персиваля не видел, потому спектакль Щербана буду смотреть с «чистого листа».
У Могучего видел только один спектакль - «PRO Турандот», ощущение от его театра было, что это не моё, слишком много игры, игры на грани прикола, мало настоящего.
Театр Фокина я люблю, с его спектаклями я, как правило, совпадаю, может потому, что смотрю его давно, ещё со времён его начала в Современнике - «Валентин и Валентина», «Провинциальные анекдоты», … Если не совпадаю, то мне, по крайней мере, всегда понятны мотивы его экспериментов.
Reply
(The comment has been removed)
Последним спектаклем из допетербургского периода Фокина был «Арто и его двойник». «Шинель» это спектакль из его петербургско-московского периода, после назначения в Александринку он поставил в ней шесть спектаклей и три в Москве.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment