Зло - это удовольствие?

Jan 23, 2022 10:47

Людмила Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» СПб ТЮЗ, режиссёр Александр Иванов, 2013

Злo зaлoжeнo в глyбинe чeлoвeчecкoй пpиpoды, в eё иppaциoнaльнoй cвoбoдe, в eё oтпaдeнии oт пpиpoды бoжecтвеннoй, oнo имeeт внyтpeнний иcтoчник.
Николай Бердяев. Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo (1923)

Как могло получиться, что вопрос о необходимости снятия этой пьесы поставило не Министерство культуры, а Комитет государственной безопасности?
Михаил Горбачёв. Из протокола заседании секретариата ЦК КПСС от 26 апреля 1983 года

Нарисуйте
непобедимо синий завет -
Небом Единым Жив Человек.
Андрей Вознесенский. Васильки Шагала (1973)

Пьеса написана в 1980 году, попытки постановок её на театре в первой половине 80-х заканчивались запретами или уже вышедших спектаклей, или ещё только готовящихся. Ну а во времена перестройки пьеса вышла из театрального подполья, широко ставилась, став своего рода шоковой репертуарной бомбой. Тогда же вышел и фильм Эльдара Рязанова с замечательной Мариной Неёловой, но по фильму ощущалось, что тогдашнюю молодёжь именитый мастер уже адекватно не чувствовал.
Компания одиннадцатиклассников (в пьесе - десятиклассников), три парня и девушка, приходит домой к учительнице математики, чтобы как бы поздравить её с днём рождения, а на самом деле, чтоб получить ключ от кабинета, где лежат их выпускные экзаменационные работы, которые они хотят подменить. Выпускники сначала уговаривают её, потом кошмарят, запугивают, обыскивает и её, и квартиру, и наконец придумывают как бы беспроигрышный ход.
Пьеса, конечно, сегодня пожухла, поскольку устарела её фактура, театр ненавязчиво её модернизирует, заменяя подаренные Елене Сергеевне хрустальные фужеры на айпад, в принесённом угощении вместо портвейна - виски, а среди закусок - суши, которые ученики учат учительницу есть палочками. Но и тут некоторые анахронизмы всё же сохраняются: к моменту премьеры спектакля, в 2013 году, в России уже несколько лет нет никаких выпускных экзаменов, вместо них - сплошной ЕГЭ. Думаю, что и сегодня, и в доегэшный, но в суши-айпадный период, подобная коллизия была бы если не невозможна, то маловероятна, ученики и их родители пытались бы использовать другой инструмент, более универсальный и эффективный - денежный. Коллизия свелась бы к двум вопросам - «Сколько дать?» И - «Возьмёт / не возьмёт?»
Сегодня спектакль по этой пьесе не шокирует, видимо из-за архаичности пусть и модернизированной пьесы, но он - живой, пожалуй, таковым его делают прекрасные актёрских работы, молодые актёры достоверно и тонко играют самых обычных взрослых детишек, легко переходящих границы зла и подлости. Это спектакль об искушении людей, прежде всего молодых людей злом. А противовес этому злу - Елена Сергеевна, в исполнении прекрасной Анны Дюковой, пусть противовес несколько декларативный, но - театрально яркий и убедительный, особенно в смысловом центре спектакля, в её монологе у открытого окна, из которого бьёт безжалостный утренний свет, окно в задней стене зрительного зала, за спинами зрителей, она произносит свои слова спиной к окну, и как бы от зрителей тоже - «Не хлебом единым жив человек… Вы - племя маленьких паразитов, приспособившихся потихоньку сосать кровь… Карлики с куриными мозгами, вставшие на котурны, чтобы самим себя казаться монументальнее… Ваши желания элементарны, как у питекантропа, послаще жратвы, да потеплее шкуру… Моральные ублюдки!» Феноменальна интонация этого монолога Елены Сергеевны-Дюковой - она не пафосная, но и не обыденная, простая и героическая, обращённая одновременно к современным карликам-питекантропам и к вертикале, к небу.


СПб ТЮЗ, театр, Бердяев, Разумовская, Александр Иванов, Вознесенский

Previous post Next post
Up