Ванюшин?!

Aug 14, 2004 19:00

Сергей Найденов «Дети?!» в Театре на Малой Бронной, режиссёр Лев Дуров, 2003

Знакомые лица
Спектакль Л.Дурова представляет традиционный, реалистический, срединный театр, такой театр был тридцать-сорок лет назад в Москве и в провинции, будет он и через тридцать-сорок лет спустя, такой театр всегда будет востребован определённой частью публики, здесь не спеша рассказывается история, в которой обязательно есть некий поучительный вывод. На сцене - гостиная в доме Ванюшиных, отделанная красным деревом (сценография - С.Морозов), на второй этаж ведёт лестница, мебель и вещи - старомодны, но добротны, по краям авансцены - окна в доме Ванюшиных. Герои истории узнаваемы, как узнаваемы герои сериалов:


- благородный, но несчастный отец семейства купец Ванюшин (Г.Мартынюк);
- его жена, Арина Ивановна (В.Майорова) - простая, тёмная женщина, не может даже деньги (60 руб.) надёжно припрятать;
- старший сын Константин (Д.Цурский) - образованный, но жуковатый, нечестный, видимо неталантливый, тайно живёт с Еленой, своей двоюродной сестрой, и не хочет, чтобы эта тайна открылась;
- дочь Клавдия (Е.Дурова), страдает хромотой, неулыбчивое хмурое существо, она и её муж (В.Ершов) - это «серые кардиналы» этого дома, все в убытках и в несчастьях, они - в прибылях и довольны;
- младший сын Алексей (И.Ждаников), гимназист - непутёвый юноша, вместо гимназии ходит к женщинам, на них же тратит деньги, которые иногда похищает из дома, но искренний и честный;
- Людмила (С.Тимофеева-Летуновская) - красивая, но несчастная дочь, выданная замуж за алкаша-купца;
- Аня и Катя (Д.Грачёва и Т.Ошуркова) - две младшие дочки-близняшки, гимназистки, непоседы, егозы, могут сгоряча и обидеть, но - отходчивые, жалостливые;
- Елена (М.Орёл) - влюблена в Константина, несчастна, тиха, скромна;
- Красавин (С.Перелыгин) - муж Людмилы, туповатый, и видимо, никогда не трезвеющий купчик, но - хваткий, ушлый и честолюбивый. Это самый колоритный персонаж этой истории, и, пожалуй, единственный, кто не вписывается в расчерченные схемы этой театральной моралитэ.

Купец-призрак
Концепция режиссёра-постановщика прочитывается ещё до спектакля - он уполовинил название пьесы, и поставил в конце вопросительный и восклицательный знаки, как бы вопрошая - «Разве это дети?!» А на первой странице программки коллаж - птичье гнездо, обагрённое кровью, поверх него разбросаны фотографии маленьких детей - «Вот что натворили эти маленькие детишки, когда подросли!». В финале расстроенный своими непутевыми детьми, Ванюшин даёт жене крупную сумму денег для Елены и её ребёнка от Константина, потом уходит в город, тихо и незаметно возвращается, влезая в окно, в глубине дома слышится выстрел, на окно, через которое влез глава семейства, выплёскивается красная жидкость - кровь, довели детишки благородного человека до самоубийства. Позиция Л.Дурова, человека старшего поколения, очевидна - во всех семейных бедах и несчастьях этой семьи, во всём виноваты ОНИ, то есть поколение младшее - дети. Выведя фамилию главного героя из названия, режиссёр выводит Ванюшина заодно и из-под «огня» критического взгляда на него драматурга и зрителей. Купец Ванюшин в исполнении Мартынюка - это праведный праведник, с грустными глазами, с большим удивлением и недоумением узнающий, что в его семье, а заодно и в мире, оказывается (!), существуют обман, лицемерие, корыстолюбие, алчность, прелюбодеяние и похоть, жадность. Сталкиваясь с очередным пороком или попадая в эпицентр очередного скандала в своём семействе «святой» Ванюшин-Мартынюк широко и удивлённо раскрывает глаза, как бы спрашивая: «Разве так бывает?»


Этому спектаклю стоило дать название «Ванюшин?!» - разве бывают такие «святые» купцы, какого играет Мартынюк - всю жизнь занимавшиеся купеческим делом, возглавлявшие торговый бизнес, дожившие до седых волос и сохранившие при этом «девственную» психологию иеромонаха-отшельника? Концепция Дурова противоречит и тексту пьесы: в спектакле, например, не купирован эпизод, когда «святой праведник», отец Ванюшин предлагает сыну жениться на «деньгах» (на богатой вдове Протопоповой), чтобы поправить финансовые дела семейства. Причём благородный Ванюшин озвучивает своё грязное предложение таким «чистым» и праведным голосом и с таким невинным видом, как будто предлагает сыну отправиться на учёбу в Университет Благородных Юношей.

Ванюшин и дети
Большие русские актёры (Н.Светлов и Б.Борисов в спектакле Н.Синельникова, Б.Андреев в фильме Е.Ташкова, Е.Леонов и А.Фатюшин в спектаклях А.Гончарова) играли Ванюшина по-другому, они играли трагическую вину отцов, в этих спектаклях жалкий, уродливый мир детей был порождён убогим, аморальным миром старшего поколения, Ванюшин Светлова, Леонова, Борисова, Фатюшина это видел и страдал прежде всего от осознания своей вины, «разлом» этого душного мирка проходил через него самого, мир Ванюшина-Мартынюка разламывается между ним и его «плохими» детьми, а этот Ванюшин лишь удивляется - какие нехорошие у него детки. Беспощадней всех рассматривал Ванюшина А.Гончаров, в его постановке это была даже не драма, а отталкивающий фарс, бесконечные, громкие скандалы в этом доме превращались в непрерывный шумный, отвратительный балаган. А.Гончаров нашёл в архивах и другой финал, написанный С.Надёновым позже и использовал его в своей постановке, этот финал был фарсовым - Ванюшин не сумел не только воспитать детей, но и застрелиться, его приносили домой, поднимали на второй этаж, а оттуда он кричал детям: «Я буду жить и буду напоминать Вам, что жив Ванюшин!»

Актёры
Что радует в этом спектакле - так это актёры. Как это ни удивительно - они все в прекрасной форме и, если в театр на Малой Бронной вдруг придёт новый Эфрос или старый Женовач, ему будет с кем ставить свои замечательные спектакли.

Дуров, театр, Малая Бронная, Найденов

Previous post Next post
Up