Суть и вокруг

Oct 30, 2023 18:08

Балет, режиссёр Евгений Сангаджиев, хореограф Владимир Варнава, Россия, 2023
Наблюдатель. Персона. Владимир Васильев, канал «Культура», эфир 27.06.2023

Балет есть часть общей хореографии, общего ликования, захватывающего отдельных людей, их группы и толпы. Орудием этого ликования является танец.
Аким Волынский. Книга ликований (1925)

Встык к балетному сериалу посмотрел передачу из цикла «Наблюдатель. Персона» с Владимиром Васильевым, и с ведущим от канала «Культура» Андреем Максимовым. Сериал и передача не то, чтобы дополняют друг друга, они как две геосферы - земля и воздух, которые соприкасаются в одной плоскости, они как два взгляда на это волшебное явление балет - с неба и с земли. И ещё в одном они пересекаются, в определении сущности балета своими главными персонажами, хотя те и формулируют её по-разному.
По Васильеву суть балета - это визуализация музыки при помощи классической хореографии, он убедительно это рассказывает и красиво показывает лишь кистями рук и глазами, сидя за столом. О беспредельности сути балета: Максимов - «Я когда-то смотрел ваш с Колобовым спектакль "О, Моцарт! Моцарт", был потрясён и ошарашен вашим балетом в нём под "Реквием" Моцарта, не представлял, что можно танцевать под эту музыку, считал это невозможным». Васильев - «А любую музыку можно станцевать. Любую!»


Основная тема сериала - это конфронтация в балете классического и современного танца, она представлена как борьба передового прогрессивного нового с консервативным заплесневелым старым. Для главной героини сериала, всемирно известной балетмейстерки Руты Майерс (сборный вымышленный персонаж), приглашённой на постановку в Национальный театр, суть балета - это визуализация задуманной концепции, самовыражение танцовщика и балетмейстера, музыка же подбирается ею по ходу постановки. Внешне Национальный театр неотличим от нашего Большого, того самого, что на Театральной площади, интерьерами он сильно похож на МАМТ и Михайловский, сущностно - на любой театр оперы и балета, а спектакль что репетировали в сериале, по окончании съёмок сыграли в МАМТе в составе программы одноактных балетов. Необычный случай материализации сути вымышленного балета из кино в реальном театральном мире.
Помимо сути в этой многосерийной фильме не менее интересно то неизбежное, что вокруг неё - балетно-театральные почва и сор. Почва - это репетиции, кастинги, переговоры, поиски, сомнения - то из чего рождаются спектакли. Сор - интриги, заговоры и происки прим-балерин, закулисная возня, коррупция, деятельность жён руководителей театра как театральных менеджеров и как тайных главных советников и прочие закулисные козни.
Уверен, что создатели фильма не стремились изобразить в своих персонажах конкретных деятелей балетного мира, их герои не похожи на публичных балетных персон, и всё же … временами неуловимо-уловимо похожи. Отдельное зрительское удовольствие - увидеть в персонаже Бондарчука блик Владимир Урина, в Гордине - Владимира Васильева времён его худруковства в Большом, в Апексимовой - Ирину Черномурову, …
На мой зрительский взгляд, коренного противоречия и серьёзного конфликта между классическим и современным балетом не существует. Это два почти параллельных русла, в которых живёт балет. Как известно из геометрии, параллельные линии пересекаются (иногда), линии классического и современного балета тоже соединяются, в душе зрителя, в точке зрительского ликования.


Сангаджиев, Владимир Варнава, балет, кино, Аким Волынский, сериал

Previous post Next post
Up