Поцелуй / Kuchizuke / くちづけ, режиссёр Ясудзо Масумура / Yasuzo Masumura, Япония, 1957
В юном возрасте пыл сердца обуздывается силой нравственного чувства, и это ведёт к страшной душевной борьбе; отсюда и долгие, почтительные колебания молодого любовника, глубокие его раздумья, исполненные нежности, отсутствие всякого расчёта, что составляет чудесную притягательность юношей, непорочных умом и телом.
Оноре де Бальзак. Беатриса (1845)
Милая трогательная любовная киноистория, точнее история зарождения любви, первых шагов первой любви. Главная судьбоносная коллизия, развёртываемая где-то с середины фильма, сродни той, на которой была построена комедия Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» (1958), видимо в те годы, в конце 50-х, сюжет этот был бродячим по всему миру, да и времена везде были тогда весьма невинными, нигде ещё не было принято законов о защите персональных данных. Только вместо советского наивного романтического, ещё только становящегося на ноги оттепельного реализма, тут весьма жёсткий послевоенный японский реализм, очевидная разница видна даже в завязке сюжета - парень и девушка знакомятся не в поезде, как у Рязанова, а в тюрьме, куда они приходят проведать своих отцов.
Некоторые интернет-киноведы относят фильм к японской новой волне, к первым её всплескам, но, на мой взгляд, это неточно, новая киноволна в Японии (яп. nuberu bagu) весьма определённо и ярко поднимается чуть позже, в 1960, её лидеры - Нагиса Осима, Сёхэй Имамура, Хироси Тэсигахара, Кането Синдо, Корэёси Курахара, Масахиро Синода, … Да и нововолновое кино было более жестоким, беспощадным, с более потерянными и неприкаянными героями. «Поцелуй» - это, пожалуй, излёт японского неореализма, с его добрыми надеждами, вниманием и симпатией к людям.