школа журналистики = школа жизни = школа страдания

Jan 21, 2022 11:03

Суперзвезда / Франс / France, режиссёр Брюно Дюмон / Bruno Dumont, Франция, Германия, Италия, Бельгия, 2021
Каннский кинофестиваль, 2021 год - номинация

Тот, кто не страдал, не способен сострадать.
Никколо Томмазео. Красота и вера (1840)

Главная героиня фильма, Франс де Мёр (её играет прекрасная Леа Сейду) - суперзвезда тележурналистики, ведёт популярное политическое шоу на телевидении, ездит по горячим точкам и делает там репортажи, на пресс-конференции президента Франции задаёт ему из первого ряда прикольные коварные вопросы, типа - «господин президент, Вы - убийца? Или Вы - пират? Или Вы - слабоумны?» Ответы не слушает, они ей не особо нужны, ей важно блеснуть, сверкнуть. Любопытно цветовое решение фильма: у Франс всегда густо накрашены губы ярко-ярким оттенком красного, что-то из одежды тоже в этих цветах, если не в красно-малиновом, то в сочно-фиолетовом, интерьеры её квартиры, помещений, заставка в телестудии - тоже в таких же оттенках, и даже горные породы ущелья в горячей точке - тоже с малиновым оттенком. Франс в жизни, в студии и в своих видеорепортажах - это такое яркое, нечто супер, бросающееся в глаза, в своих видосиках она всегда в центре кадра, бородачи с автоматами, разрушенные остовы зданий, воронки от взрывов - это фон, на котором блистает суперзвезда. Хотя она в своих репортажах что-то и говорит про страдания людей во время идущей там войны - это всего лишь пустые слова, которые всего лишь фон, на котором сияет суперзвезда. Главное - хайп, лайки, и супер после передач. Она существует в жизни, словно в каком-то коконе супер-оболочке из улыбок-самоуверенности-победоносности.


И вот она, едучи в автомобиле по Парижу, случайно сбивает марокканца-курьера на мотике. И что-то с ней происходит. Видимо от того, что она впервые причинила боль-несчастье другому человеку, и близко-близко это увидела. Она впадает в депрессию. Да ещё и сталкивается с супер-журналюгством, которым сама занимается, но теперь уже не в дальней горячей точке за морем, а по отношению к себе любимой-и-единственной. Её супер-кокон-оболочка разрушается, его осколки больно ранят её. Она собирает волю в кулак и делает репортаж, какого ещё не было - репортаж из лодки, перевозящей мигрантов из страны охваченной войной через Средиземное море. В кадре она плачет, но явно заметно, что это не слёзы сострадания беженцам, они по-прежнему для неё фон, это нервный плач с края её депрессии.
Длинная-длинная сцена движения автомобиля по горной дороге, такая длинная, что во время неё вспоминается «Солярис» Тарковского, проезд авто, везущего Криса Кельвина на космодром, а оттуда в дальний космос. Длинная сцена ещё не закончилась, но уже ясно, что что-то случится, уже ясно, что случится. Для Франс эта езда будет продолжаться всю жизнь. А после появится новая журналистка Франс, с другим взглядом, взглядом на мир, на людей, на журналистику, взглядом полным сострадания к героям своих репортажей, к страдающим и мучающимся непроходящей болью людям, людям, а не фону.
Как жить? Как жить с перманентной болью в душе и в сердце? Этот вопрос фильмом не решается, длинным финальным кадром, долгим взглядом в камеру, в зрителя, она задаёт этот вопрос сама себе.


В фильме есть ещё один слой, метафорический, адресованный французам, он основан на неслучайной игре омонимов: Франс = France = Франция. Это и фильм о France-Франции, о стране, о её ярком парадном женственном супер-имидже, трещащим по швам, об отношении Франции к мигрантам, к своему отражению в медийном супер-экране. Но для меня этот слой прошёл по касательной, главное тут у Брюно Дюмона, на мой взгляд - жестокая гуманистическая школа страдания-жизни.

кино, Томмазео, Дюмон, Каннский кинофестиваль

Previous post Next post
Up